Война против СП2 Америкой проиграна
Расчёт США на то, что выход из проекта под влиянием американских санкций западных компаний, специализирующихся на прокладке морских трубопроводов, сорвёт строительство, не оправдался. У России оказались в наличии не только суда-трубоукладчики, но и другие элементы, необходимые для реализации такого рода проектов.
Участок в водах Германии уже достроен. Многофункциональное аварийно-спасательное судно «Мурман» 23 декабря остановилось у конца построенного трубопровода в датских водах почти в 15 милях к югу от острова Борнхольм и двинулось по недостроенному участку со скоростью 0,1 узла. Судно приступило к исследованию дна с помощью телеуправляемых подводных аппаратов (ROV). Такие работы проводятся перед укладкой труб и сразу после неё для мониторинга состояния трассы.
Сейчас в акватории Балтийского моря наблюдается около десятка судов под российским флагом, задействованных в строительстве газопровода – специализированные снабженцы, буксиры и т. д. Возможно, скорость укладки будет не та, какую обеспечивала компания Allseas, мировой лидер в строительстве магистральных подводных газопроводов, но импортозамещение сработало и тут. Российские специалисты справились с модернизацией и дооснащением судов, дипломаты обеспечили юридическое сопровождение работ, получение всех необходимых разрешений и согласований.
Решение даже сугубо технических бумажных вопросов было политической задачей – ведь именно проволочки со стороны Дании привели к тому, что работы в её исключительной экономической зоне начались так поздно и не закончились к моменту введения американских санкций. В этот раз со стороны датчан никаких проволочек не возникло; в частности, они достаточно быстро согласились внести изменения в выданное ранее разрешение на проведение работ, разрешив их проводить судам с якорным позиционированием (таковым является «Фортуна»), хотя в первоначальном варианте речь шла только о динамическом позиционировании, которым располагают суда компании Allseas и «Академик Черский».
Это подтверждает предположение о том, что прежняя позиция Дании была вызвана не давлением американцев, а двойной игрой со стороны главного экономического партнёра Дании Германии. С их подачи датчане до последнего момента затягивали с выдачей разрешения, что нужно было немцам, дабы сделать Россию сговорчивее в вопросе сохранения украинского транзита, а фактически – поставок российского газа на Украину по так называемым реверсным схемам.
В итоге Берлин перехитрил сам себя, дав американцам возможность затормозить строительство газопровода, который Германии нужен не меньше, чем России. Так или иначе, немецкой стороне пришлось выступить с рядом достаточно жёстких заявлений, последним из которых по времени стали слова главы МИД ФРГ Хайко Мааса о том, что немецкое правительство не собирается уступать американским властям в споре о «Северном потоке — 2», так как речь идёт о суверенитете Германии. «Нам не нужно говорить о европейском суверенитете, если это означает, что в будущем мы будем делать все, что захочет Вашингтон», – заявил Хайко Маас.
Не повлияли на позицию Германии и новые «разоблачения» Навального, так ли случайно раздавшиеся перед возобновлением работ на трассе газопровода. Судя по всему, и вся провокация с «отравлением», помимо «стратегической» задачи демонизации Москвы, была запущена для срыва достройки «Северного потока — 2».
Этот проект стал своего рода делом принципа и для администрации Трампа, стремившейся показательно «обломать» европейских союзников, и для них самих (прежде всего для Германии), маркером, показывающим, являются ли они суверенными государствами или вассалами Вашингтона.
Новый президент США Джо Байден ставит задачу восстановления единства «демократического мира», нарушенную действиями Трампа, но по-старому (как до Трампа) уже не будет. Проигранная даже по очкам война меняет соотношение сил, а затеянную ими войну против «Северного потока — 2» американцы проиграли. Немецкая сторона перешла к более твёрдой защите своих интересов, и этот опыт немцы не забудут. Надо полагать, официальная позиция Вашингтона по отношению к газопроводу не изменится, но, скорее всего, новых серьёзных попыток сорвать достройку «Северного потока — 2» уже не будет. Для Германии это серьёзный выигрыш.
А главный выигрыш России состоит в том, что из-за западных санкций её не удалось поставить перед лицом срыва стратегически важного проекта. У страны оказалось достаточно технологических, финансовых и политических ресурсов, чтобы довести проект до успешного завершения.
Комментариев нет: