Киевские политики готовы отказаться от целостности Украины ради сохранения своей власти
Замороженный статус
На днях уполномоченные представители Новороссии Денис Пушилин и Владислав Дейнего напомнили киевским властям, что 14 марта истечет период, в который Верховная Рада Украины должна принять постановление с указанием перечня районов Донбасса с особым политическим и экономическим статусом.
В обращении, опубликованном на сайте официального агентства ЛНР ЛуганскИнформЦентр, подчеркивается, что проволочка в выполнении этого пункта Минских соглашений заставляет сомневаться в готовности Киева к диалогу и мирному урегулированию.
Как пояснил Владислав Дейнего в ходе пресс-конференции, закон об особом статусе Донбасса был принят Киевом еще полгода назад, но фактически он не работает, поскольку отсутствует официально утвержденный список территорий, на которые он распространяется.
По поводу этого закона и в самом Донбассе раздаются недовольные голоса. В частности, 10 марта, командир бригады «Призрак» Алексей Мозговой раскритиковал новые Минские соглашения и перспективу сохранения Луганска и Донецка в составе Украины «на особых условиях». «Я не понимаю, что такое «особые условия» для государства? Такого быть не должно. Резервация какая-то», — сказал Мозговой.
Между тем, ясно, что без реализации этого пункта Минские соглашения в целом могут быть сорваны. Удастся ли найти компромисс сторонам конфликта?
— После нашего заявления последовал ответ спикера Верховной Рады Украины Гройсмана, — говорит Владислав Дейнего.
– Он пообещал, что до 14 марта перечень территорий Донбасса с особым статусом будет утверждён. Но, насколько мне известно, проект ещё не вносился в парламент. Поэтому сомнения остаются.
Что касается закона об «Особом порядке самоуправления отдельных районов Донбасса», он принят ещё в октябре прошлого года. Но субъект этого закона по сегодняшний день не установлен. А, следовательно, и применять его невозможно. Да и действие ограничено тремя годами, из которых почти полгода уже прошло. То есть Украина сознательно блокирует вступление в силу этого закона.
— А в целом закон, принятый осенью, устраивает Новороссию?
— Да устраивает, поскольку мы надеемся, что война будет остановлена, прекратится уничтожение мирных жителей Донбасса.
- А у вас нет опасения, что, добившись демилитаризации ДНР и ЛНР, в Киеве очень быстро этот «особый статус» Донбасса отменят под надуманным предлогом?
— Дело в том, что в Минских соглашениях есть пункт, обязывающий закрепить особый статус Донбасса на постоянной основе. Закон об этом должен быть принят Верховной Радой до конца нынешнего года.
— Безусловно, Киев будет пытаться затянуть процесс введения в действие особого статуса Донбасса, — говорит директор Института стран СНГ Константин Затулин. – К тому же нет никакой гарантии, что этот процесс вообще завершится какими-то конкретными результатами.
Я думаю, будет попытка выдать за изменение Конституции Украины некоторые декоративные её правки. Такие изменения на словах, но не на деле затем будут преподнесены, как реальные шаги по конституционному переустройству, отвечающие интересам Донбасса. Судя по всему, в Киеве уже начали работу именно в этом направлении.
Уже началась борьба вокруг того, кого считать выразителями мнения пресловутых районов Донбасса. Мы знаем, что спикер Верховной Рады уже заявил публично, что таковыми он считает местные власти, избранные в 2010 году ещё во время президентства Януковича. Ему совершенно резонно ответили на это, что в таком случае и он вместе с президентом Порошенко совершенно нелегитимен, поскольку в 2010 году государственных должностей они не занимали.
Ясно, что украинской власти с точки зрения здравого смысла необходимо договариваться именно с теми, кто сегодня реально осуществляет контроль над территорией ДНР и ЛНР.
Но я уверен, что сам факт встреч украинских чиновников с руководством этих республиком будет вызывать бурю эмоций на Украине. Радикальные политики «незалежной» будут всячески нагнетать истерию, чтобы сорвать в принципе процесс предоставления особых прав восточным регионам страны.
- Чего же в таком случае хочет Киев? Он, по-прежнему, настроен решить вопрос военным путём?
— Сейчас украинские власти понемногу выстраивают приоритеты. Во-первых, ясно, что, в конечном счёте, они хотят вернуть не только Донецк и Луганск, но и Крым. Это официальная их позиция. Но дальше выясняется, что на условиях политического диалога они не готовы возвращать Донецк и Луганск (Крым возможности такого диалога со своей стороны не рассматривает). Киев готов вернуть ДНР и ЛНР в результате военной победы или давления на Россию и Новороссию при помощи западных санкций. Что касается военных успехов, как мы знаем, у украинской армии есть пока только история поражений в войне с Донбассом. Санкции также не достигают результата.
Те условия, на которых готовы вернуться в состав Украины Донецк и Луганск, Киев не рассматривает. Я имею в виду широкую автономию с сохранением тесных связей с Россией. Притом, что даже такие условия не устраивают значительную часть населения ДНР и ЛНР. Потому как люди там сильно обозлены на произвол и откровенные военные преступления киевских властей. Очень многие не хотят обратно в Украину. Их надо ещё убедить, что это приемлемый вариант. А украинская власть никоим образом этому не помогает. Она выстраивает приоритеты таким образом: раз не удаётся заполучить обратно Донецк и Луганск, лучше заморозить конфликт. Пусть тогда ДНР и ЛНР будут существовать, как «чёрные дыры», как непризнанные государства, но на политическое урегулирование с уступками им мы не пойдём. Потому что своим возвращением на Украину в автономном статусе они могут поколебать нынешнюю киевскую власть. Выбирая между собственной властью и целостностью Украины, они выбирают власть, а не целостность. Хотя на словах говорят обратное.
Поэтому срыв конституционной реформы на Украине неизбежно затормозит выполнение и всех остальных Минских соглашений. Таким образом, Киев осмысленно будет делать ставку на замороженный до срока конфликт. За этот срок киевская власть попытается построить реваншистское государство, которое все свои беды будет списывать на «донбасских террористов» и «российскую агрессию». Такой вариант киевским властям представляется как меньшее из зол. Ведь в Киеве понимают, что как только на деле дадут автономию Донбассу, то завтра такие же права захотят и в Харькове, и в Одессе. Да и во Львове, между прочим, тоже.
— Для меня очевидно, что с выполнением этого пункта Минских соглашений возникнут серьёзные затруднения, — говорит украинский политолог Михаил Погребинский. – Киев совершенно очевидно уклоняется от его реализации. Возможно, украинское руководство надеется, что затягивая процесс, они, в конце концов, получат обещанное США современное оружие. Это не значит, что они немедленно применят его против Донбасса, но получить его им очень хочется.
На практике для Украины это будет означать, что постоянно будет сохраняться опасность возобновления боевых действий и расширения территории, контролируемой ополченцами.
Киеву сложно смириться с необходимостью выполнять все пункты Минских соглашений. Но проблема не только в этом. Действия закона об особых территориях должно проходить, насколько я понимаю, по линии, согласованной ещё в сентябре прошлого года. Однако с того времени фронт сдвинулся на запад. Неясно, как это будет решаться. Но поскольку есть «старшие товарищи», которые решили, что войны не должно быть в краткосрочной перспективе, то я предполагаю, что, рано или поздно, Киев вынужден будет идти навстречу ДНР и ЛНР маленькими шажками. Россия, Брюссель и даже отчасти Вашингтон (в лице Обамы) подталкивают Украину к мирному урегулированию.
- Возможен ли вариант «декоративного изменения» украинской Конституции, при котором Донбасс не получит реальной автономии?
— Попытки такие могут предприниматься. Но, думаю, что такой вариант невозможен, поскольку он противоречит Минским соглашениям. После того, как эти соглашения признал Совбез ООН, этот документ получил фактически статус международного.
Да, пока в Киеве не признают, что руководители ДНР и ЛНР – легитимная власть этих территорий. Но думаю, что со временем признать придётся. Иного выхода я не вижу. Честно говоря, мне трудно представить, что нынешняя Верховная Рада согласится предоставить фактически автономный статус восточным территориям. Но капля камень точит. Не исключено, что осенью будут внеочередные парламентские выборы. А может, и нынешние депутаты под нажимом извне вынуждены будут проголосовать за фактическую децентрализацию Украины.
Алексей Верхоянцев
На днях уполномоченные представители Новороссии Денис Пушилин и Владислав Дейнего напомнили киевским властям, что 14 марта истечет период, в который Верховная Рада Украины должна принять постановление с указанием перечня районов Донбасса с особым политическим и экономическим статусом.
В обращении, опубликованном на сайте официального агентства ЛНР ЛуганскИнформЦентр, подчеркивается, что проволочка в выполнении этого пункта Минских соглашений заставляет сомневаться в готовности Киева к диалогу и мирному урегулированию.
Как пояснил Владислав Дейнего в ходе пресс-конференции, закон об особом статусе Донбасса был принят Киевом еще полгода назад, но фактически он не работает, поскольку отсутствует официально утвержденный список территорий, на которые он распространяется.
По поводу этого закона и в самом Донбассе раздаются недовольные голоса. В частности, 10 марта, командир бригады «Призрак» Алексей Мозговой раскритиковал новые Минские соглашения и перспективу сохранения Луганска и Донецка в составе Украины «на особых условиях». «Я не понимаю, что такое «особые условия» для государства? Такого быть не должно. Резервация какая-то», — сказал Мозговой.
Между тем, ясно, что без реализации этого пункта Минские соглашения в целом могут быть сорваны. Удастся ли найти компромисс сторонам конфликта?
— После нашего заявления последовал ответ спикера Верховной Рады Украины Гройсмана, — говорит Владислав Дейнего.
– Он пообещал, что до 14 марта перечень территорий Донбасса с особым статусом будет утверждён. Но, насколько мне известно, проект ещё не вносился в парламент. Поэтому сомнения остаются.
Что касается закона об «Особом порядке самоуправления отдельных районов Донбасса», он принят ещё в октябре прошлого года. Но субъект этого закона по сегодняшний день не установлен. А, следовательно, и применять его невозможно. Да и действие ограничено тремя годами, из которых почти полгода уже прошло. То есть Украина сознательно блокирует вступление в силу этого закона.
— А в целом закон, принятый осенью, устраивает Новороссию?
— Да устраивает, поскольку мы надеемся, что война будет остановлена, прекратится уничтожение мирных жителей Донбасса.
- А у вас нет опасения, что, добившись демилитаризации ДНР и ЛНР, в Киеве очень быстро этот «особый статус» Донбасса отменят под надуманным предлогом?
— Дело в том, что в Минских соглашениях есть пункт, обязывающий закрепить особый статус Донбасса на постоянной основе. Закон об этом должен быть принят Верховной Радой до конца нынешнего года.
— Безусловно, Киев будет пытаться затянуть процесс введения в действие особого статуса Донбасса, — говорит директор Института стран СНГ Константин Затулин. – К тому же нет никакой гарантии, что этот процесс вообще завершится какими-то конкретными результатами.
Я думаю, будет попытка выдать за изменение Конституции Украины некоторые декоративные её правки. Такие изменения на словах, но не на деле затем будут преподнесены, как реальные шаги по конституционному переустройству, отвечающие интересам Донбасса. Судя по всему, в Киеве уже начали работу именно в этом направлении.
Уже началась борьба вокруг того, кого считать выразителями мнения пресловутых районов Донбасса. Мы знаем, что спикер Верховной Рады уже заявил публично, что таковыми он считает местные власти, избранные в 2010 году ещё во время президентства Януковича. Ему совершенно резонно ответили на это, что в таком случае и он вместе с президентом Порошенко совершенно нелегитимен, поскольку в 2010 году государственных должностей они не занимали.
Ясно, что украинской власти с точки зрения здравого смысла необходимо договариваться именно с теми, кто сегодня реально осуществляет контроль над территорией ДНР и ЛНР.
Но я уверен, что сам факт встреч украинских чиновников с руководством этих республиком будет вызывать бурю эмоций на Украине. Радикальные политики «незалежной» будут всячески нагнетать истерию, чтобы сорвать в принципе процесс предоставления особых прав восточным регионам страны.
- Чего же в таком случае хочет Киев? Он, по-прежнему, настроен решить вопрос военным путём?
— Сейчас украинские власти понемногу выстраивают приоритеты. Во-первых, ясно, что, в конечном счёте, они хотят вернуть не только Донецк и Луганск, но и Крым. Это официальная их позиция. Но дальше выясняется, что на условиях политического диалога они не готовы возвращать Донецк и Луганск (Крым возможности такого диалога со своей стороны не рассматривает). Киев готов вернуть ДНР и ЛНР в результате военной победы или давления на Россию и Новороссию при помощи западных санкций. Что касается военных успехов, как мы знаем, у украинской армии есть пока только история поражений в войне с Донбассом. Санкции также не достигают результата.
Те условия, на которых готовы вернуться в состав Украины Донецк и Луганск, Киев не рассматривает. Я имею в виду широкую автономию с сохранением тесных связей с Россией. Притом, что даже такие условия не устраивают значительную часть населения ДНР и ЛНР. Потому как люди там сильно обозлены на произвол и откровенные военные преступления киевских властей. Очень многие не хотят обратно в Украину. Их надо ещё убедить, что это приемлемый вариант. А украинская власть никоим образом этому не помогает. Она выстраивает приоритеты таким образом: раз не удаётся заполучить обратно Донецк и Луганск, лучше заморозить конфликт. Пусть тогда ДНР и ЛНР будут существовать, как «чёрные дыры», как непризнанные государства, но на политическое урегулирование с уступками им мы не пойдём. Потому что своим возвращением на Украину в автономном статусе они могут поколебать нынешнюю киевскую власть. Выбирая между собственной властью и целостностью Украины, они выбирают власть, а не целостность. Хотя на словах говорят обратное.
Поэтому срыв конституционной реформы на Украине неизбежно затормозит выполнение и всех остальных Минских соглашений. Таким образом, Киев осмысленно будет делать ставку на замороженный до срока конфликт. За этот срок киевская власть попытается построить реваншистское государство, которое все свои беды будет списывать на «донбасских террористов» и «российскую агрессию». Такой вариант киевским властям представляется как меньшее из зол. Ведь в Киеве понимают, что как только на деле дадут автономию Донбассу, то завтра такие же права захотят и в Харькове, и в Одессе. Да и во Львове, между прочим, тоже.
— Для меня очевидно, что с выполнением этого пункта Минских соглашений возникнут серьёзные затруднения, — говорит украинский политолог Михаил Погребинский. – Киев совершенно очевидно уклоняется от его реализации. Возможно, украинское руководство надеется, что затягивая процесс, они, в конце концов, получат обещанное США современное оружие. Это не значит, что они немедленно применят его против Донбасса, но получить его им очень хочется.
На практике для Украины это будет означать, что постоянно будет сохраняться опасность возобновления боевых действий и расширения территории, контролируемой ополченцами.
Киеву сложно смириться с необходимостью выполнять все пункты Минских соглашений. Но проблема не только в этом. Действия закона об особых территориях должно проходить, насколько я понимаю, по линии, согласованной ещё в сентябре прошлого года. Однако с того времени фронт сдвинулся на запад. Неясно, как это будет решаться. Но поскольку есть «старшие товарищи», которые решили, что войны не должно быть в краткосрочной перспективе, то я предполагаю, что, рано или поздно, Киев вынужден будет идти навстречу ДНР и ЛНР маленькими шажками. Россия, Брюссель и даже отчасти Вашингтон (в лице Обамы) подталкивают Украину к мирному урегулированию.
- Возможен ли вариант «декоративного изменения» украинской Конституции, при котором Донбасс не получит реальной автономии?
— Попытки такие могут предприниматься. Но, думаю, что такой вариант невозможен, поскольку он противоречит Минским соглашениям. После того, как эти соглашения признал Совбез ООН, этот документ получил фактически статус международного.
Да, пока в Киеве не признают, что руководители ДНР и ЛНР – легитимная власть этих территорий. Но думаю, что со временем признать придётся. Иного выхода я не вижу. Честно говоря, мне трудно представить, что нынешняя Верховная Рада согласится предоставить фактически автономный статус восточным территориям. Но капля камень точит. Не исключено, что осенью будут внеочередные парламентские выборы. А может, и нынешние депутаты под нажимом извне вынуждены будут проголосовать за фактическую децентрализацию Украины.
Алексей Верхоянцев
Комментариев нет: