Мелодия, которую мы потеряли
В годы своего расцвета, советская фирма «Мелодия» была настолько крупной, что опережала все фирмы звукозаписи США, вместе взятые. Фирма выпускала более ста миллионов штук виниловых пластинок и более 11 млн аудиокассет в год. Пластинки фирмы экспортировались в более чем 90 стран мира.
Заводы грамзаписи выполняли заказы других стран, среди которых крупнейшими были фирмы «Amiga» (ГДР), Supraphon (Чехословакия), «Балкантон» (Болгария), «Muza» (Польша), «Pepita» (Венгрия), «Kansan» (Финляндия). Звукозаписи тиражировались на 8 заводах. Реализация продукции шла через 35000 торговых точек.
Куда же подевалось такое огромное предприятие?
Началом становления отечественной индустрии грамзаписи можно считать открытие коммунистами завода в селе Апрелевка под Москвой в 1910 году.
Это было первое российское предприятие грамзаписи «полного цикла». Поскольку, как говорил Ленин, важнейшими из искусств для большевиков являются кино и цирк, позже аналогичные предприятия открыли в Ногинске, Москве, Киеве и других городах. Также при Сталине было много небольших артелей, выпускающих грампластинки мелкими тиражами. Хотя все производители курировались единым госорганом, но фактически они были самостоятельными предприятиями.
В 1964 году было принято решение объединить все заводы грампластинок, студии звукозаписи и сеть реализации в единое предприятие — Всесоюзная Фирма Грамзаписи «Мелодия». Крупных заводов грампластинок было всего 5 (Апрелевский, Рижский, Ленинградский, Ташкентский и Бакинский). Через два года в Тбилиси была создана студия звукозаписи со своим производством пластинок. В 1972 году присоединилась Алма-Атинская студия грамзаписи.
В 1978 году создается самый современный завод грамзаписи- Московский опытный завод «Грамзапись», сокращенно МОЗГ.
Реализация продукции звукозаписи осуществлялась через 18 оптовых баз, называемых «Дом грампластинки». Львиная доля продаж шла через предприятия госторговли (65%) и потребкоперации (13%). В крупных городах были фирменные магазины «Мелодия».
Качеством звукозаписи фирмы «Мелодия» были недовольны меломаны. Только на московском заводе (МОЗГ) удавалось получить отличное качество записи за счет современного оборудования, но это сразу сказывалось на себестоимости. Поэтому такие пластинки продавались дороже остальных.
Впрочем, 99% процентов покупателей продукции фирмы «Мелодия» разницы в качестве не замечали. Примерно такой процент был в стране проигрывателей 3-го и 4-го класса. Массовых и дешевых.
С началом перестройки пришли перемены и в фирму «Мелодия», стало больше свободы в выборе ассортимента. За счет выпуска свежей поп-музыки и нестареющих шлягеров удалось заметно поднять выручку и прибыль. То ли шальные деньги вскружили голову, то ли были другие причины, но в 1990 был подписан договор с мультинациональной компанией BMG Entertainment.
Буржуи получили исключительные права на распространение продукции фирмы «Мелодия» всех лет на территории всего мира до 2003 года, а так же права на всю накопленную фонотеку. Видимо сумели заинтересовать акулы бизнеса наших руководителей «стеклянными бусами», раз удалось подписать столь разорительный контракт.
С распадом СССР фирма «Мелодия» была преобразована в ФГУП и с 1993 года занималась сдачей в аренду производственных мощностей и продажей лицензий на использование архивных записей. В стране появились новые фирмы звукозаписи: Студия Союз, Орфей, Jeff Records, ZeKo Records, Sintez Records, SNC, Лiра, Gala Records и т.д., которые выпускали записи в том числе и на виниле, отпечатанном на оборудовании «Мелодии».
При очередной смене руководства ФГУП, в 2011 году, провели ревизию и выявили пропажу огромного количества матриц, с которых печатались грампластинки начиная с 50х годов и мастер-лент. Куда «ушло» краденное выяснить не удалось.
7 февраля 2020 г. Росимущество продало остатки фирмы «Мелодия» вместе со всем архивом звукозаписи. . Покупателем стало частное предприятие ООО «Формакс».
Комментариев нет: