Чему учат школьников в стране победившего майдана

или «Черное море выкопали древние укры»

Ответ на вопрос, которым задаются российские СМИ: «Откуда взялось поколение украинцев, ненавидящих Россию?» - на самом деле прост. Оно выросло за 23 года, которые мы прожили в разных государствах после распада СССР. А вот чем это поколение поливали и удобряли, «КП» попыталась понять, изучая учебники, по которым в незалежной преподают историю.


Брат или не брат?

«Киевская Русь - древнерусское государство, за время существования которого восточнославянские племена сложились в древнерусскую народность, ставшую впоследствии основой для формирования трех братских народностей - русской, украинской и белорусской», - считает Большая советская энциклопедия. Дураки ученые сами не понимали, что писали. Спустя годы нашлись специалисты, которые смогли их поправить.
В учебнике истории Украины за 7-й класс, написанном Смолием В. А. и Степанковым В. С., прямо сказано: никаких братских народов не существовало:
«Киевское государство, право, культура были созданы одной народностью, украинско-русской. Владимиро-Московское - другой, великорусской. Владимиро-Московское государство не было ни наследником, ни преемником Киевского, оно выросло на своих корнях и отношение к нему Киевского можно бы приравнять, например, к отношениям Римского государства к его галльским провинциям».
Если с этого начинается учебник, нетрудно догадаться, что в нем будет дальше...

«Руское государство» и казацкое величие

Если верить украинским учебникам, у Украины было два величайших взлета: княжеская Русь и казачество.
Про княжескую Русь всем хорошо известно: Рюрик, Олег, Владимир-Креститель и так до самых татаро-монголов, пустивших эту Русь в распыл. Чтобы кто-нибудь, не дай бог, не спутал эту империю с Россией, она даже специально пишется с одним «с» - «Руское государство». Но вообще слово «Русь» - анахронизм, убеждают школьников Власов В. С. и Данилевская О. Н. - авторы «Введения в историю Украины», 5-й класс:
«Название Украина впервые употреблено в летописи под 1187 г. относительно Киевщины, Переяславщины и Черниговщины. Оно происходит от слова країна, которое имело значение родной край, родная сторона, земля. Впоследствии название Украина распространилось на всю нашу землю и дало наименование нашему народу, вытеснив из употребления прежнее - Русь».
Главная задача большинства учебников - доказать, что Украина - великое государство, только ему постоянно мешали развернуться во всю мощь. Хотя, как сказано в «Истории Украины» (Струкевич А. К., 8-й класс), «Украина всегда была одной из составляющих европейской цивилизации». В качестве примера приводится размах достижений казачества: они и на турок нападали, и полякам задавали, и Москву осаждали. А если кто думает, что это были просто мужики с саблями на конях, то он просто невежда:
«Одним из преимуществ казацкого войска было безупречное владение саперным искусством. Kaзaки умели быстро и качественно строить прочные укрепления во время боя. Польские и европейские инженеры восхищались фортификационными сооружениями казаков».

Главный враг - Московия

Принципиальный момент: везде речь идет об украинском государстве в современных границах, как будто так было всегда. Если Крым, то это Крым, оккупированный татарами, если Львов, то бесчестно занятый поляками. Практически все учебники написаны от обратного. Если, условно говоря, американский учебник рассказывает, как первопроходцы обживали Дикий Запад, то украинский - как задыхалась незалежная в кольце врагов: Литвы, Польши, Венгрии, Австрии.
Даже на картах в учебниках написано в обозначениях: «Государства, поделившие украинские земли». И главный среди врагов, естественно, Россия:
«С середины ХIV века укреплялась позиция Московского княжества. Московиты посягали и на чужеземные территории. Однако население оказывало московитам ожесточенное сопротивление, за что воеводы многих людей огню и мечу предали».

В подарок герцогу Мальборо

Какого царя ни возьми - любой только тем и жил, как бы задушить украинскую государственность. Возьмем, например, Петра Первого.
Вот что пишет в «Истории Украины» для 8-го класса Струкевич А. К.:
«В архиве французского министерства иностранных дел найден проспект Петра I за 1703 год. В нем планировалось дождаться смерти Ивана Мазепы или же умертвить его, казацкое сословие ликвидировать, всех несогласных уничтожить или выселить из Украины, а освобожденные земли заселить россиянами и немцами. Сохранились источники, свидетельствующие о существовании планов пepeдaчи украинских земель князю Меншикову и английскому герцогу Мальборо».
Ну как украинский школьник может хорошо относиться к стране, царь которой хотел отдать его землю английскому герцогу?! А как, скажите, мог оставаться верным такому царю прогрессивный гетман Мазепа? Вот что пишет Струкевич в главе «Причины перехода Ивана Мазепы на сторону Карла XII»:
«Продвижение шведской армии в сторону Украины побуждало гетмана обратиться к Петру I за помощью о выделении 10 тыс. регулярных войск для отражения наступления. Ответ царя подтвердил его полное равнодушие к проблемам украинских союзников: «Не только 10 000, но и 10 человек не могу дать». Так он отблагодарил за жертвы, принесенные украинцами во время Северной войны. Отказ Петра I выполнять долг зaщитника Украины освобождал Мазепу от обязательств перед Московским государством. Перед лицом могущественного неприятеля, способного разгромить Украину, какое решение должен был принять гетман Мазепа? Он решил объединиться со шведами в войне против Московии».
Петр, если верить учебникам, ответил «геноцидом и массовой резней». Но на этом не остановился:
«Петр I начал и ycпешно воплощал в жизнь политику колонизации Украины. Отрезанная от Европы, она становилась рынком сбыта для российскиx товаров и поставщиком сырья для ее промышленности. Подчинив Украину своим промышленникам и купцам, российское правительство стремилось оставлять золотые и серебряные деньги у населения России. В украинское денежное обращение официальный Петербург запускал как можно больше медных денег».
Остальные российские цари или советские руководители - в трактовке украинских учебников, - можете поверить, ничуть не лучше.
Словом, за 20 лет было сделано очень много, чтобы русские и украинцы перестали считать себя братьями.

Для кого-то мир еще на китах держится, а для кого-то - на Украине.

КОМПЕТЕНТНОЕ МНЕНИЕ

Историк Константин КОВАЛЕВ-Случевский: Можно сделать центром мира и Чад
- Почему Украина так активно пишет свою - отличную от всех - историю?
- Еще Бердяев сказал: история - это миф. Можно переписать любую историю из той точки, где мы сейчас находимся. Взять, например, город Астрахань и написать историю так, что это будет центр цивилизации. Можно написать историю так, что центром мира будет государство Чад в центре Африки, потому что там нашли останки первобытного человека, а значит, там зародилась цивилизация... Украинцев в этом смысле можно понять: они хотят сделать центром своей истории Киев. У Киева есть своя история, вопрос в том, назывался ли он тогда Украиной? Конечно же, нет!
Но украинцы претендуют на то, чтобы создать свой цивилизационный миф. Когда я еще в 70-е годы студентом-археологом раскапывал в Крыму византийские памятники и что-то мы находили, приезжало руководство из Киева. И на моих глазах еще тогда человек писал: найдено большое количество древне-украинских артефактов. «Подождите, - говорил я. - Это же Византия, при чем здесь Украина?» - «Вы еще молодой, ничего не понимаете!» Это говорили еще при Советском Союзе! И пока историю будут интерпретировать политики, ничего с этим поделать нельзя.

- Похоже на анекдот про глобус Украины...

- Это прошли и прибалтийцы. Ведь никогда не было ни латвийского государства, ни эстонского, они заявили о своей значимости исключительно благодаря тому, что Ленин подписал Брестский мир. Они на 20 лет стали независимыми государствами и принялись переписывать историю под себя...

- Разве корректно брать территорию современной Украины и описывать ее «страдания» во всей исторической перспективе?

- Это примерно как в российских учебниках писали бы, что наше Зауралье было злодейски оккупировано Чингисханом и Тамерланом. Конечно, так нельзя. Ключевой момент здесь: Киевская Русь и Украина - не одно и то же.

- Еще одна особенность украинских учебников: выделяется три этапа - «княжеская Русь», «казацкое государство» и сразу же «возрождение Украины».
- Это по той причине, что они не знают, что делать с другими периодами, когда их не существовало вообще. Когда их не было, они пытаются как бы зажмуриваться.

Что, по-вашему, происходило на территории Российской империи после 1917 года? Правильно не ответите, потому что не читали «Историю Украины для 10 - 11 классов» А. Козицкого. Этот автор уверен, что на самом деле происходила «российско-украинская война 1917 - 1920 годов». Козицкий так и пишет:
«Возрождение украинской державности в период 1917 - 20 годов сопровождалось беспрерывной борьбой с Россией, как красной, так и белогвардейской. Со стороны Украинской народной республики война имела оборонный справедливый характер. Россия выступала в этом конфликте в роли агрессора».
Что в этом учебнике говорится о «разкуркувлении» и «ликвидации куркульства як класу», и пересказывать не хочется, но в нем, например, подробнейшим образом описываются «подвиги» героев Украинской повстанческой армии и дивизии СС «Галичина». И делается вывод:
«УПА была народной армией. Тысячи украинцев, что были в рядах УПА, отдали свою жизнь за свободу Украины».
В учебнике истории Украины, написанном Сергеем Синило, понятие «Великая Отечественная» заменено на «советско-германскую войну». И сказано:
«Многие украинцы находились в партизанских отрядах. Однако многие из этих отрядов контролировали представители НКВД, и эти отряды действовали по их указке».
Вот так вот перечеркнут подвиг тысяч людей, боровшихся с фашизмом.

ВО ДАЮТ!
«Черное море выкопали древние укры»

Александра КУЧУК
Украинская пропаганда доходила до того, что в книгах и статьях некоторых авторов появлялись совершенно фантастические выводы. Вот некоторые из них:
«Черное море появилось искусственно благодаря таланту и труду древних укров... В результате героического труда не одного поколения ваших предков и было вырыто огромное озеро».
«Арии (ории) - древнейшее название украинцев. Первые пахари мира. Приручили коня, изобрели колесо и плуг».
«Украинский язык - допотопный, язык Ноя, самый древний язык в мире».
«Есть основания считать, что Овидий писал стихи на древнем украинском языке».
«Славный полководец Спартак может быть причислен к ярчайшим представителям скифско-арийского этноса, который дал миру и современных украинцев».
«Украинцы - великий народ, заселявший когда-то почти всю Европу. Галлы - жители Галиции (галичане - западные украинцы), Галисии (в Испании), Галлии - во Франции и Северной Италии и гелы - шотландцы, а также ирландцы - это один и тот же народ. Часть галичан населяла и Фракию. Так что Спартак и Бандера - национальные герои нашей родины».

Как в учебниках истории разных стран излагаются события Великой Отечественной
Одни могли не помнить, кто именно командовал Первым Белорусским фронтом, другие - за что Жуков получил третий орден Ленина, но ни у кого из выросших в Советском Союзе не возникало вопросов по поводу Дня Победы. Величия праздника со слезами на глазах не оспаривали даже самые завзятые враги строя.
Как выяснилось, к седьмому десятку лет со дня взятия Берлина, кроме России, о случившемся в мае 1945 года помнить хотят не многие. Во всяком случае, в школьных учебниках истории разных стран события конца Второй мировой войны искажены до неузнаваемости.

Дмитрий СМИРНОВ