Реален ли транспортный коридор в Крым через Донбасс?
По состоянию на 1 ноября, в очереди на Керченскую паромную переправу находится около 350 легковых и 500 грузовых машин. Из-за непогоды частота рейсов на переправе резко сокращается и Крым превращается в остров, который начинает испытывать перебои со снабжением различных товаров. Крым наш, но этого мало.
Пока ни о каких серьезных проблемах с продуктами питания и прочими товарами речь, конечно, не идет. Но, очевидно, что паромная переправа крайне нестабильный способ транспортного сообщения. Особенно в зимний период, когда на море сезон штормов, а припортовые воды иногда покрываются льдом. Собственно, предстоящая зима покажет, насколько серьезной является транспортная проблема Крыма, лишившегося полноценного сухопутного сообщения с Украиной.
Но уже сегодня понятно, что перед Россией стоит серьезная задача построения экономических связей с полуостровом в новой реальности. Если эту задачу не решать уже сегодня, то, как минимум, никакого экономического развития Крыму не видать. В худшем случае крымчане будут постоянно испытывать неудобства в виде пробок на переправе и товарных задержек.
Что касается экономики, дело куда серьезнее многокилометровых очередей туристов. Как показывает статистика, за время пребывания Крыма в частичной изоляции, его экономика ощутила нешуточный спад. Если сопоставить объем реализованной промышленной продукции в январе-сентябре 2014 года с аналогичным периодом прошлого года, то выходит, что в пересчете на рубль выпуск продукции сократился почти на 22,5%, или на 13,3 млрд. рублей.
Если же взять в расчет, что после вхождения Крыма в состав РФ крымские цены выравнивались со среднероссийскими, с учетом индекса потребительских цен на все товары, который к сентябрю вырос на 28,3% относительно декабря 2013 г., то падение выпуска может достигать почти 40%.
Падение производства подтверждается и некоторыми данными по грузообороту. Так, в мае грузооборот составил 360 тыс. тонн, что на 74% меньше относительно мая прошлого года. Перевозка грузов по итогам января-сентября относительно аналогичного периода предыдущего года упала в 4,5 раза. Также упал грузооборот крымских портов. Портовыми предприятиями республики в январе-мае 2014 года было переработано 3,6 млн тонн грузов, что на 48% меньше, чем за аналогичный период 2013-го.
Цифры довольно тревожные. Раньше Крым снабжался всем недостающим сырьем и полуфабрикатами из Украины, на украинский же рынок поставлялась и значительная часть производимой продукции. Эти сложившиеся экономические связи в силу политических причин оказались разорваны.
«Из варяг в греки»
Роль сухопутного транспортного коридора для Крыма всегда была решающей. Об этом свидетельствует статистика грузовых перевозок. Так, в январе-сентябре 2014 года было перевезено 5462 тысяч тонн груза. Из них 62,3% приходится на железнодорожный транспорт, а 26,9% на автомобильный. На морской транспорт - 10,6%, на воздушный - всего лишь 0,7 %.
В 2013 году перевозки железнодорожным и автомобильным транспортом занимали 98% от общего объема грузов. В нынешнем году наблюдается тенденция к замещению части объемов сухопутного транспорта морским. Но, несмотря на то, что морской транспорт нарастил грузоперевозки на 31% по сравнению с прошлым годом, заменить таким образом наземные перевозки не представляется возможным. Равно как и воздушным транспортом.
Крымский грузопоток попал в «бутылочное горлышко». Единственным способом сухопутной транспортировки является Керченская паромная переправа. Однако ее мощностей в принципе недостаточно, чтобы хоть как-то компенсировать утрату прямого сообщения с «большой землей». С учетом сезонного фактора, пропускная способность переправы крайне низкая и нестабильная. На излете лета Керчь оказался парализован многокилометровой очередью из возвращавшихся домой туристов. Осенью начались проблемы из-за плохой погоды - в шторм паромы не ходят. Зима обещает множество сюрпризов - появление льда также многократно осложнит работу переправы.
Нужно отметить, что перспективы развития паромного сообщения, которые намечены крымскими властями, едва ли способны решить проблему. В 2014 году Керченская переправа увеличила ежемесячный объем перевозки грузов до 40 тысяч тонн. При этом железнодорожный и автомобильный транспорт в этом году перевозил в среднем 341 тысячу тонн грузов в месяц. А в 2013 году - около 2 млн. тонн.
Пока сохраняется транспортное сообщение с Украиной, ситуация не будет критической. Но если учесть, что продолжается тенденция сокращения взаимной торговли Украины и России в целом, и Украины с Крымом в частности, то возникает вопрос, каким образом осуществить замещение товарооборота с Украиной без потерь для республики, а также с учетом дальнейшего экономического развития.
Ответ, конечно же, прост. Крыму нужен мост через Керченский пролив. Если украинские власти продолжат вести политику экономической изоляции Крыма, то, глядя на текущий расклад с грузоперевозками, в дальнейшем эта история ничем хорошим не закончится.
Разговоры про Крымский мост, которые, к слову, идут последние 20 с лишним лет, возобновились с утроенной силой после крымского референдума. Если раньше украинские и российские политики не могли выявить целесообразность строительства такого сооружения, то теперь это вопрос жизненной необходимости для Крыма. Но оказалось, что не все так просто. С технической точки зрения проект затратный и длительный. Его стоимость согласно последним оценкам 283 млрд рублей, а ориентировочный срок введения в эксплуатацию - 2018 год. При этом чувствуется неуверенность властей в этом проекте. Сроки начала проектирования моста неоднократно сдвигались и до сих пор нет четкого понимания, каким образом реализовать проект с технической стороны.
Но есть и другой способ решения крымского вопроса, куда менее затратный. Идеальным было бы организовать сухопутный коридор через Донбасс. В текущих условиях это не так-то просто, ведь на пути из Крыма в Россию лежит Херсонская и Запорожская области, которые не контролируются ополчением.
Хотя добиться этого вполне реально. Украина сегодня испытывает сильнейший дефицит энергетического угля, большая часть которого добывается на Донбассе. В обмен на возобновление добычи и доставки угля украинской стороне, ополчение может договориться о создании транспортного коридора через украинскую территорию.
Это позволило бы решить проблемы со снабжением Крыма. А для Новороссии в текущих границах крайне важен доступ к крымским портам, через которые может быть налажен экспорт различной продукции.
Пока ни о каких серьезных проблемах с продуктами питания и прочими товарами речь, конечно, не идет. Но, очевидно, что паромная переправа крайне нестабильный способ транспортного сообщения. Особенно в зимний период, когда на море сезон штормов, а припортовые воды иногда покрываются льдом. Собственно, предстоящая зима покажет, насколько серьезной является транспортная проблема Крыма, лишившегося полноценного сухопутного сообщения с Украиной.
Но уже сегодня понятно, что перед Россией стоит серьезная задача построения экономических связей с полуостровом в новой реальности. Если эту задачу не решать уже сегодня, то, как минимум, никакого экономического развития Крыму не видать. В худшем случае крымчане будут постоянно испытывать неудобства в виде пробок на переправе и товарных задержек.
Что касается экономики, дело куда серьезнее многокилометровых очередей туристов. Как показывает статистика, за время пребывания Крыма в частичной изоляции, его экономика ощутила нешуточный спад. Если сопоставить объем реализованной промышленной продукции в январе-сентябре 2014 года с аналогичным периодом прошлого года, то выходит, что в пересчете на рубль выпуск продукции сократился почти на 22,5%, или на 13,3 млрд. рублей.
Если же взять в расчет, что после вхождения Крыма в состав РФ крымские цены выравнивались со среднероссийскими, с учетом индекса потребительских цен на все товары, который к сентябрю вырос на 28,3% относительно декабря 2013 г., то падение выпуска может достигать почти 40%.
Падение производства подтверждается и некоторыми данными по грузообороту. Так, в мае грузооборот составил 360 тыс. тонн, что на 74% меньше относительно мая прошлого года. Перевозка грузов по итогам января-сентября относительно аналогичного периода предыдущего года упала в 4,5 раза. Также упал грузооборот крымских портов. Портовыми предприятиями республики в январе-мае 2014 года было переработано 3,6 млн тонн грузов, что на 48% меньше, чем за аналогичный период 2013-го.
Цифры довольно тревожные. Раньше Крым снабжался всем недостающим сырьем и полуфабрикатами из Украины, на украинский же рынок поставлялась и значительная часть производимой продукции. Эти сложившиеся экономические связи в силу политических причин оказались разорваны.
«Из варяг в греки»
Роль сухопутного транспортного коридора для Крыма всегда была решающей. Об этом свидетельствует статистика грузовых перевозок. Так, в январе-сентябре 2014 года было перевезено 5462 тысяч тонн груза. Из них 62,3% приходится на железнодорожный транспорт, а 26,9% на автомобильный. На морской транспорт - 10,6%, на воздушный - всего лишь 0,7 %.
В 2013 году перевозки железнодорожным и автомобильным транспортом занимали 98% от общего объема грузов. В нынешнем году наблюдается тенденция к замещению части объемов сухопутного транспорта морским. Но, несмотря на то, что морской транспорт нарастил грузоперевозки на 31% по сравнению с прошлым годом, заменить таким образом наземные перевозки не представляется возможным. Равно как и воздушным транспортом.
Крымский грузопоток попал в «бутылочное горлышко». Единственным способом сухопутной транспортировки является Керченская паромная переправа. Однако ее мощностей в принципе недостаточно, чтобы хоть как-то компенсировать утрату прямого сообщения с «большой землей». С учетом сезонного фактора, пропускная способность переправы крайне низкая и нестабильная. На излете лета Керчь оказался парализован многокилометровой очередью из возвращавшихся домой туристов. Осенью начались проблемы из-за плохой погоды - в шторм паромы не ходят. Зима обещает множество сюрпризов - появление льда также многократно осложнит работу переправы.
Нужно отметить, что перспективы развития паромного сообщения, которые намечены крымскими властями, едва ли способны решить проблему. В 2014 году Керченская переправа увеличила ежемесячный объем перевозки грузов до 40 тысяч тонн. При этом железнодорожный и автомобильный транспорт в этом году перевозил в среднем 341 тысячу тонн грузов в месяц. А в 2013 году - около 2 млн. тонн.
Пока сохраняется транспортное сообщение с Украиной, ситуация не будет критической. Но если учесть, что продолжается тенденция сокращения взаимной торговли Украины и России в целом, и Украины с Крымом в частности, то возникает вопрос, каким образом осуществить замещение товарооборота с Украиной без потерь для республики, а также с учетом дальнейшего экономического развития.
Ответ, конечно же, прост. Крыму нужен мост через Керченский пролив. Если украинские власти продолжат вести политику экономической изоляции Крыма, то, глядя на текущий расклад с грузоперевозками, в дальнейшем эта история ничем хорошим не закончится.
Разговоры про Крымский мост, которые, к слову, идут последние 20 с лишним лет, возобновились с утроенной силой после крымского референдума. Если раньше украинские и российские политики не могли выявить целесообразность строительства такого сооружения, то теперь это вопрос жизненной необходимости для Крыма. Но оказалось, что не все так просто. С технической точки зрения проект затратный и длительный. Его стоимость согласно последним оценкам 283 млрд рублей, а ориентировочный срок введения в эксплуатацию - 2018 год. При этом чувствуется неуверенность властей в этом проекте. Сроки начала проектирования моста неоднократно сдвигались и до сих пор нет четкого понимания, каким образом реализовать проект с технической стороны.
Но есть и другой способ решения крымского вопроса, куда менее затратный. Идеальным было бы организовать сухопутный коридор через Донбасс. В текущих условиях это не так-то просто, ведь на пути из Крыма в Россию лежит Херсонская и Запорожская области, которые не контролируются ополчением.
Хотя добиться этого вполне реально. Украина сегодня испытывает сильнейший дефицит энергетического угля, большая часть которого добывается на Донбассе. В обмен на возобновление добычи и доставки угля украинской стороне, ополчение может договориться о создании транспортного коридора через украинскую территорию.
Это позволило бы решить проблемы со снабжением Крыма. А для Новороссии в текущих границах крайне важен доступ к крымским портам, через которые может быть налажен экспорт различной продукции.