Военно-политическая обстановка в мире угрожает новыми конфликтами
Роль военной силы во внешней политике стран претерпевает существенные изменения. Характер этих изменений во многом определяется новым соотношением сил,
сформировавшимся после распада СССР, развитием новых технологий и форм
ведения вооруженной борьбы, нарушением существовавшей ранее системы
международных связей и эволюцией взглядов ведущих военных держав на
способы и формы применения силы.
Экономические интересы стран становятся доминирующими.
Если ранее еще можно было говорить о превалировании идеологических
интересов у некоторых государств, то после развала СССР, фактического
исчезновения лагеря социализма, все большего перехода Китая на рельсы
рыночной экономики, борьба за экономические дивиденды стала движущей
силой политики практически всех стран мира. В условиях ограниченности
мировых ресурсов, нарастания их дефицита в результате роста населения и
мирового производства все больше стран строит свою внешнюю политику по
принципу «сначала съедим ваше, а потом я съем свое». НАТО включило в перечень первоочередных задач обеспечение энергетической безопасности членов блока.
В
связи с тем, что экономические интересы становятся главными в политике
стран, будет обостряться борьба за природные ресурсы. Ярким примером
является Арктика, на ресурсы которой уже претендуют страны, даже не
имеющие выхода к ней. Китай, в частности, начал строить военно-морской
флот, способный действовать в северных широтах. На Западе все громче
говорят, что ресурсы некоторых стран, в том числе и России, должны
принадлежать не им одним, а всему мировому сообществу. Допускается даже
принудительное, в том числе с использованием военной силы,
перераспределение национальных богатств. НАТО уже в своих
основополагающих документах («Гарантированный доступ к всеобщему
достоянию» и др.) требует «справедливого» распределения мировых ресурсов.
Постепенно завершается период «однополярного» мироустройства
с несомненным военно-политическим доминированием США. Соединенные Штаты
останутся самым влиятельным мировым игроком, но все больше будут
вынуждены полагаться на ключевых союзников и партнеров в проведении
своей политики.
Говоря
о многополярном мире, следует иметь в виду, что многополярная система
менее устойчива, обладает большим количеством степеней свободы. Чем
больше мировых полюсов, тем больше конфликтов и крови.
В
основе современной внешней политики США стремление сохранить глобальное
лидерство. Главный документ, играющий роль оборонной доктрины, так и
называется – «Поддержание глобального лидерства Соединенных Штатов:
приоритеты в области обороны в XXI веке».
Стремясь
обеспечить военное превосходство над любым потенциальным противником,
США пытаются уйти от существующей концепции стратегического сдерживания в
отношениях с Россией. Создано командование «молниеносного глобального
удара». Это не командование, отвечающее за быстрые единичные неядерные
удары в глобальном масштабе (с использованием, например, отдельных МБР в
обычном снаряжении), как заявляют и считают многие, а командование
первого удара, стратегических наступательные операций с применением всех
ядерных и неядерных средств. В этом легко убедиться, обратившись не к
декларируемым политическим документам, а конкретным доктринам и
наставлениям для ВС США. Создаваемая же глобальная ПРО, согласно
внутренним документам ВС США, должна обеспечить гарантированную оборону
только Соединенных Штатов и их сил. Задача же защиты союзников и
партнеров присутствует только в политических декларативных документах и
включена туда искусственно, лишь для их успокоения, и после того, как
они стали роптать.
В
ближайшем будущем Вашингтон будет по-прежнему искать точки
соприкосновения для взаимодействия с нашей страной в урегулировании
иранской и корейской проблем. К этому его подталкивает также и
необходимость сдерживания претензий Китая на роль новой сверхдержавы.
Политическое руководство США хотело бы сделать Российскую Федерацию
своим партнером в борьбе с терроризмом и распространением ОМУ;
участницей международных коалиций, осуществляющих миротворческие и
гуманитарные операции; надежным поставщиком энергоресурсов на
международные рынки; сотрудником в реализации крупных, требующих больших
финансовых затрат космических программ (например, полет на Марс),
которые неоднозначно воспринимаются американским обществом.
Соединенные
Штаты, постепенно уходя с европейского континента в АТР, возлагают
присмотр за Россией на европейцев. Об этом откровенно говорят в
Конгрессе США. Вашингтон будет продолжать осуществлять общее
руководство, а конкретные шаги по сближению РФ с Западом на основе
ценностей последнего поручаются Европе. Цель такого сближения состоит в
максимальной привязке Российской Федерации к Западу и превращении ее в
страну, не являющуюся потенциальным противником, к каковым она сейчас
причисляется в официальных американских документах. Если перевести такую
политику на простой язык, то нас попросту должны задушить в объятиях.
Финляндия, наращивающая свой военный потенциал, к 2016 г. станет участницей сил реагирования НАТО.
|
Подобный
подход провозглашен недавно Вашингтоном в качестве официальной политики
в отношении противников, предусматривающей их максимальное вовлечение в
сотрудничество и таким образом перевоспитание на ценностях США. Если
потенциальный противник сопротивляется, то к нему применяют более
жесткие меры, вплоть до военной силы.
США
продолжат укрепление двустороннего и многостороннего военного
сотрудничества, направленного на обеспечение доминирования в важных для
них регионах (Азиатско-Тихоокеанский регион, Ближний Восток, Центральная
Азия).
Вероятно,
будут созданы региональные военные блоки с участием США в АТР и
Персидском заливе. Так, например, в США уже рассматривали возможность
формирования «мини-НАТО» в АТР на основе союза «США-Япония-Южная
Корея-Австралия». Кроме того, анализировались и другие конфигурации:
«США-Тайвань-Филиппины», «США-Япония-Южная Корея-Индия». Основная
направленность союзов в АТР – противодействие Китаю.
Военный
блок с участием монархий и США может появиться в обозримой перспективе и
в Персидском заливе. Он необходим здесь для контролирования зоны
жизненно важных интересов США. Уже создаются объединенные системы ПВО и
ПРО стран Персидского залива, соответствующие командные структуры.
Блок
НАТО под руководством США превращается из европейского в глобальный.
Расширение НАТО продолжится, в том числе с привлечением неевропейских
государств, с целью наращивания возможностей по глобальному
проецированию силы, противоборству КНР и сдерживанию России. В
глобальных партнерах НАТО уже числятся Япония, Австралия, Новая
Зеландия, Южная Корея, Монголия, Афганистан, Пакистан и даже Колумбия.
Польша выступает в качестве главного проводника американских интересов в Старом Свете.
|
Североатлантический союз
по-прежнему рассматривается США в качестве важнейшего силового
института реализации внешнеполитической и военной стратегии Соединенных
Штатов. Именно США инициировали трансформацию НАТО, предусматривающую
существенное расширение географических границ и функций блока, в
частности, обеспечение энергетической безопасности. Поскольку
Соединенным Штатам удалось завладеть инициативой в деле реформирования
НАТО, то трансформация последнего ориентирована, прежде всего, на
существенное наращивание его военных возможностей, а не «политизацию»,
за которую выступали европейцы и в которой США видели опасность утраты
альянсом своей дееспособности. В результате реформы НАТО должно
превратиться в организацию, обеспечивающую, в американском понимании,
безопасность не только в Европе, но и в мире.
Начинает формироваться «триада» НАТО, повторяющая американскую «триаду»
(наступательные вооружения – оборонительные вооружения – обеспечивающая
инфраструктура), курс на создание которой фактически был провозглашен в
2012 г. на саммите альянса в Чикаго.
Формируются общие ядерные силы Североатлантического альянса.
Наблюдается фактическое объединение ядерных сил Франции и
Великобритании. Учитывая, что британские ядерные силы давно уже
практически едины с СЯС США, происходит создание коллективных ядерных
сил НАТО, которые необходимы США в условиях сокращения ядерных
вооружений и нарастания противоборства с Китаем и Россией.
США
совместно со странами-членами НАТО будут наращивать усилия по
противодействию противникам с помощью «мягкой силы», то есть путем их
внутренней дестабилизации, развала или установления подконтрольных
режимов. Наглядный пример – Украина, где ведущую роль с молчаливого
согласия США начинает играть Германия, прикрывающаяся вывеской ЕС и
пытающаяся серьезно укрепить свои экономические позиции, а потом,
возможно, и политические. Как известно, Германия уже тихо осуществила
экономическую оккупацию практически всех бывших социалистических стран
Европы (Польши, Чехии, Венгрии, Болгарии, стран Прибалтики).
Несмотря
на довольно амбициозные заявления, подход натовского руководства к
взаимодействию с Москвой останется прежним и будет носить характер
компромисса между интересами союзников, настаивающих на применении
стратегии «активного сдерживания» в отношении России, и членами блока,
выступающими за углубление двустороннего сотрудничества. В целом можно
прогнозировать модель «прагматического партнерства» НАТО и РФ,
основанного не на общих ценностях, а на взаимных интересах.
Вывод войск НАТО из Афганистана приведет к дестабилизации в Центральной Азии.
|
В
обозримом будущем сохранится неопределенность в проекте строительства
«единой» Европы. Аморфность нынешнего ЕС как самостоятельного
глобального политического игрока сохранится. Однако если ранее США не
давали Европе стать самостоятельной в вопросах обороны, то сейчас,
по-видимому, их позиция изменится. В условиях смещения центра тяжести
американской политики в Азию Вашингтон начнет все больше «прессовать»
европейцев с целью наращивания ими военных мускулов. Так, на саммите
2013 г. глав государств и правительств 28 стран-членов ЕС, где оборонные
вопросы были главными, Генеральный секретарь НАТО Андерс Фог Расмуссен
даже заявил, что США могут потерять интерес к участию в НАТО, если
Европа не повысит свои оборонные расходы до 2% ВВП.
Вероятно,
что лет через 5-7 в НАТО вступят Швеция и Финляндия. При нынешних
правительствах этого не произойдет. Большинство населения обеих стран
против вхождения в Североатлантический союз, но соответствующее давление
растает, постепенно меняя общественное мнение в пользу членства в
альянсе.
К
2016 г. Финляндия фактически перестанет быть нейтральным государством.
Формально, не вступая в Североатлантический альянс, она станет
участницей сил реагирования НАТО (NATO Response Force).
Роль
самого активного проводника американских интересов в Старом Свете будет
продолжать играть Польша, которой будут помогать страны Прибалтики,
некоторые другие бывшие социалистические государства, в которых сильны
позиции Соединенных Штатов.
Для
регулирования сближения России и западноевропейских стран на основе
западных ценностей проводники американских интересов в Европе будут
продолжать искусственно нагнетать напряженность на континенте. В рамках
программы «Восточное партнерство», наиболее активным проводником которой
является Польша, продолжатся усилия по выводу таких бывших советских
республик, как Украина, Белоруссия и Молдавия, из под влияния России и
создания на их основе буферной зоны, некой «стены», отделяющей Россию от
Западной Европы.
По-видимому,
необходимо готовиться к серьезной дестабилизации ситуации в Молдавии и
дальнейшему ее раскачиванию на Украине, их сближению с НАТО. Молдавию
уже давно обрабатывает в соответствующем направлении член альянса –
Румыния, а Украину «хором» агитируют США, Германия, Польша и
Великобритания. Украина и Молдавия провозгласили курс на сближение с
Европой, но, как известно, чтобы стать членом ЕС, надо сначала стать
членом НАТО. Все бывшие социалистические государства сначала заставляли
вступить в НАТО, а уж потом разрешали стать членом ЕС. Одно время ЕС
намеревался приостановить прием новых членов, на что резко негативно
отреагировало руководство НАТО. В конце концов, решение ЕС было
пересмотрено и параллельное расширение НАТО и ЕС продолжилось.
Курс Молдавии на Запад наверняка приведет к обострению ситуации вокруг Приднестровья, возможно – к размораживанию конфликта.
Военно-политическая обстановка в Кавказском регионе все более усложняется, что связано, прежде всего, со стремлением
Соединенных Штатов вывести Россию из числа значимых геополитических
игроков во всем Кавказском регионе и сформировать геостратегический
коридор для прямого выхода стран Запада в район Каспийского моря и в
Центральную Азию. Принимаются меры по втягиванию Грузии и
Азербайджана в НАТО, созданию в Прикаспийском регионе военного плацдарма
для нападения на Иран. При этом военно-политическое руководство Грузии и
Азербайджана ожидает помощи от Брюсселя в решении своих территориальных
проблем.
Вероятно,
на ближайшем саммите НАТО в Лондоне будет сделан еще один шаг на пути
приема Грузии и Азербайджана в альянс. По-видимому, нельзя исключать
возможности приема Грузии в эту организацию без Абхазии и Южной Осетии. А
в случае с Азербайджаном можно ожидать обострения конфликт в Нагорном
Карабахе с последующим вводом туда западных миротворцев.
Весьма
вероятен следующий вариант разрешения конфликта, который продвигают США
и уже обсуждают в Ереване и Баку. Турция открывает границу с Арменией.
Азербайджан признает определенный суверенитет Нагорного Карабаха и
получает за это некоторые районы, обеспечивающие ему транспортный
коридор на Турцию, от эксплуатации которого будет иметь доход и Армения.
В результате США получат дополнительный прямой выход через Кавказ в
Каспийский регион и Центральную Азию, отпадают основания для присутствия
российской военной базы в Армении и ставится вопрос о ее выводе.
Нельзя
исключать также, что силы, воюющие сейчас на стороне оппозиции в Сирии,
не окажутся в будущем в Закавказье или на Северном Кавказе.
Грузинское
руководство не намерено мириться с потерей Абхазии и Южной Осетии и
продолжит предпринимать шаги по созданию условий для их возврата. В
качестве основного направления достижения данной цели намечено
использование стратегии «Вовлечение путем сотрудничества»,
предполагающей прежде всего укрепление экономических связей. Наверняка
на каком-то этапе развития сотрудничества Грузии с ее бывшими
республиками встанет вопрос о дальнейшем пребывании на территории
последних российских военных баз.
В
связи с выходом войск НАТО из Афганистана, в том числе через
Азербайджан и Грузию, в этих странах появятся, по-видимому, американские
военные базы. Об этом открыто говорят, например, американские генералы.
Что
касается Турции, то она проводит политику, ведущую к расколу Южного
Кавказа и созданию в регионе оси Турция – Азербайджан – Грузия. Цель
такой политики заключается в трансформации наметившегося экономического
блока трех государств в военно-политический союз. Следует однако
заметить, что Россия, США и ЕС, рассматривая Кавказ как единый регион,
не поддерживают подобную политику Турции.
Между
Турцией и Грузией имеются договоренности о создании совместных воинских
частей по защите стратегических коммуникаций, морских портов,
нефтепроводов, железных дорог, аэропортов.
Турция
курирует Вооруженные Силы Азербайджана (военно-образовательные
программы, оперативная работа, проведение учений до уровня полка,
реформирование ВС с целью создания небольшой профессиональной армии,
воссоздание ВВС и ВМС, военной разведки). США возражают против
фактического подчинения ВС Азербайджана Турции и военно-политической
интеграции этих стран на исключительно двусторонней основе.
Что
касается Ирана, то спад напряженности вокруг него, по-видимому, не
будет длительным. В случае развязывания масштабных военных действий
против Ирана, Тегеран наверняка использует все свои возможности для
нанесения ответных ударов, в том числе по территориям, с которых будут
действовать США.
А это могут быть территории Азербайджана и Грузии.
Проблема
международного военного присутствия в Каспийском регионе в последнее
время актуализировалась в контексте борьбы за его углеводородные
ресурсы. Каспий включен в перечень зон «жизненных интересов» США, что
при возникновении определенных неблагоприятных для РФ внешнеполитических
условий может способствовать появлению в регионе военных сил НАТО.
Следует
ожидать нарастания напряженности и дестабилизации ситуации в
Центральной Азии. Здесь скрещиваются интересы таких ведущих игроков, как
Россия, США, Китай. Проявляют интерес к региону Индия, Европа. Здесь
обостряется соперничество за ресурсы и транспортные коридоры. Кроме
того, подходит время, когда руководители центральноазиатских республик в
силу преклонного возраста будут вынуждены сойти со сцены, а на смену им
придет новое поколение политиков. В частности, серьезное обострение
ситуации по такому сценарию возможно в Казахстане. Ускорить региональную
дестабилизацию могут и новые волны экономического кризиса, а также
частичный вывод войск НАТО из Афганистана в 2014 г., за которым
последует выплеск напряженности за пределы этой станы.
США
и их союзники по НАТО с ужасом думают о том, что после ухода из
Афганистана образовавшийся там вакуум может заполнить Китай и
распространить свое влияние на весь регион. Западные страны страстно
ищут помощи России в сдерживании Китая.
Япония перестает сдерживать развитие своих ВС и готовится стать игроком мирового масштаба.
|
К
обострению ситуации в Центральной Азии необходимо готовиться
Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ). При этом
потенциальную опасность для России несет реформирование вооруженных сил
государств-членов ОДКБ и СНГ в соответствии со стандартами НАТО,
подготовка военных кадров бывших советских республик на Западе, закупка
там вооружения и военной техники. Все это облегчает процесс
присоединения стран Содружества к НАТО, сокращает российский военный
экспорт и в целом снижает влияние Москвы в ближнем зарубежье.
К
сожалению, в рамках ОДКБ не выработаны общие концептуальные подходы к
военному строительству. В частности, национальные военные доктрины не
только не согласовываются между государствами-членами, но и зачастую
разрабатываются с участием специалистов из стран, принадлежащих к другим
военно-политическим блокам. В организации отсутствует утвержденный
межгосударственный язык общения, что существенно затрудняет командование
и управление войсками, тормозит развитие сотрудничества. Нет понимания
общих угроз, которое могло бы стать локомотивом развития ОДКБ.
В
этих условиях каждое из государств, входящих в организацию, стремится
самостоятельно определять собственную иерархию угроз и вызовов
безопасности, которые существенно отличаются от систем угроз других
стран-членов.
Нет
ясности в вопросах управления создаваемыми в рамках ОДКБ региональными
группировки войск (сил). Так, Коллективные силы оперативного
реагирования (КСОР), решение о создании которых принято в феврале 2009
г., подчиняются исключительно национальным командованиям своих
государств, и только в случае необходимости начинается процедура
согласования их использования, что в условиях уже ведущихся боевых
действий исключает своевременность применения КСОР.
Хотелось бы, чтобы усилия, прикладываемые руководством ОДКБ, быстрее реализовывались в наращивании мощи организации.
Постепенно
«центром тяжести» мировой политики и экономики становится
Азиатско-Тихоокеанский регион, а не Европа. «Осью» новой геополитической
игры становятся американо-китайские отношения, которые уже сейчас
заметно влияют на характер трансатлантических отношений. В то время как
Соединенные Штаты видят в Китае угрозу, то европейцы рассматривают его
во многом в качестве дополнительного огромного рынка.
Продолжится
становление Китая в качестве второй мировой военной и экономической
державы, которая, по некоторым оценкам, уже к 2030-м гг. текущего
столетия потеснит с лидирующих позиций Соединенные Штаты.
Если
посмотреть на страны АТР, с которыми США активно укрепляют военное
сотрудничество (а это Япония, Южная Корея, Тайвань, Вьетнам, Филиппины,
Австралия, Новая Зеландия, Индия), то напрашивается вывод о том, что
Вашингтон выстраивает вокруг Китая пояс сдерживания.
Индия
и Япония станут, вероятно, ведущими игроками не только в
Азиатско-Тихоокеанском регионе, но и в мире. Уже сейчас Индия
демонстрирует быстрый прогресс практически во всех сферах
государственной деятельности, а Япония, опираясь на уже имеющийся
экономический потенциал мирового масштаба, берет курс на свою так
называемую военную и внешнеполитическую «нормализацию». Создано
Министерство обороны, пересматривается закон о запрете экспорта оружия. В
обозримом будущем в Японии, по-видимому, будет пересмотрена и
Конституция, сдерживающая военное строительство в стране.
Потенциально
горячими точками АТР, в которых могут возникнуть конфликты с участием
ведущих мировых держав, являются Корейский полуостров, Тайваньский
пролив, Южно-Китайское море, граница между Индией и КНР, Малаккский
пролив и пролегающий в Индийском океане маршрут транспортировки
углеводородов.
Влияние
Соединенных Штатов в АТР уменьшается, Китая – растет. Внешняя политика
Японии и Южной Кореи становится все более самостоятельной. Все страны
региона пытаются наладить добрососедские отношения с Китаем, все чаще
забывая о США.
Возможно,
что через 5-10 лет ситуация в Восточной Азии значительно
дестабилизируется, если не принять срочных мер по созданию системы
безопасности. Однако перспективы создания общей системы безопасности
здесь призрачны, поскольку страны преследуют слишком разные цели.
Китай,
по-видимому, готов превратить ШОС в военно-политический союз, но без
официального оформления такой трансформации, с тем чтобы не вызывать
резкой ответной реакции и обострения ситуации в регионе. КНР не в
состоянии самостоятельно противостоять США и их союзникам и нуждается в
помощи России. Для укрепления региональной безопасности необходимо,
по-видимому, создать механизмы взаимодействия ШОС и ОДКБ, сформировать
соответствующие структуры.
Главной
целью стратегии Вашингтона в Восточной Азии является поддержание и
усиление американо-центричного порядка. В основе этой стратегии лежат
союзнические отношения, прежде всего с Японией и Южной Кореей,
позволяющие сохранять в регионе силы передового базирования.
Подъем
КНР представляет большой риск для региональных интересов Соединенных
Штатов, Японии, Южной Кореи и некоторых других стран. В американском
обществе, например, нет единства по поводу того, что лучше для США:
богатый и мирный Китай или распадающийся и пребывающий в хаосе.
Япония
стремится ограничить влияние в регионе Соединенных Штатов и КНР,
пытается создать японо-центричное сообщество в Восточной Азии, заключив
экономические соглашения с Сингапуром, Малайзией и Филиппинами, строя
экономический блок на базе йены.
Китай
пока не заинтересован в разрушении американо-японского союза,
поскольку, как считают в Пекине, выйдя из-под американской опеки, Япония
резко активизирует военное строительство, расширит зону своих
интересов, что серьезно осложнит ситуацию в регионе.
Токио
поддерживает мирное воссоединение двух Корей, улучшение отношений между
КНР и Тайванем. Вероятность создания Японией ядерного оружия будет
зависеть от дальнейшего развития ситуации в регионе. Те военные
операции, в которых участвуют сегодня японские ВС, осуществляются в
рамках борьбы с терроризмом и являются по своей сути миротворческими,
что не требует изменения Конституции страны. Однако в обозримом будущем
поправки в нее будут, по-видимому, внесены, поскольку руководство Японии
намерено расширить возможности использования национальных вооруженных
сил за рубежом.
Уровень японо-американского взаимодействия приблизился к уровню сотрудничества Соединенных Штатов с союзниками по НАТО.
Как
полагают в Южной Корее, США все чаще жертвуют ее интересами, если это
им необходимо. Одной из таких возможных «жертв» считается вывод
американских войск из страны, за что выступают многие в Вашингтоне. Уход
американцев повысит напряженность в отношениях Сеула и Токио, не
исключается инициирование Республикой Кореей (РК) собственной игры
против Японии и Китая с целью выживания. Если же при этом в Японии
сохранится военное присутствие Соединенных Штатов, РК может стать
нейтральной или пойти на союз с КНР.
Многие
в Южной Корее считают, что Пекин противодействует объединению двух
Корей, так как не хочет соединения ядерной мощи Севера с экономической
мощью Юга и появления у себя под боком нового мощного игрока. Поскольку
ключи от решения проблемы северокорейской ядерной программы, обсуждаемой
в рамках шестисторонних переговоров, находятся у США и КНР, то
заседания будут проходить еще не раз, ведь главные фигуранты не
заинтересованы в их завершении, поскольку это снимет одно из важных
препятствий на пути воссоединения народов.
США
пытаются втянуть Россию в процесс дальнейших сокращений ядерных
вооружений, что в условиях значительного превосходства НАТО в
высокоточных и обычных вооружениях лишь увеличит существующий военный
дисбаланс.
Набирают
обороты пропагандистская кампания международной неправительственной
организации «Глобальный ноль» (Global Zero), призывающей к ликвидации
всех ядерных вооружений. Все понимают нереальность такой ситуации в
сколько-нибудь обозримом будущем, тем не менее эту инициативу официально
поддержал президент США Барак Обама.
США
и их союзники по НАТО серьезно рассматривают возможность заключения
нового договора по ограничению обычных вооруженных сил в Европе, главная
цель которого – сделать «видимыми» российские Вооруженные Силы и
проводимые ими учения. Союзников очень беспокоит недостаток информации о
ВС РФ.
Соединенные
Штаты активно наращивают военно-космическую деятельность. В настоящее
время американские ВС уже на 90% зависят от космических систем – об этом
сообщают представители Пентагона. Уже выпущены оперативные наставления
по применению силы в космосе, из космоса – по земле, с земли – в сторону
космоса. Проходят летные испытания космические системы, которые могут
стать космическим оружием. При этом США не намерены заключать каких-либо
соглашений в области ограничения военной космической деятельности.
Что
делать России? Прежде всего, становиться сильнее. Кроме того, проводить
политику активного нейтралитета, предполагающую равноудаленность от
таких центров силы, как США и Китай, и активное продвижение инициатив,
способствующих укреплению всеобщей безопасности.