МВФ фактически отказал Украине в выдачи второго транша кредита
МВФ решил не выдавать второй транш кредита, в размере около 1,5 млрд. долл. Решение МВФ о выдачи второго транша должны было быть принято еще до 10 июля, но миссия МВФ вынуждена была продолжить свою работу. И даже после завершения работы в Украине миссия МВФ не решилась озвучить свое решение, не посоветовавшись с руководством в Вашингтоне.
Но и после этого руководство МВФ приняло странное решение. Типа второй транш кредита выдать, но деньги в Украине не давать до сентября, когда уже нужно будет выдавать третий транш. Это фактически означает отказ выдать Украине второй трашн кредита со стороны МВФ. Не секрет, что МВФ это фактически международная финансовая структура под полным контролем США. Даже ЕС ограничен во влиянии на МВФ. Все решения МВФ по поводу давать или не давать деньги фактически принимает руководство США.
Еще когда в мае 2014 года Украина получила первый транш от МВФ в размере 3,2 млрд. долл. и наши и зарубежные эксперты говорили, что деньги фактически дали авансом в надежде, что рекомендации будут выполнены. Но Арсений Яценюк решил вспомнить практику своей политической коллеги Юлии Тимошенко, которая тоже очень много обещала, когда брала деньги у МВФ и мало что делала. А этого МВФ очень не любит. И их можно понять.
Экономическая логика кредитов от МВФ, это, прежде всего, помощь государственным финансам страны, которые получают эти деньги. Но предоставляя деньги, МВФ хочет, чтобы власти страны реально выполняли их указания, а не пытались найти «легкие обходные пути». В самом тексте договора между Украиной и МВФ записано, что МВФ хочет, чтобы Украина реально уменьшила дефицит государственного бюджета, чтобы снять риски дефолта. Выдавать деньги стране, которая сама идет к дефолту не будет даже МВФ. Ибо его цель обеспечить исправление диспропорций и дисбалансов в государственных финансах, чтобы потом за счет нормальной работы экономики и госбюджета Украина смогла без проблем вернуть кредиты. Не стоит забывать, что МВФ выдает новые кредиты, но при этом требует от Украины неукоснительно погашать старые кредиты. Зачем кредитовать страну, которая не рассчитывается по старым долгам.
На первый взгляд может показаться, что правительство Арсения Яценюка выполнило все требования МВФ. По результатам пяти месяцев 2014 года дефицит сводного госбюджета составил 7,9 млрд. грн, в то время как за аналогичный период прошлого года дефицит госбюджета было около 22 млрд. грн. Но такой дефицит госбюджета был достигнут только за счет того, что НБУ наперед заплатил налог со своего дохода в размере 22 млрд. грн, которые он был обязан заплатить по итогам текущего года. МВФ в своем договоре запрещал такого рода операции, так как он считает, что это неэкономические методы. Если же не учитывать эту сумму, то дефицит госбюджета принимает катастрофическое положение и не выдерживает никакой критики.
МВФ требует от правительства Украины реальных действий, направленных на реформирование экономики и создание благоприятных условий для развития бизнеса. Только за счет возрождения нормальной работы экономики можно реально наполнить госбюджет. А как раз с реформами у правительства Арсения Яценюка и не получается. Сложно назвать реформой введение нового налога на доходы по депозитам. Этот налог только усугубил ситуацию в банковском секторе. Не совсем понятно, почему правительство Аресения Яценюка затеяло тяжбу с Газпромом по старым газовым долгам. При предоставлении первого транша кредита МВФ дал добро использовать 2,2 млрд. долл. для расчета за газ с Россией. Но правительство решило не платить за газ, а теперь уже непонятно, где эти деньги делись. По итогам мая 2014 года золотовалютные резервы были на уровне 17,9 млрд. долл., а по итогам июня они стали только около 17 млрд. долл. И при этом долги по газу не погашали. Непонятно, почему ничего не сделано для искоренения коррупции при госзакупках. МВФ поставил задачу нашему правительству реструктуризировать старые долги по НДС за счет выпуска ОВГЗ-НДС на сумму 16,7 млрд. грн и после этого не увеличивать долги по возмещению НДС. Но вместо этого возмещение НДС уже по июню 2014 года уменьшилось на 40% по сравнению с прошлым годом и долги по возмещению НДС начали опять накапливаться. Почему-то еще никак не запустят в работу трансфертное ценообразование, чтобы контролировать доходы экспортеров. Ибо в Украине получилось парадоксальное явление. Согласно таможенным декларациям по итогам июля 2014 года Украине получила профицит по внешней торговле более 2 млрд. долл. Но эту валюту явно не спешат продавать на валютном рынке Украины. Поэтому вполне резонно возникает вопрос: когда же, наконец, правительство займется украинскими экспортерами, которые должны не только продавать товары, но и возвращать валюту в Украину.
То обстоятельство, что МВФ все же решил предоставить Украине второй транш, во многом спасает Украину от дефолта. Если бы МВФ отказал Украине в кредите, последствия могли бы быть катастрофическими. На данный момент только МВФ является главным источником поступления валюты для золотовалютных резервов. Все надежды на то, что можно за счет скупки валюты на украинском валютном рынке пополнить золотовалютные резервы эфемерны. По итогам отчета S & P Capital по итогам 2 квартала 2014 года риск дефолта украинских еврооблигаций оценили на уровне 42%. Хуже показатели только у Венесуэлы или Аргентины. Даже оценка вероятности дефолта в Ираке ниже, чем в Украине. Это все настораживает. И заставляет задуматься о том, что будет дальше.
Согласно договору с МВФ третий транш Украина должна получить 25 сентября 2014 года. И если до этого времени правительство Арсения Яценюка не проведет настоящие реформы, то второго и третьего транша не будет. Скорее всего, МВФ больше не поверит обещаниям правительства Украины. Поэтому, тут два пути: или начинать реально реформировать экономику, или уступать место другому правительству, которое умеет это делать. Иначе Украине реально грозит дефолт уже в конце года, если МВФ откажет в очередном транше, но при этом Украине придется погашать старые кредиты МВФ, и думать, где искать валюту чтобы купить газ на зиму. Время работает против нас.
Александр Охрименко
____________________________________________________________________
Но и после этого руководство МВФ приняло странное решение. Типа второй транш кредита выдать, но деньги в Украине не давать до сентября, когда уже нужно будет выдавать третий транш. Это фактически означает отказ выдать Украине второй трашн кредита со стороны МВФ. Не секрет, что МВФ это фактически международная финансовая структура под полным контролем США. Даже ЕС ограничен во влиянии на МВФ. Все решения МВФ по поводу давать или не давать деньги фактически принимает руководство США.
Еще когда в мае 2014 года Украина получила первый транш от МВФ в размере 3,2 млрд. долл. и наши и зарубежные эксперты говорили, что деньги фактически дали авансом в надежде, что рекомендации будут выполнены. Но Арсений Яценюк решил вспомнить практику своей политической коллеги Юлии Тимошенко, которая тоже очень много обещала, когда брала деньги у МВФ и мало что делала. А этого МВФ очень не любит. И их можно понять.
Экономическая логика кредитов от МВФ, это, прежде всего, помощь государственным финансам страны, которые получают эти деньги. Но предоставляя деньги, МВФ хочет, чтобы власти страны реально выполняли их указания, а не пытались найти «легкие обходные пути». В самом тексте договора между Украиной и МВФ записано, что МВФ хочет, чтобы Украина реально уменьшила дефицит государственного бюджета, чтобы снять риски дефолта. Выдавать деньги стране, которая сама идет к дефолту не будет даже МВФ. Ибо его цель обеспечить исправление диспропорций и дисбалансов в государственных финансах, чтобы потом за счет нормальной работы экономики и госбюджета Украина смогла без проблем вернуть кредиты. Не стоит забывать, что МВФ выдает новые кредиты, но при этом требует от Украины неукоснительно погашать старые кредиты. Зачем кредитовать страну, которая не рассчитывается по старым долгам.
На первый взгляд может показаться, что правительство Арсения Яценюка выполнило все требования МВФ. По результатам пяти месяцев 2014 года дефицит сводного госбюджета составил 7,9 млрд. грн, в то время как за аналогичный период прошлого года дефицит госбюджета было около 22 млрд. грн. Но такой дефицит госбюджета был достигнут только за счет того, что НБУ наперед заплатил налог со своего дохода в размере 22 млрд. грн, которые он был обязан заплатить по итогам текущего года. МВФ в своем договоре запрещал такого рода операции, так как он считает, что это неэкономические методы. Если же не учитывать эту сумму, то дефицит госбюджета принимает катастрофическое положение и не выдерживает никакой критики.
МВФ требует от правительства Украины реальных действий, направленных на реформирование экономики и создание благоприятных условий для развития бизнеса. Только за счет возрождения нормальной работы экономики можно реально наполнить госбюджет. А как раз с реформами у правительства Арсения Яценюка и не получается. Сложно назвать реформой введение нового налога на доходы по депозитам. Этот налог только усугубил ситуацию в банковском секторе. Не совсем понятно, почему правительство Аресения Яценюка затеяло тяжбу с Газпромом по старым газовым долгам. При предоставлении первого транша кредита МВФ дал добро использовать 2,2 млрд. долл. для расчета за газ с Россией. Но правительство решило не платить за газ, а теперь уже непонятно, где эти деньги делись. По итогам мая 2014 года золотовалютные резервы были на уровне 17,9 млрд. долл., а по итогам июня они стали только около 17 млрд. долл. И при этом долги по газу не погашали. Непонятно, почему ничего не сделано для искоренения коррупции при госзакупках. МВФ поставил задачу нашему правительству реструктуризировать старые долги по НДС за счет выпуска ОВГЗ-НДС на сумму 16,7 млрд. грн и после этого не увеличивать долги по возмещению НДС. Но вместо этого возмещение НДС уже по июню 2014 года уменьшилось на 40% по сравнению с прошлым годом и долги по возмещению НДС начали опять накапливаться. Почему-то еще никак не запустят в работу трансфертное ценообразование, чтобы контролировать доходы экспортеров. Ибо в Украине получилось парадоксальное явление. Согласно таможенным декларациям по итогам июля 2014 года Украине получила профицит по внешней торговле более 2 млрд. долл. Но эту валюту явно не спешат продавать на валютном рынке Украины. Поэтому вполне резонно возникает вопрос: когда же, наконец, правительство займется украинскими экспортерами, которые должны не только продавать товары, но и возвращать валюту в Украину.
То обстоятельство, что МВФ все же решил предоставить Украине второй транш, во многом спасает Украину от дефолта. Если бы МВФ отказал Украине в кредите, последствия могли бы быть катастрофическими. На данный момент только МВФ является главным источником поступления валюты для золотовалютных резервов. Все надежды на то, что можно за счет скупки валюты на украинском валютном рынке пополнить золотовалютные резервы эфемерны. По итогам отчета S & P Capital по итогам 2 квартала 2014 года риск дефолта украинских еврооблигаций оценили на уровне 42%. Хуже показатели только у Венесуэлы или Аргентины. Даже оценка вероятности дефолта в Ираке ниже, чем в Украине. Это все настораживает. И заставляет задуматься о том, что будет дальше.
Согласно договору с МВФ третий транш Украина должна получить 25 сентября 2014 года. И если до этого времени правительство Арсения Яценюка не проведет настоящие реформы, то второго и третьего транша не будет. Скорее всего, МВФ больше не поверит обещаниям правительства Украины. Поэтому, тут два пути: или начинать реально реформировать экономику, или уступать место другому правительству, которое умеет это делать. Иначе Украине реально грозит дефолт уже в конце года, если МВФ откажет в очередном транше, но при этом Украине придется погашать старые кредиты МВФ, и думать, где искать валюту чтобы купить газ на зиму. Время работает против нас.
Александр Охрименко