Иван Ефремов: Поколения, привыкшие к честному образу жизни, вымрут
Я всё собирался
написать статью о морали, но никак не мог придумать, с чего начать, и
что сделать её центральной мыслью. Но затем мне попались выдержки из
личной переписки известного советского писателя-фантаста Ивана Ефремова,
и всё стало на свои места.
Ещё в далёком 1969 году Ефремов писал: «Все разрушения империй, государств и других политических организаций происходят через утерю нравственности».
Утверждение уже
самодостаточное и заставляющее задуматься, но Ефремов добавляет в
следующем предложении «Это является единственной действительной причиной
катастроф во всей истории, и поэтому, исследуя причины почти всех
катаклизмов, мы можем сказать, что разрушение носит характер
саморазрушения».
Роджерс:
Действительно, если мы внимательно посмотрим в историю, обращая
внимание на периоды взлёта цивилизаций и их падения, то сможем увидеть
многочисленные подтверждения этого утверждения.
Взять хотя бы самый яркий
и широко описанный пример – Римскую Империю. Пока Рим был объединён
единством интересов и ценностей, он был успешен и непобедим. Но когда
внутри самого Рима начинается расслоение (имущественное, правовое,
ценностное), когда он погрязает в роскоши и личные интересы отдельных
граждан и групп становятся важнее интересов Рима – он фактически
начинает пожирать сам себя. Ведь последнее время его существования он
уже не развивался, а все усилия его «достойных мужей» сводились не к
преумножению его славы и благополучия, а к междоусобной борьбе за
власть, деньги, славу и должности. И без вторжения Аттилы такой Рим был
уже обречён, варвары просто нанесли ему «удар милосердия», оборвавший
агонию.
То же самое можно видеть и
в случае империй Ацтеков, Византии, Древнего Египта и многих других –
основными причинами их падения являлись вырождение элит, декаданс,
упадок нравов, разобщённость и внутренняя борьба. Лев Николаевич Гумилёв
приводит массу примеров этого, называя это время «фазой обскурации».
Иван Ефремов
указывает на некоторые характерные черты упадочного общества:
«Некомпетентность, леность и шаловливость «мальчиков» и «девочек» в
любом начинании является характерной чертой этого самого времени. Я
называю это «взрывом безнравственности», и это, мне кажется, гораздо
опаснее ядерной войны».
Роджерс:
Массовая некомпетентность нашего времени уже привела к описанию эффекта
Даннинга-Крюгера, когда «люди, имеющие низкий уровень квалификации,
делают ошибочные выводы и принимают неудачные решения, но не способны
осознавать свои ошибки в силу своего низкого уровня квалификации».
И у нас, и в «развитых
странах» исследователи фиксируют массовый рост всевозможных суеверий,
магического мышления, «wishful thinking». Всё больше людей
руководствуются своими пред-убеждениями (убеждениями, полученными в
раннем детстве, в дологический период восприятия, когда всё некритично
принимается на веру).
Настоящая нравственность
предполагает в качестве обязательного условия осознанность, а не слепое
следование ритуалам и традициям. Впрочем, Бердяев и Саровский это
задолго до меня гораздо лучше описали.
Иван Ефремов:
Мы можем видеть, что с древних времён нравственность и честь (в русском
понимании этих слов) много существеннее, чем шпаги, стрелы и слоны,
танки и пикирующие бомбардировщики.
Роджерс:
Мои учителя говорили «Дух всегда побеждает технологию». Сначала я с
этим спорил, поскольку высокие технологии могут дать кратковременное
преимущество даже аморальной и низко мотивированной армии. Но примеры
Афганистана и Ирака показывают, что моральный дух мусульман выше, и их
осознание собственной правоты приводит к тому, что американцы
оказываются бессильны поработить их и вынуждены спешно выводить свои
войска, которые не понимают смысла этих войн (о чём можно судить из
многочисленных публикаций в американских военных журналах и форумах).
Иван Ефремов:
Когда для всех людей честная и напряжённая работа станет непривычной,
какое будущее может ожидать человечество? Кто сможет кормить, одевать,
исцелять и перевозить людей? Бесчестные, каковыми они являются в
настоящее время, как они смогут проводить научные и медицинские
исследования?
Роджерс:
Адам Смит говорил «Процветают производящие народы». И действительно,
рассматривая теорию денег, мы можем видеть, что количество денег
вторично (хотя это не всегда очевидно), гораздо важнее – наличие
товаров, которые можно за эти деньги купить. В этом плане всяческие
«постиндустриальные экономики» потерпели крах – сейчас весь развитый мир
говорит о необходимости новой индустриализации.
Но, цитируя американского
аналитика Джеймса Канцлера: «В Америке нет ни средств, ни воли для
создания больших инфраструктурных проектов. Тут бы существующей
инфраструктуре не дать развалиться. Американская транспортная
инфраструктура была создана, в основном, в 1930-е годы во времена Новой
политики Франклина Делано Рузвельта. Последние крупные работы
проводились во время «Великого общества» президента Линдона Бэйнса
Джонсона в 1960-х. Половина мостов в США – в аварийном состоянии,
большинство дорог – в плохом состоянии. По сравнению с Европой, Японией
или Китаем, американская инфраструктура выглядит провинциальной и
запущенной. Большой бизнес не проявляет к ней никакого
интереса. Финансовый сектор стал сердцевиной американской экономики. 40%
корпоративных доходов приходят от банковского дела и биржевых операций.
По сути, это куда больше 40%. Ведь жилищный сектор, по сути, тоже
зарабатывает не на продаже домов, а на ипотечных ссудах. Да и
автомобильный бизнес торгует не автомашинами, а ссудами на автомашины».
Аморальность современной
экономики в том, что она поставила во главу угла не создание
материальных благ, а получение прибыли как самоцель. В особенности в
финансовом секторе, который перестал обслуживать нужды реального сектора
экономики, а превратился в «вещь в себе», фактически никак не связанную
с реальной экономикой, и производящей «прибыль» из воздуха (и при этом
получающую гораздо более высокие доходы, чем производители).
Про сознательное
торможение развития технологий в энергетике, транспорте, медицине и
других отраслях можно вообще писать целые тома. Такой образ действий
вытекает из самой логики капитализма, ориентированного на минимизацию
расходов, максимизацию прибылей и стимулирование рынков, а не на
удовлетворение нужд людей.
Иван Ефремов
(в 1971 году): Поколения, привыкшие к честному образу жизни, должны
вымереть в течение последующих 20 лет, а затем произойдёт величайшая
катастрофа в истории в виде широко распространяемой технической
монокультуры, основы которой сейчас упорно внедряются во всех странах, и
даже в Китае, Индонезии и Африке.
Роджерс:
Через двадцать лет, в 1991 году, разрушили Советский Союз. Разрушили во
многом именно из-за жажды «лёгких денег», а также из-за падения
престижности Человека Труда. Хозяевами жизни стали спекулянты, бандиты,
мошенники. «Инженер» стало ругательством, «рабочий» – признаком
неудачника-лоха.
«Хорошими делами
прославиться нельзя» стало доминирующим императивом общественной жизни,
порождая «Потапа и Настю Каменски», «Дом-2», сотни тысяч проституток,
рост преступности, моральную деградацию и прочие прелести современного
либерализма.
Сейчас в результате этого
у нас жесточайший кадровый дефицит, когда в стране полно престижных
юристов, экономистов и менеджеров по продажам, но днём с огнём не
найдёшь грамотного фрезеровщика, сварщика или сантехника.
Про унификацию
человечества под одну гребёнку в результате глобализации и без меня
много сказано. Интернационализм левых стремился к мирному
сосуществованию различных культур, правый либерализм (неоконы) же
предлагает их обезличивание в неких общечеловеков, «разделяющих»
навязанные западом «ценности либеральной демократии».
Иван Ефремов:
Думать, что можно построить экономику, которая удовлетворит
любые потребности человека, тенденция к чему пронизывает всю западную
(e.g. американскую), да и нашу, в вульгарном и буквальном понимании
«каждому по потребностям», фантастику – это непозволительная утопия,
сродни утопии о вечном двигателе и т.п.
Роджерс:
Удовлетворяться должны естественные потребности человека, а не раздутые
рекламой и потребительством завышенные искусственные запросы. Недаром
понятие «Меры» долгое время было одним из ключевых в средневековой
европейской философии, определяющим повседневное поведение всех слоёв и
сословий.
Иван Ефремов:
Единственный выход – в строжайшем самоограничении материальных
потребностей, основанном на понимании места человека и человечества во
вселенной, как мыслящего вида, абсолютном самоконтроле, и безусловном
превосходстве духовных ценностей перед материальными.
Роджерс:
Формула Линдона Ларуша в этом вопросе – минимум на роскошь (в идеале
вообще без неё), максимум на развитие (повышение энергопотока системы).
Но самоограничение только
тогда будет справедливым, когда ограничивать себя будут все без
исключения субъекты экономики. А когда по сегодняшним либеральным
стандартам «строгая экономия» относится только к бедным и производящим
слоям населения (что в большинстве случаев одно и то же), а бездарный
топ-менеджмент, приведший мировую экономику на грань краха, только
увеличивает свои доходы – это может и должно стать источником возмущения
и революций. Уже становится! Впрочем, как и дорогие квартиры, машины и
часы у монахов…
Иван Ефремов:
Понимание того, что разумные существа – инструмент познания вселенной
самоё себя. Если понимания этого не произойдёт, то человечество вымрет
как вид, просто в ходе естественного хода космической эволюции, как
неприспособленный/неприспособившийся для решения этой задачи,
будучи вытеснено более подходящим (возникшим не обязательно на Земле).
Это закон исторического развития столь же непреложный, как законы
физики.
Роджерс:
Главный вопрос человечества «Камо грядеши?». Если не наполнять
ежедневно жизнь высшим смыслом, то человечество (и отдельные его
представители) ничем не будет отличаться от бактерий или глистов,
паразитирующих на теле планеты. И в какой-то момент нарвётся на ту или
иную форму «антибиотика» с её стороны.
Иван Ефремов:
Стремление к дорогим вещам, мощным машинам, огромным домам и т.п. – это
наследие фрейдовского комплекса психики, выработавшегося в результате
полового отбора.
Роджерс:
Это Ефремов ещё не видел золотые унитазы – вот где настоящие комплексы
по поводу микроскопического размера своего полового члена…
Иван Ефремов:
Единственный путь преодоления этого комплекса через всестороннее
понимание психических и психофизиологических процессов, которое уже 2000
лет практикуется в Индии и Тибете. Ergo обучение и воспитание должно
начинаться с обучения психологии как истории развития человеческого
сознания и истории как истории развития общественного сознания. Физика,
химия, математика – обязательные, но далеко не достаточные дисциплины
для сознания современного человека с его огромной плотностью населения
и, как следствие, плотностью информации, с неизбежной промывкой мозгов,
необходимым для поддержания текущего социального устройства.
Роджерс:
За последующие сорок лет плотность населения, плотность информации и
сила промывания мозгов выросли в разы. Психология коммерциализировалась,
а история стала инструментом этого самого промывания мозгов.
Пока критичность мышления
и глубокая осознанность поведения не будут массовым явлением, ни о
каком прямом народовластии не может быть и речи. Поубивают же друг
друга…
Иван Ефремов:
Дать подростку 12-14 лет представление о самом себе, как о творце
нового, исследователе неизвестного вместо формируемого уже к этому
моменту стереотипа «успешного обывателя», который заполонил всю западную
ноосферу и прочно укоренился в нашей.
Роджерс:
Мещанство и потреблядство с тех пор только усилилось в разы. Для
среднестатистического обывателя «духовное развитие» – это пустой звук. А
популистские «демократические» политики не тянут сознание масс ввысь, а
потворствуют их самым низменным инстинктам – быдлом проще управлять, а
на страстях и жадности проще заработать.
Американские авторы
открытым текстом пишут, что идёт сознательное отупление населения,
поскольку «умные меньше склонны к бездумному потребительству (меньше
покупают) и не поддаются воздействию рекламы и пропаганды».
А Богоподобный Человек должен, обязан быть Творцом. Иначе он попросту никак не оправдывает своего существования перед Вселенной.
Иван Ефремов:
За социалистическими и коммунистическими лозунгами уже давно скрывается
мещанская, обывательская алчность и зависть и стремление к лёгким
деньгам и вещам.
Роджерс:
Социальная революция опередила революцию в сознании. Что и привело в
результате к откату назад. А выродившаяся бюрократия уже не была
заинтересована в формировании «человека нового типа», ницшеанского
«сверхчеловека», а вполне сознательно выращивала потребителей для
удовлетворения своих целей.
То же самое ждёт все
эксперименты по уничтожению государства (или другим преобразованиям
общества), которые не озаботятся перед этим изменением ценностей и
мышления масс. В том, что ценности и массовое сознание успешно
инжинирятся, уже нет никаких сомнений. Но для успешной деятельности в
этом направлении нужен длительный переходный период, сопровождающийся
«диктатурой прогрессоров» (хотя бы в противовес сегодняшней либеральной
диктатуре, объявившей свою убогую идеологию единственно правильной).
Иван Ефремов:
То же самое можно сказать про школы, в большинстве своем производящих
чёрствых и костных выпускников, начисто лишённых любопытства, чего не
было ещё 20 лет назад. Школьные программы погрязают в деталях, вместо
того, чтобы создавать систему представления об окружающем мире, в
результате успешные ученики – «зубрилы», начисто лишённые творческого
мышления. Они попадают в ВУЗ, а потом приходят на предприятия, в КБ,
НИИ, начисто лишённые целостного представления об устройстве мира.
Роджерс:
Болонская система отупляет и убивает фантазию (абстрактное,
дивергентное и критическое мышление, в частности) ещё эффективнее. Если
пятилетний ребёнок может придумать около 200 различных нестандартных
способов использования одного предмета, то выпускник современного ВУЗа с
трудом назовёт 4-5 таких способов. Такое «образование» делает из
человека робота, действующего по строго заданному алгоритму «Работай,
потребляй, сдохни». И сознательность масс при таком раскладе с каждым
годом будет не расти (как надеются мои утопичные левые коллеги), а
неизбежно снижаться, примитивизируясь.
Современное либеральное
общество, «победившее» почти во всём мире, саморазрушительно. Поскольку
ставит частное (личное, корпоративное, групповое) благо выше, чем
общественное. Что аморально и безнравственно.
И, в конце концов, глупо,
поскольку рассматривает индивидуума в отрыве от системы, социума, мира,
макрокосма. А ни одно человеческое существо не может пребывать в благе
при неблагополучии окружающей среды – тем или иным способом среда
заставит его ощутить на себе последствия своих проблем.
Как писал Эрих Фромм
«Любое общество, которое отрицает любовь, обречено на разрушение». А
капитализм отрицает любовь, низводя её до товарно-денежных отношений «ты
мне, я тебе». И потому неизбежно будет разрушен (правда, это не будет
«созидательное разрушение» Шумпетера, скорее это будет «очистительное
созидание» социализма).
Наше общество должно
вновь обрести нравственность (не в её примитивно-традиционалистском или
буржуазно-обывательском толковании), иначе оно будет сметено теми, кто
её не лишён. Например, мусульманами, которые в рамках своей морали часто
действуют безупречно.
Только через обретение
нравственности, восстановление морали можно остановить саморазрушение,
которым страдает наше общество последние двадцать лет. Как радикал, я
предпочитаю искать истоки этой морали не в прошлом, а в будущем.
5 октября исполняется сорок лет со дня смерти Ивана Ефремова. Но мысли его будут жить и в далёком будущем…
Александр Роджерс, для "Хвилі" 20:55 4.10.2012
Комментариев нет: