Европа на развилке: с Москвой или Вашингтоном?

На сайте именитого американского публициста Пола Крейга Робертса появилась свежая статья. На сей раз товарищ Робертс ставит вопрос ребром: Европе придётся выбирать — идти дальше с Соединёнными Штатами или с Россией. Но есть ли на самом деле выбор? Может ли вообще Европа что-либо выбирать и решать?

Рассуждая о выборе Брюсселя, Пол Крейг Робертс пишет, что к одному или другому вероятному результату спланированного конфликта с Россией Европу подталкивает Вашингтон. И выбор у Европы всё же есть.



Либо она (или хотя бы власти некоторых государств Европейского союза) смогут вырваться из тисков Вашингтона и самостоятельно решат вопрос с санкциями против России, тем самым устраняя саму возможность конфликтов между ЕС и Россией, либо Европа окажется перед неминуемым военным конфликтом с Россией.

В июне срок антироссийских санкций истекает. И санкции остановятся — в том случае, если хоть какое-нибудь из правительств стран ЕС не проголосует за их пролонгацию. Некоторые правительства уже сегодня высказываются против продления запретительных мер. Например, правительства Чешской Республики и Греции санкциями недовольны.

И это недовольство дошло уже до США. Госсекретарь Джон Керри признал, что вопрос о продлении санкций встречает «рост оппозиционных настроений» среди некоторых европейских правительств.

Впрочем, Вашингтон уже принял меры. У США всего три инструмента внешней политики: угрозы, подкуп и принуждение. Европа была предупреждена: если санкции не будут продлены, строптивых ждёт возмездие. В июне станет ясно, насколько действенна была эта угроза, способен ли нынешний Вашингтон подавить восстание в зародыше.

Со своей стороны, принимая решение, Европа должна принять во внимание следующие факторы. Брюсселю следует рассмотреть как угрозу Вашингтона о «возмездии», так и вероятность ухудшения отношений и даже конфликта с Россией. Это не рядовой конфликт, он лежит не только в сфере экономической плоскости. Здесь вопрос геополитический, и Европа должна понимать, что конфликт может дойти до вооружённого противостояния, а то и до такой войны, которая уничтожит Европу.

Что мешает европейцам принимать решения? Привычка!

Со времени окончания Второй мировой войны европейцы привыкли к долгому мировому лидерству Вашингтона. Ну, были, конечно, отступления от этой «привычки». Некоторое время Франция пыталась идти «своим путём», пишет Робертс, отклонялись от курса и некоторые политические партии в Германии и Италии, которые считали Вашингтон куда большей угрозе европейской независимости, нежели Советский Союз. Но с годами, раздавая деньги и применяя пропаганду, Вашингтон маргинализировал политиков и политические партии, которые имели смелость ослушаться Вашингтона.

Сегодня тот «призрак» военного конфликта с Россией, что породил Вашингтон, может и подорвать силу влияния Вашингтона на Европу. С одной стороны, раскручивание темы «российской угрозы» может помочь Вашингтону сохранить Европу под своим крылом. С другой стороны, тема «угрозы» оказалась уже такой избитой, что даже самые недалёкие европейцы стали осознавать: США толкают Европу на путь войны.

Европейцы стали пугаться заявлений политиков и военных — вроде главкома НАТО в Европе Филиппа Бридлава до сенатора Джона Маккейна и разных неоконсерваторов. Все эти люди «расстраивают европейцев».

Недавно сенатский комитет по делам вооружённых сил, где председательствует мистер Маккейн, посетил мистер Бридлав. Этот человек (как и Маккейн) не просто поддерживает вооружение украинской армии, костяк которой состоит из нацистов, а готов направить Киеву тяжёлое наступательное вооружение. Бридлав сказал сенатскому комитету, что силы Киева недостаточны для противостояния российской агрессии, поэтому Порошенко требуется «помощь» на границах России.

Европейцы должны решить, кто им угрожает: Россия или США. Европейская пресса, о которой многое рассказал публицист Удо Ульфкотте в своей книге «Купленные журналисты», действует по указке ЦРУ и «упорно трудится», пытаясь убедить европейцев в «реваншизме России», якобы стремящейся восстановить «советскую империю». О государственном перевороте, организованном Вашингтоном на Украине, нет ни слова. Вместо этого европресса пишет о «российском вторжении», которое будто бы является первым шагом Путина к воссозданию «советской империи».

Но только никаких доказательств присутствия российских военных на Украине нет. Нет и никаких доказательств того, что российская армия каким-то образом угрожает Европе. Нет никаких обсуждений или пропагандистских заявлений на тему восстановления советской империи. Российские политические и военные лидеры ничего подобного не говорят.

А вот Вашингтон явно метит как в Россию, так и в Китай. В мире только один главный — США. Подъём Китая нужно контролировать — в Азиатско-Тихоокеанском регионе боссом должен быть, как и прежде, Вашингтон. Поэтому Китай объявлен угрозой для «международного порядка». «Международный порядок» — на самом деле порядок, придуманный Вашингтоном. Так же, как и Китаю, США не дадут спокойно развиваться России. В мире не должно быть ни российской, ни китайской сферы политического влияния — только американская. В мире есть один гегемон, и точка.

Поэтому генерал Бридлав требует увеличить военные расходы: Североатлантический альянс должен противостоять и «российской угрозе», и «китайской угрозе».

Очевидно, делает вывод Робертс, Белый дом не собирается сдавать свои гегемонистские мировые позиции. Вашингтон желает оставаться единственным мировым «императором».

Пытаясь отстоять собственную гегемонию, добавляет Робертс, Вашингтон толкает планету к ядерной войне. Европа может предотвратить эту войну — но только возразив мировому «императору» и отстояв таким образом свою независимость.

Однако, добавим от себя, похоже, что Европа продолжит пляски под дудку США.

Как сообщили 5 мая «Ведомости», Комитет Европарламента по иностранным делам уже одобрил и теперь готовится вынести на июньское голосование ассамблеи проект резолюции, призывающей ужесточить санкции ЕС против России. Причиной ужесточения санкций может стать невыполнение Москвой Минских соглашений.

«Если Россия будет продолжать дестабилизировать ситуацию на востоке Украины и не откажется от незаконной аннексии Крыма, ЕС должен усилить санкции и рассмотреть возможность предоставления Украине оборонительных вооружений и другой военной помощи», — цитирует документ «Прайм».

Россия тоже сделала заявление.

Во вторник на этой неделе министр иностранных дел России Сергей Лавров сказал, что при условии непродления санкций Россия будет сотрудничать с ЕС, однако с учётом фактора «надёжности»: «Если односторонние санкции, которые никогда не были легитимными и контрпродуктивность которых уже всем понятна, если они будут Евросоюзом не продлены, конечно же, мы продолжим наше сотрудничество, но уже с поправкой на необходимость оценивать надёжность наших партнёров», — сказал он, находясь в Австрии.

С. Лавров пояснил позицию Москвы: надёжность партнёров включает вопросы выполнения обязательств и недопустимости существующей позиции ЕС: «Они публично заявили, что политика должна довлеть над экономикой». Товарищ Лавров добавил: «Это говорят те, кто нас зазывал в мир свободного рынка и призывал не вмешиваться в механизмы его функционирования».

Политолог, декан факультета социологии и политологии финансовой академии при правительстве РФ Александр Шатилов сказал корреспонденту KM.RU, что затянувшаяся дискуссия об отмене санкций похожа на ритуал.


«Слова Лаврова необходимо оценивать в рамках обоюдной дипломатической игры «обмен любезностями». При этом все стороны остаются «при своих». Запад не собирается отменять свое главное условие, касающееся российско-украинских отношений, мы же продолжаем настаивать на нелегитимности самой меры и необходимости её отмены без каких-либо политических и экономических условий».

Эксперт полагает, что ни одна из сторон уступать не собирается: уступки чреваты политическими рисками и ущербом для деловой репутации.

При этом Европе приходится куда трудней, чем России. Введённые санкции невыгодны ей самой. И в то же время политическая элита Европы не может идти на попятную: она подчинена воле Вашингтона. Поэтому вся политика сводится к словесному антуражу, за которым «не следуют никакие конкретные действия».

Что касается России, то негативное влияние санкций на её экономику в значительной степени преувеличено, считает эксперт. Негативных последствий «отрицать не стоит», зато можно утверждать, что Россия сумела успешно адаптироваться к новым условиям. Пессимистические прогнозы не оправдались.

Итак, Европа оказалась перед труднейшим политическим выбором. Как мы уже не раз писали на «ВО», телега политика поставлена впереди лошади экономики. Так называемые «лидеры» стран ЕС приняли в 2014 году ряд решений, ведущих к серьёзным экономическим убыткам, поскольку Россия связана с Европой тесными промышленными, финансовыми и торговыми отношениями. Россия — член ВТО. Россия поставляет Евросоюзу энергоносители. Россия закупает в странах ЕС массу самых разных товаров. Миллионы российских туристов оставляли свои деньги в Европе. Российская экономика давно стала открытой и встроилась в мировой рынок. И разрушает это довольно устойчивое положение не Москва. Его рушит Брюссель, пляшущий под дудку Вашингтона.

В июне станет ясно, существует ли вообще понятие «независимости» для Европы. Европа, радеющая за независимость Украины, сама не устаёт кланяться заокеанскому боссу…

Олег Чувакин

Комментариев нет: