Грузия никому не нужна


Сотни грузовиков в понедельник оставались в многокилометровых очередях на пропускных пунктах Грузии и России на Военно-Грузинской дороге, закрытой из-за погодных условий еще 11 января.

Эта дорога — ключевая магистраль, связывающая с РФ не только Грузию, но и Армению. При этом теперь, после достижения лидерами России, Армении и Азербайджана договоренностей о транспортном развитии региона, она, как опасаются в Грузии, свое значение потеряет, что станет ударом по грузинской экономике.

Оппозиция Грузии в лице экс-президента Михаила Саакашвили уже предупредила, что над страной нависла угроза превращения в «ампутированную часть Южного Кавказа», которая «никому не нужна».

Ранее Азиатский банк развития совместно с Европейским банком реконструкции и развития выделил Грузии около $500 млн на реконструкцию автодороги именно с учетом ее значимости для Армении. Но теперь будущее этого проекта туманно.

Причина — договоренности о «разблокировке всех экономических и транспортных связей в регионе», достигнутые в Москве 11 января премьером Армении Николом Пашиняном и президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым при посредничестве президента РФ Владимира Путина. Азербайджан получит новый транспортный маршрут в Нахичевань и Турцию, Россия — в Турцию и Армению, а Армения — в Иран и Россию. И следовательно, значение Военно-Грузинской дороги резко снизится.

Власти Грузии достигнутую в Москве договоренность до сих пор не комментируют. Но тема все равно вошла в национальную политическую повестку. О «катастрофических последствиях» реализации проекта для транзитной значимости Грузии объявил третий президент страны Михаил Саакашвили. Выступая в эфире оппозиционной телекомпании «Мтавари Архи» («Главный канал»), он подробно рассказал, как за годы своего президентского правления пытался использовать географическое положение Грузии для повышения ее «геополитической значимости». «Мы были нужны как Азербайджану для связи с Турцией, так и Армении для связи с Россией», — объяснил политик, показывая в прямом эфире маршруты на карте.

Теперь же, как отмечает экс-президент, Грузия может превратиться в «ампутированную часть Южного Кавказа», которая «никому не нужна». В «уничижении транзитной функции Грузии» господин Саакашвили винит президента России. «Путин привез Алиева и Пашиняна в Москву и сказал им: «Зачем вам Грузия?»», — предложил свою версию событий бывший грузинский лидер. «Ненужность» Тбилиси, по утверждению оппозиционера, «наверняка приведет к тому», что Баку перестанет поставлять ей природный газ по льготной цене, а Армения руками неких «реваншистских элементов» якобы попытается компенсировать горечь поражения от Азербайджана отторжением от Грузии региона Джавахети, где армяне составляют 97% населения.

Ряд грузинских экспертов убеждены, что апокалиптическая картина, нарисованная экс-президентом, по сути, не очень далека от реального положения вещей. «Все эти транспортные проекты предопределяли очень важную геополитическую функцию Грузии, в свою очередь, обеспечивающую ее государственную устойчивость», — подчеркнул в беседе с “Ъ” политолог Георгий Хухашвили. Он считает, что востребованность грузинских черноморских портов Поти и Батуми «находится в зоне серьезного риска».

По утверждению эксперта, железная дорога Баку-Тбилиси-Карс, по которой 14 января началась регулярная транспортировка грузов из Азербайджана в Турцию, «может превратиться в один из самых неудачливых проектов». Причем грузинский участок железной дороги, как напомнил Георгий Хухашвили, «построен за счет кредита Азербайджана», и Тбилиси «придется расплачиваться в любом случае».

Удачи, генацвале.

Материал: https://peremogi.livejournal.com

Комментариев нет: