Почему галичане не любят украинцев, или Царство, разделившееся в себе, не устоит

Давняя статья-мнение галицкого автора - Почему галичане не любят украинцев? , которая тем не менее, актуальна сегодня, поскольку показывает суть происходящего сегодня на Украине, что выражается изречением "Царство, разделившееся в себе, не устоит". Если коротко: галичане навязали русскоязычным жителям Днепропетрвоска, Харькова или Кривбасса свою программу "переформатирования" украинцев в галичан, а сами сдрыснули, устав бесплодно перековывать нас, в Россию на заработки и подальше от всяких там могилизаций и прочих долгов нелюбимой Украине.

В
данном контексте под галичанами следует понимать тех жителей и выходцев из Галичины, которые свою галицкую идентичность ставят выше от украинской. Для них украинцы - это те, кто за Збручем, а также галицкие украинские патриоты, соборники и националисты. "Нелюбовь" эта не имеет в себе ненависти или враждебности, а более быстрое разочарование и отбивания, которые граничат с пренебрежением, охоты. Братским пренебрежением, которое граничит с сочувствием. Галичане думают об украинцах так, как высказался когда-то Владимир Винниченко : "Несчастная, темная, беспомощная нация"!

18 августа в одной из центральных кофеен Львова (а скорее всего - не в одной и не только Львова) собирались правдивые галичане, чтобы отметить 180 лет со дня рождения Франца Йосифа И Габсбурга - самого любимейшего правителя тех земель, которые входят в настоящее время в состав Западной Украины. Именно этот цесарь Австро-венгерской империи по мнению галичан сделал русскому народу Галичины, Буковины и Закарпатья столько добра, сколько не сделала ни одна следующая власть. Включительно со всеми президентами и правительствами независимого украинского государства.

Культурный европейский монарх дал русинам право на развитие национальной школы, на создание в университете кафедры их письменности, уравнял в правах униатское духовенство с римо-католическим и предоставил статус автономии Галичине и Буковине. Но важнейшее, что он дал - это образец доброго правителя, справедливого и заботливого отца всех народов, которые принадлежали к его империи.

После габсбургского периода галичанам жилось только хуже. Межвоенная Польша отобрала у русинов большинство бывших привилегий. СССР отобрал у галичан свободу, имущество и оторвал их от Европы. А Русская (точнее ли - советская) православная церковь в дополнение еще и захватила бессовестно униатские храмы и начала насаждать православие.

Все это делало галичан несчастливыми. На протяжении десятилетий в галицких семействах лелеялись тайные мечты на возобновление справедливости. Мечты эти в силу политической традиции, которая победила на этих землях в конце ХІХ - в начале ХХ веков, связывались с образованием независимого украинского государства. Поэтому, не удивительно, что именно галичане больше всего ангажировались в ее создание и попытки ее развития. Как писал известный украинский журналист Александр Кривенко : "Галичина в свое время разбудила Украину, она же не даст старушке жить".

Понятно, что мечты об украинском государстве галичане строили на основе тех образцов, которые были распространенными в народническом движению русинов Австро-Венгрии, во временах украинско-польской война за Галичину, а следовательно и в националистических средах межвоенной Польши. На них же базировался этос антикоммунистического повстанческого движения 40 годов.

Поэтому, не удивительно, что очутившись в "своем" государстве со своим бредом в меньшинстве, галичане чувствуют себя обманутыми, разочарованными и тому подобное. Те, кто лелеял еще хоть какие-то иллюзии во временах президентства хитрого Кравчука, многовекторного Кучмы и квази-патриотичного Ющенко, с первых же дней президентства Януковича потеряли последнюю надежду на "украинскую Украину" галицкого образца. И потому именно теперь тема какого-то "выделения" Галичины становится все более популярной, как среди интеллигенции так и среди посполитого люда.

Интересно заметить, что на провокацию Юрия Андруховича о вероятной целесообразности отделения Донбасса и Крыма среагировали в основном патриоты-соборники. Галичане как раз отнеслись сдержанно к такому "половинчатому" предложению. Ведь для правдивого галичанина отличие от украинцев начинается не с Донбасса, а с другого берега Збруча.

Для многих галичан неприемлемой является также перспектива временно-социального переплавливания в единый народ с полищуками, слобожанцями и так далее, которую пропагандируют соборники, потому что в самооценке галичанина это значило бы ничто другое, как деградацию. Ведь, как бы не оценивал галичан один страшно интеллигентный выходец из советско-еврейских кругов киевского Подола, сами галичане считают свою культуру и традицию - политическую и религиозную, бытовую и хозяйственную - на голову более высокой от всего, что за Збручем.

И чем больше галичанин видит свое отличие от украинца, тем более он хочет от него отделиться какой-то формой "автономии". Украинец для галичанина является символом неспособности построить свое государство, защитить собственный язык и культуру, символом поражения. С другой же стороны, все понимают, что Галичине и галичанам некуда деваться от украинцев и Украины, ведь никто трезвый не говорит о каком-то отделении или присоединении к другим государствам. Отсюда и следующий символ, который сияет галичанам из-за Збруча, - символ безысходности.

Можно с высокой судьбой достоверности допустить, что в настоящее время Галичина стоит на пороге великой депрессии. Галичане уже устали и не хотят менять Украину и украинцев, но и не могут их воспринять такими, какими они являются. И предчувствие этой депрессии заостряет нелюбовь к тому, через кого она возникла.

Комментариев нет: