Украинских креаклов в Европе никто не ждёт

Тут, смотрю, по интернету разошёлся рассказ некоего Степана Малента из Луцка. Будучи вдохновлённым поддержкой стран ЕС победившего Евромайдана, он со своими ранее накопленными 10 тыс. евро поехал в Германию, где попытаться открыть свой бизнес. Но в Берлине Степан столкнулся с жестокой реальностью: довольно прохладным отношением к украинцам. А накоплений не хватило даже на бюрократические проволочки.


Разговорились об этом с товарищем, ещё в раннюю постперестройку выехавшего на ПМЖ в Германию по еврейской линии, но спустя несколько лет вернувшегося на Украину. К мытарствам Степана он отнёсся скептически:

«Прежде всего, в истории Степана мне кажется странным, что он вообще оказался в Германии. Ведь то, что он пытался открыть свое дело, подразумевает наличие официального статуса, а его получить выходцам с Украины практически нереально, за исключением въехавших по еврейской и немецкой линии, но и эти каналы уже практически закрыты. Характерно, что основная масса наших заробитчан едет в куда более бедные, но более либеральные к гастарбайтерам страны – Италию, Португалию, Польшу (на освободившиеся места «польских сантехников», работающих в более богатых Германии, Англии, Франции).

Даже в случае брака с гражданкой Германии (допустим, фиктивного) украинец должен прожить три года на иждивении супруги и только по прошествии этого срока получает право искать работу, вести предпринимательскую деятельность, в общем, зарабатывать себе (семье) на жизнь. Так немцы ограничивают поток иммигрантов, причем к такой паре могут даже заявиться с проверкой, действительно ли они живут вместе, есть ли в доме вещи этого иностранца, стоят ли зубные щетки супругов в одном стакане и т.п.

В остальном же мытарства Степана выглядят вполне типичными. У многих наших соотечественников сформирован стереотип «Европы» как «земли обетованной» для предпринимателей, где в отличие от «дикой» Украины, государство чуть ли не заносит на поворотах известную часть тела представителям бизнеса.

Это далеко не так. Более того, сама постановка вопроса о том, что государство что-то обязано бизнесу, должно помогать, звучит в Европе дико. Все «радости» взаимоотношений с государством – большие налоги (куда больше, чем на Украине и никакого упрощенного налогообложения), проверки (часто внезапные и очень жесткие), множество бюрократических правил и процедур, порой совершенно абсурдных, усложняющих бизнес – присутствуют в полной мере (подробно на эту тему – в интервью нашего соотечественника, которому все-таки удалось открыть дело в Германии, – Д.С.).

Но главная проблема – предельно насыщенный рынок, втиснутся в которой крайне, крайне сложно. Практически у всех «наших» предпринимателей, которых я знаю (включая и давшего вышеупомянутое интервью, – Д.С.), бизнес ориентирован на русскоязычных, а это очень узкий рынок. Вообще, если говорить о приехавших легально, то наиболее тяжко там приходится именно представителям «креативного класса», людям престижных и высокооплачиваемых у нас профессий.

За исключением нескольких дефицитных специальностей (например, хороших программистов) иммигранты там нужны только для занятия тяжелых, непрестижных и низкооплачиваемых вакансий. И пробиться выше, получить достойное место, аналогичное тому, которое было на Родине, крайне сложно.

Кому-то, затравив неимоверные усилия и не один год, это удается, но большинству приходится довольствоваться тем, что есть. Как пример, приведу одного своего знакомого. Его дедушка занимал достаточно высокий номенклатурный пост, то есть, семья была в нашем городе известной и влиятельной, ну и молодое поколение было с амбициями. С конца 80-х внук довольно успешно занялся бизнесом.

И вот они уехали в Германию, а через несколько лет он похвастался – устроился… хаусмастером в кирхе! Хаусмастер – это технический работник, который следить за порядком и состоянием помещений, меняет лампочки, производит мелкий ремонт, в более сложных случаях вызывает узких специалистов. Зарплата, понятно, небольшая. И все! Для парня тридцати с небольшим лет из интеллигентной семьи – повод для гордости, предел мечтаний и символ жизненного успеха! Ведь работа не просто постоянная, но и надежная – сокращение или закрытие «предприятия» маловероятно (хотя тенденция к перепрофилированию церквей в кафешки, в крайнем случае – в мечети, в Европе набирает ход, – Д.С.).

Действительно, найти любую постоянную работу – большой успех, шансы на который лет с 35 начинают резко снижаться. Удел прочих (и очень многих) – «балансирование» между временными работами и пребыванием на пособии, вкупе с хождением по кабинетам немецких бюрократов, которые нашим по часто «бюрократизма» дадут сто очков вперед. К слову, бюрократия в Германии действительно страшная, к примеру – в городе, где я жил, с населением 250 тыс. чел., здание службы трудоустройства занимает площадь в 3-5 обладминистраций в моем родном областном центре на Украине. Но не слыхал ни об одном человеке, которому бы они помогли найти работу. Вся их помощь – начисление пособия, «стимулирование» к поиску работы и, максимум – выдача листика с адресами фирм-посредников по предоставлению временной работы.

Утешение несостоявшиеся «покорители Европы» находят в том, что «живут в цивилизованной стране» и в том, что, дескать «лучше тут на пособие, чем у нас на зарплату» (а украинские зарплаты, как мы знаем, с победой Еврореволюции, последней позиции молдаванские, но нищенские даже по среднеазиатским меркам – ниже даже «рамшут-джавшановских» таджикских, – Д.С.). Но и это не совсем верно. Пособие на одного человека – порядка 400 евро на человека, что с учетом тамошнего уровня цен весьма скромно, чтобы не сказать больше.

Причем, если у тебя семья, даже работая выйти за уровень прожиточного минимума непросто. «Нормальной» зарплатой в Германии считается 10 Евро в час «грязными» (до вычета налогов).

Вот и считайте, если у вас двое детей, а работает один человек и еще нужно платить за аренду жилья. А ведь временно занятым, как правило, платят «минималку», а это 7 евро в час. Так что различные доплаты до прожиточного минимума получают очень многие семьи.

Остается убеждать других и особенно самих себя в том, что на родине «и вовсе сущий ад». Помогает этому эмигрантская пресса, чувствующая запрос читателей.

Но точно также иммигранты не воспринимают – просто внутренне отталкивают – и любую информацию о том, что на Родине все не так уж и плохо. Ведь это равнозначно тому, что признать громадную, испортившую всю жизнь ошибку».

Источник

1 комментарий:

  1. Анонимныймарта 30, 2015

    Вспомнился мультик, когда богатырь Алеша лез под чан спасаться с вопросом : "Места есть ?".... :)))))))))))))))))))

    ОтветитьУдалить