Анастасия Скогорева: Когда Украина выздоровеет?

Этим вопросом с разной степенью боли и надежды задают себе сейчас многие россияне и, как мы подозреваем, многие граждане Украины. Лично я, все взвесив и проанализировав, склонна дать такой ответ — через год-два, максимум три. Много это или мало — тут каждый судит, исходя из своих представлений, терпения или нетерпения и т. д. А вот почему именно такой срок я отмеряю для ее выздоровления? - Как говорил в таких случаях один из моих любимых (в детстве) писателей Морис Дрюон, а теперь мы перенесемся далеко-далеко, в славный город Балтимор, и поищем там ответ на этот вопрос...


Если кто-то думает, что под протестами, внешне проходящими под лозунгами «черный белому не брат», лежит исключительно расовая неприязнь, то он ошибается. Там лежит кое-что другое — ухудшение социальной ситуации в США в течение последних нескольких лет. Спокойствие чернокожего населения на протяжении долгих лет обеспечивалось за счет щедрых социальных вливаний, теперь эти самые потоки становятся все более скудными, и это находит прямое отражение в повышении социальной напряженности в американских городах. Ну, а то, что все вертится вокруг темы «черный — белый» - лишь вишенка на торте.

На мой взгляд, это — не что иное, как «звоночки» приближающегося мирового экономического кризиса. Известно, что в среднем он осчастливливает мир своим явлением раз в десять лет. Для того, чтобы убедиться в этом, достаточно вспомнить сравнительно недавнюю историю: в 1997 году разразился азиатский кризис, в 2007 году, как по расписанию, кризис ипотеки subprime в США. Между ними, правда, уместился еще один, но не мировой, а локальный — кризис hi-tech 2001 года. Но на него практически не обратили внимания, потому что он довольно быстро пошел на спад, и не причинил особого вреда.

Почему именно десять лет? - Легко объяснить. Кризисы стандартно возникают из-за надувания в тех или иных сегментах экономики тех или иных стран «мыльных пузырей». Иными словами, инвесторы выбирают сегмент (страну) и начинают вкладывать в него (нее) средства, как подорванные. Между тем, нет ни одного сегмента и ни одной страны, который мог (могла) бы на протяжении долгого периода времени переваривать постоянно увеличивающуюся массу инвестиций. Логично, что через какое-такое время происходит то, что можно описать выражением «ох, ах, бух, трах». И мировую экономику корежит, поскольку даже в странах, отдаленных от эпицентра взрыва, начинают проявляться экономические дисбалансы.

Лично я не вижу причин, почему бы в 2017 году не грянуть новой буре. Более того, я не вижу причин, почему бы ей не грянуть раньше, и рискну предположить, что на этот раз ее «родным домом» станет рынок американских казначейских обязательств. По одному этому можно представить себе масштаб грядущего эпохального песца. И можно представить себе, как это отразится на финансовой системе ЕС — ведь европейские банки, пенсионные и страховые фонды, управляющие и инвестиционные компании имеют огромные портфели этих ценных бумаг, которые могут в течение короткого времени стремительно обесцениться.

Резонно возникает вопрос — ну, и причем тут Украина и ее выздоровление? Для ответа на него мы ответим сначала на другой, который пока не сформулировали — чем этот кризис может обернуться для России? Рискнем предположить, что, как ни странно это звучит, для нашей страны он может оказаться менее болезненным, чем кризис-2008. Россия отлучена от внешних рынков капитала, а значит, к 2016 году (на этот период лично я «назначаю» кризис) она слезет с иглы внешних заимствований (или, во всяком случае, острота этой углы существенно уменьшится).

Сейчас, насколько можно судить по новостям, наш ЦБ потихоньку сбывает с рук американские «казначейки» и закупает золото, причем то же самое — что примечательно — делает Китай. Предположение, что таким образом Россия и КНР наказывают США за плохое поведение, несостоятельно — они не наказывают «империю бобра», а готовятся к очередному «бух-траху». Надо сказать, что обе страны в свое время понесли весьма существенные потери из-за того, что держали в своих ЗВР бумаги двух американских ипотечных гигантов Fannie Mae и Freddie Mac. Повторять ошибки минувших дней никому не хочется.

Итак, есть неплохие шансы, что Россия выстоит. А вот Украина... Кризис 2008-2009 годов соседняя страна прошла относительно неплохо, хотя, насколько мне известно, и влезла в долг к МВФ. Но ее задолженность перед Фондом была тогда невелика, и она сравнительно быстро смогла ее погасить. Причина ее тогдашней стабильности, безусловно, была в тесных экономических и торговых связях с Россией. Теперь это в прошлом, и Украина, скорее всего в момент возникновения нового мирового кризиса останется наедине сама с собой. США и ЕС будет не до того, чтобы возиться с ней, заботиться о реструктуризации ее долгов, или подкармливать ее хотя бы капельным методом.

Ну, а дальше понятно. Не доходит через голову — дойдет через другое место. По-видимому, в случае с Украиной мы будем иметь пример не духовного, а чисто экономического выздоровления. Или точнее, такого выздоровление, которое будет инициировано глобальными изменениями в структуре мировой экономике. США уйдут в депрессию, ЕС, возможно, вообще не перенесет в качестве надгосударственного образования новый кризис, еще выше поднимется Китай, как я уже предположила, достаточно неплохо справится с «брызгами» очередного мыльного пузыря Россия. Вот тогда Украине придется восстановить разрушенные памятники Ленину (хотя России, честно говоря, это без надобности), потому что жить захочешь — еще не так раскорячишься.

Но два-три года — это срок. Я на этот период зарекаюсь ждать выздоровления. Болезнь Украины, как политическая, так и духовная и экономическая является слишком запущенной. И могу дать всем только один совет — вооружимся терпением, а заодно подготовимся морально к тому, что новый эпохальный мировой кризис не за горами, и к тому, что мировая экономика и так полностью не преодолела последствий кризиса-2007...

via

Комментариев нет: