Средства массовой дезинформации, или Фейковая страна Уркаина
Когда украинский президент Порошенко выпуливает свою очередную "сенсацию" про российских диверсантов или очередную "пэрэмогу"
украинских спецслужб, то к его ахинее все уже настолько привыкли, что
просто не придают ей особого значения. Мол, грешно смеяться над больными
людьми.
Но,
к сожалению, если ТАКОЕ наглое вранье, то есть, абсолютно
бездоказательную информацию позволяет себе высказывать первое лицо в
государстве, так сказать, его лидер, то что взять с чиновников рангом
поменьше? И уж совсем неловко предъявлять претензии к средствам массовой
информации в такой стране. Ведь какая страна – такие и средства!
Примеру
украинского президента следуют чиновники и политики по всей Украине. А
украинские журналисты, ставшие журнализами, выполняют волю руководства
страны, поэтому и несутся все эти "средства" широкой струей, начиная с
таких "военных экспердов"¸как главный редактор сайта "Цензор.Нет" Юрий
Бутусов, заканчивая всякими малоизвестными помойными сливными бачками,
коих в украинском интернете просто немеряно.
"Все очень серьезно – в Москву введены войска!"
Последнюю неделю пальма первенства по производству фейков принадлежит интернет-помойке под названием elise.com.ua. 6 декабря на этом интернет-мусорнике была опубликована новость о том, что "Все очень серьезно: В Москву введены войска, строятся блокпосты". Вы сами можете полюбоваться на этот "шыдевр".
Украинские "пейсатели" пишут:
"Кремлевская хунта вводит в Москву большое количество военной техники и
войск. Также готовятся трассы для беспрепятственного передвижения
техники к центру города. Чтобы не привлекать внимание, ввод техники
маскируется под "подготовку к параду 9 мая".
На
снимке, как вы видите, стоит где-то какая-то колонна военных машин. Что
за город – непонятно. Но судя по вывеске МакДональдса, можно было
написать, что русские ворвались в Нью-Йорк или на худой конец, в
Варшаву.
Но следующий шыдевр покруче будет – этот сайт провел "расследование" и обнаружил, что крымский энергомост – блеф Путина: электричество в Крым подаёт атомный мини-реактор!
Короче,
и дальше идут такие же "какчественные" расследования, исследования и
размышлизмы на тему, как энергомост обрушил энергетику юга России.
Причем, если энергомост – это блеф и Крым питают от атомных реакторов,
то как этот блеф обрушил энергетику России?
Поэтому
следующую байку о то, что целые города Крыма в едином порыве требуют
референдума о возврате в состав Украины, я даже не буду комментировать,
уже скучно.
Достаточно
просто привести еще несколько "шедевральных" заголовков с этого
ресурса: "Крым все! Объявлено о военном времени на полуострове…",
"Германские истребители готовы истреблять русских в случае агрессии",
"Важно: Власти Москвы готовятся к энергоблокаде", "Казаки собираются
идти "на Луганск" и так далее.
А
ведь такие малоизвестные интернет-ресурсы производят все это дерьмо,
которым забивают головы украинцам, не зря. Схема вброса фейка, то есть,
заведомой лжи, похожей на правду и подаваемой, как правда, проста как
мозг укропатриотов. Вначале подается несуразица на каком-то
малоизвестном интернет-ресурсе, часто даже в блоге какого-то
вымышленного гражданина, то есть в фальшивом аккаунте. Потом эту
информацию со ссылкой на ресурс, откуда она взята, перепечатывается на
ресурсе, так сказать, средней вонючести. И уж потом ее тиражируют совсем
уж серьезные ресурсы и центральные телеканалы. А в случае чего – вот,
мы сослались на источник, мы ни при чем!
Война за мозги
Война
– это не только там, где стреляют. Современная война чрезвычайно
технологична. И один из способов ведения современной войны –
информационные технологии. Которые тоже убивают. Постепенно.
Современная
журналистика находится под сильным давлением двух обстоятельств:
финансы и власть. Без серьезного финансирования очень трудно создавать
качественный продукт. Средства массовой информации – это серьезный
бизнес. Причем, бизнес не столько зарабатывающий деньги, сколько
создающий репутации тех, кто их зарабатывает. Или их разрушающий.
На
этом и строится второе обстоятельство, влияющее на развитие современных
СМИ – это власть. Политики, бизнесмены и государственные деятели, что
часто одно и то же, стремятся влиять на масс-медиа в силу их влияния на
умы и настроения покупателей, избирателей, потребителей. Населения.
Поэтому, когда сегодня говорят о независимости СМИ, приходится
вспоминать не только о законодательстве, но и о том, кому конкретно
принадлежит тот или иной информационный ресурс.
И
вот здесь у этих средств массовой информации есть большой соблазн
превратиться в средства массовой дезинформации – в угоду определенным
партиям, финансовым группам, правящим кланам, государственным
структурам. В первую очередь потому, что первое обстоятельство – финансы
– готовят почву для второго обстоятельства – зависимости от власти.
Поэтому следует помнить, что СМИ – это четвертая власть, но вторая
древнейшая профессия. Которая может стать первой.
В Украине так и произошло.
На войне – как на войне
Одно
из оружий пропагандиста – ложь. Которую выдают за правду. В
информационной войне, тем более, в войне современной просто пропаганда
уже не сработает. Поэтому, формируя у населения образ врага, необходимо
не только внушать людям какие-то идеи, давать месседжи и показывать
направление, но и тщательно отфильтровывать информацию, "скармливая" все
то, что подтверждает нужную теорию и напрочь отметая и скрывая все, что
в данную теорию не вписывается. Как говорится, если факты не
подтверждают теорию, то тем хуже для фактов.
Мощным
оружием в современной информационной войне являются "фейки", когда
ложная информация выдается за истинную. Фейк (от англ. fake –
поддельный) означает либо заведомую ложь, выдаваемую за реальную
новость, либо поддельные фото или видеоматериалы. Есть и другие значения
этого слова: человек, создавший ложную интернет-страницу и ложные
интернет-сайты.
В
Украине информационная война началась задолго до реальных боевых
действий. Это было видно во время акций на Майдане Независимости, когда
по информационному наполнению медиа-простора Украины можно было сразу
сделать вывод о том, какую позицию – провластную или оппозиционную –
занимает то или иное медиа, тот или иной журналист. Лишь немногие могли
удержаться от крена в ту или иную сторону.
Правда – это ложь, свобода – это рабство
Следует
различать фейки, то есть заведомо ложную информацию, подаваемую под
видом правдивой, и просто недостоверные новости, непроверенные факты, а
то и просто убеждения отдельных журналистов или изданий, то есть
пропагандистские материалы, подаваемые под видом новостей или аналитики.
Кроме того, есть еще просто низкий уровень профессионализма украинских
журналистов, которые, к примеру, говоря о лжи российских
СМИ, тем не
менее, часто заимствуют у коллег их материалы, выдавая их за свои.
Главной
составляющей формирования дезинформации есть ее простота и доступность.
Причем, этим пользуются украинские телеканалы, вырывая зачастую
информацию из контекста, пользуясь тем, что большинство украинцев не в
состоянии проверить эту информацию в интернете.
Но
вот с кем воюют украинские СМИ? Ведь их информация направлена на
внутреннего потребителя, наши украинские газеты не продаются в России, а
наши телеканалы не транслируются нигде, кроме Украины. Это мы крутим
российские фильмы, это наши телеканалы показывают российские шоу и
украинские радиостанции транслируют российскую эстраду и русский шансон.
Получается, война идет с собственным народом?
Можно запомнить несложные правила о том, как распознать фейк. Достаточно просто проанализировать любую публикацию.
Итак,
если новость, которую вы читаете, не содержит ссылок на серьезный
информационный источник – официальные страницы государственных структур,
на фото- или видеоматериалы, подтверждающие новость, а тем более – если
сайт ссылается на себя или на чьи-то слова в социальных сетях, можете
смело выбросить эту новость из головы.
Второе правило – новость должна быть нейтральной.
Если
в информации присутствуют расставленные "нужные" акценты, если там есть
негативные эпитеты или ярлыки, например: "хунта", "ватники",
"бандеровцы", "террористы", "фашисты", "колорады", "укропы", "путиноиды"
и прочие – данный источник не пытается демонстрировать взвешенность и
объективность.
Третье
правило – любые эмоции в новостях являются показателем присутствия
пропаганды.
Информация воздействует не эмоциями, не истерикой, а логикой
излагаемых событий. Если есть истерика, значит, это уже потеря
непредвзятости и присутствие чьего-то мнения. Поэтому, чем страшнее и
ярче описываемая картина событий – тем больше вероятность того, что их
описывал пропагандист, а не журналист.
Четвертое правило – доверяйте экспертам.
Если
в информации, например, о военных действиях потери описывает одна из
сторон конфликта, а, тем более, потери противника – значит, информация
искажена. А рассказы о войне мобилизованных пару месяцев назад
резервистов не могут быть объективными в силу того, что яркость
впечатлений мужчин, чья деятельность не была ранее связана с армией,
военными действиями и боестолкновениями, будет искажать картину
происшедшего.
Последнее
правило – верить нужно только себе, своим глазам, своим знаниям. Если
знаний недостаточно, нужно обращаться к экспертам.
И всегда искать первоисточники любой информации.
Тогда многое станет сразу понятно.
Комментариев нет: