четверг, 3 марта 2016 г.

«Эпический фейл» как составная часть военного строительства. Юрий Селиванов

Набирающая темп американо-российская гонка вооружений существенно повышает цену не только достижений, но и провалов


«Эпический фейл» как составная часть военного строительства

Судя по всему американский военно-промышленный комплекс можно поздравить с очередным «эпическим фейлом» — так на современной блогерском наречии обозначается крупный и явный провал. На этот раз речь о бесславном финале крайне амбициозной и широко разрекламированной программе перевооружения американского авианосного флота на принципиально новые летательные аппараты – беспилотные ударные комплексы. Вот что пишет по этому поводу авторитетный российский военно-аналитический портал BMPD:

«Широко разрекламированная программа ударного палубного беспилотника, ведшаяся с 2006 года фактически завершилась безрезультатно. Хотя созданный в рамках этих программ прототип-демонстратор ударного палубного БЛА Northrop Grumman X-47B, построенный в двух экземплярах, успешно «овладел» возможностями взлета с палубы авианосца и посадки на нее, а также дозаправки в воздухе, испытания показали, что характеристики и возможности аппаратов данного типа на нынешнем этапе развития техники еще явно недостаточны для решения полноценных автономных боевых задач на уровнях гибкости и надежности, сопоставимых с пилотируемым ударным самолетом.

В итоге в 2014-2015 годах кругами ВМС США и промышленности предлагалось дальнейшее развитие программы UCLASS в сторону создания серийных аппаратов с урезанными ударными возможностями, а то и просто главным образом разведывательных. Однако в результате было сочтено, что и в таком виде палубный БЛА пока что будет нецелесообразен, и что единственным возможным способом применения палубного БЛА на обозримое будущее будет достаточно простая и «шаблонная» роль палубного самолета-заправщика».

С учетом того, какое эпохальное значение придавалось в США оснащению авианосцев беспилотной ударной авиацией, это провал действительно исторического масштаба. Значение которого выходит далеко за рамки неудачи с отдельно взятой системой вооружений. Американцы фактически оказались заложниками ситуации, когда потерпела крах стратегическая программа, с которой связывалось будущее всего авианосного флота США как такового. После того как стало ясно, что надежды на ударные беспилотники несбыточны, выяснилось, что авианосцы могут вообще остаться без самолетов. Единственная альтернатива – палубный вариант скандально известного истребителя «пятого поколения» Ф-35 уже сегодня выглядит весьма утопичной. Чудовищная стоимость каждого экземпляра этой машины делает его массовое производство, даже в условиях США, практически невозможным.

  Таким образом, под угрозой срыва оказывается вся программа перевооружения авиации ВМС США. По сути, единственное что им остается, это продлевать ресурсы и без того уже достаточно старых палубных самолетов типа Ф-18 «Хорнет», или дополнительно заказывать у промышленности те же самые истребители конструкции 80-х годов прошлого века. Так что, как видим, перспектива весьма незавидная. И это после того, как на программу беспилотной палубной авиации уже было угрохано около 10 миллиардов долларов!

Однако было бы неправильно думать, что «эпические фейлы» — это сугубо американское изобретение. Увы, но действительность такова, что и российские военные усилия также подвержены аналогичным рискам. Хотя, конечно, в нашем случае, они имеют несколько иной вид и «цену вопроса». Но, тем не менее, могут отразиться на боеспособности вооруженных сил самым негативным образом. Речь в данном случае тоже о флоте, на этот раз российском. Сошлемся, опять же, на материалы портала BMPD. Вот что пишут компетентные военно-морские эксперты о состоянии минно-тральных сил ВМФ РФ:

«Следует подчеркнуть общее неудовлетворительное состояние минно-тральных сил отечественного ВМФ. Его противоминные возможности настолько низки, что ставят под сомнение принципиальную возможность обеспечить в условиях современной минной угрозы развертывание сил ВМФ РФ из своих баз. … несмотря на успешное прохождение МТЩ «Вице-адмирал Захарьин» государственных испытаний, сегодня в ВМФ он один! Для сравнения данные по некоторым «могучим военно-морским державам» : в ВМС Польши – 3 модернизированных ТЩИМ проекта 206FM, Эстонии – 5 ТЩИМ, Латвии – 5 ТЩИМ» Сегодняшний уровень противоминных сил ВМФ соответствует 50-60 гг прошлого века (т.к. потеряли даже то, что было в 70-х, например буксируемые искатели и шнуровые заряды). Имеемые в составе ВМФ тральщики фактически брошены – в отличии от зарубежных, никакой модернизации с внедрением новых противоминных систем на них не проводилось».


Корпуса двух последних базовых тральщиков проекта 12650 (заводские номера 161 и 162), от достройки которых на ОАО «Судостроительный завод «Авангард» (Петрозаводск) отказался ВМФ России
Корпуса двух последних базовых тральщиков проекта 12650 (заводские номера 161 и 162), от достройки которых на ОАО «Судостроительный завод «Авангард» (Петрозаводск) отказался ВМФ России

Для лучшего понимания масштаба проблемы поясню, что военно-морской флот, лишенный эффективной минно-тральной составляющей, практически небоеспособен. Особенно это касается такой континентальной державы, как Россия, военно-морские базы которой как правило расположены в прибрежных узкостях, которые противник может очень легко заблокировать минным оружием. Именно так, кстати, и случилось на Балтике в период Великой Отечественной войны, когда весь советский Балтийский флот был вынужден несколько лет простоять на мертвом приколе из-за невозможности преодолеть минные заграждения немцев.

Можно построить много великолепных и величественных в своей монументальной красоте авианосцев, ракетных крейсеров, фрегатов и подводных лодок. Но все они останутся бесполезным хламом, если на флоте не окажется достаточном количестве маленьких юрких корабликов, способных нейтрализовать минную угрозу врага. Безусловная необходимость которых подтвердилась уже в ходе сирийской операции российских ВС, когда возникла реальная угроза минной войны со стороны ИГ (запрещено в РФ – ред.). Туда был срочно откомандирован старый тральщик ЧФ «Ковровец». А вот головной тральщик новой современной серии «Александр Обухов» безнадежно застрял у достроечной стенки судозавода из-за непоставки заказанных для него французских систем поиска и уничтожения мин. Заказанных не от хорошей жизни, а от того, что аналогичных отечественных систем попросту нет. Их никто в России не разрабатывает уже лет двадцать. Сэкономили, так сказать, на спичках.

Кто подвел «Александра Обухова» - французские поставщики, или отечественная безалаберность?
Кто подвел «Александра Обухова» — французские поставщики, или отечественная безалаберность?

  Дорого может обойтись стране эта копеечная экономия в случае серьезного военного испытания. И тогда уже будет поздно выяснять — кому именно наши моряки обязаны этим эпическим фейлом. Так что посмеиваться над американскими провалами, конечно, невредно, но только при том условии, если мы сами ими не грешим.

Комментариев нет :

Отправить комментарий