Документальная повесть «Восстание потребителей» — одна из немногих
удачных попыток осмыслить то, что случилось с Советским Союзом. Почему
казавшаяся нерушимой махина в считаные годы рассыпалась в пыль?
Принято в первую очередь благодарить за это (и винить в этом)
гласность — мол, свобода слова подточила ноги глиняного колосса. Но у
журналиста Валерия Панюшкина есть другой ответ — надо сказать, гораздо
более убедительный.
«Принято было думать, будто Горбачева поддерживают ради
предоставленных свободы и справедливости. Никому не приходило в голову,
что изголодавшийся потребитель тогда, в конце 80-х, и в последующую
четверть века будет неизменно поддерживать того правителя, при котором растет потребление. В 86-м Горбачев позволил населению потреблять хоть что‑нибудь, хоть газетные статьи и книжки, — и его поддерживали.
В 91-м Ельцин предложил людям
потреблять, пусть и по шокирующей цене, колбасу и сметану, польский
ликер и джинсы — поддержали и его, несмотря на отчетливую
несправедливость тогдашних экономических реформ. В 2000-е, при Путине,
свобода стала скукоживаться, но мобильные телефоны и телевизоры
появились у каждого человека: сначала в столицах, потом в крупных
городах, потом в деревнях и селах — народная поддержка Путину была
обеспечена, сколько бы интеллектуалы ни ныли по поводу скукоживающихся
свобод.
И только теперь, по прошествии четверти столетия, можно с
отчетливостью увидеть, что революция, начавшаяся в России в середине
80-х годов, была не демократической и не буржуазной. Революция была
потребительской. И она победила».
И только где-то в закутке, возле спущенного колеса Лендкрузера,
сжимая в потной ладошке опустевшую бутылку кальвадоса, заплакал
маленький Хенрен.
Комментариев нет: