-
Меня
всегда удивляло: почему на советских плакатах про «дружбу народов» под
флагом РСФСР изображен человек в современном костюмчике и галстуке,
а остальные представители «Союза нерушимого» — кто в чем: вышиванки,
шаровары, кокошники, халаты, веночки-ленточки, поясные платки...
Сплошная «этнография»...
Причем
к реальной этнографии вся эта хрень отношение имеет весьма далекое. В
какой-нибудь микроскопической Латвии народных костюмов — десятки, в
каждой деревне — свои «вышиванки», свои кокошники, свои брошки-поясочки.
И вовсе они не столь красивы и богаты, как рисовали советские плакаты.Вообще
говоря, музейный экспонат под названием «свадебный костюм зажиточной
латышки 18-го века» — это редкое убожество из грубой дерюги с
сыромятными тапками на веревочках. «Зажиточные» еще имели тапки, а
остальные латышки гуляли всю жизнь босиком, даже на собственной свадьбе.Мой
латышский дед свои первые в жизни сапоги заполучил только в 19 лет,
когда пошел добровольцем воевать в Первую мировую за русского
Царя-батюшку. Получил на складе от унтер-офицера. Не вру — он сам мне
это рассказал.Причем
латыши на фоне народов остальных «республик свободных» жили еще
неплохо. Погуглите дореволюционные фотки, вы найдете много интересного.
Например, у большинства западных украинцев национальный костюм выглядел
так:Не
шибко лучше выглядели и национальные костюмы большинства обитателей
Средней Азии, Кавказа... Впрочем, ладно. В те дремучие времена и наряды у
американских ковбоев выглядели намного скромнее, чем их потом
разрисовал Голливуд.К чему
я это? А к тому, что руководители СССР (от 1917 года до 1991-го —
все!), на мой взгляд, совершили в национальной политике страны большую и
непростительную ошибку.Ее
суть: усердное надрачивание «вышиванок» (халатов, веночков, кокошников,
поясных платков, кинжалов). На советских плакатах это просто прет в
глаза. Русский — в современном костюме, а остальные — из «музея
этнографии». Из придуманного музея.В
реальности таких национальных костюмов никогда не существовало. Их
сочинили и нарисовали уже в советское время. На советских же плакатах и в
советских же фильмах-концертах-шоу. Целая отрасль работала — художники,
модельеры, швейные фабрики, пиар-индустрия тех времен.Будете
смеяться, я лично на себе ощутил влияние советской «вышиваночной»
индустрии. В розовом детстве я жил в городе Краснодаре. Мне сильно не
повезло: я обладал звонким голосом (не прокуренным, как сейчас). Потому
меня записали в школьный хор. И этот хор однажды выиграл на городском
конкурсе...В
результате в один прекрасный день к нам пришли деловые тетки, сняли с
нас мерку, и через месяц нас, несчастных школьников, переодели в
«казацкие» костюмы — сапоги, суконные галифе с лампасами, косоворотки,
фуражки. Только что коней нам не выдали.Как
сейчас помню: товар был первоклассный. Даже сапоги были сшиты из
настоящей кожи (первые в моей жизни сапоги!). И в этой амуниции мы
услаждали своим пением слух краснодарских партийных руководителей на
всех торжественных мероприятиях... Ненавижу хоровое пение с тех пор...Но
суть в чем: нас, детей, одели во взрослые костюмы «зажиточных казаков»
из лубочного фильма «Кубанские казаки». Учтем: лопоухие детеныши моего
тогдашнего возраста даже в не бедных дореволюционных казацких семьях
бегали в длинных холщовых рубахах. Им не то что сапогов, даже
персональных штанов еще не полагалось...В
начале 90-х латыши неожиданно обрели независимость. Что поразило: они в
массовом порядке начали шить себе национальные костюмы. Удивительное
было зрелище: по улицам вдруг начали разгуливать тысячи людей, одетых по
моде «зажиточных сельских латышей 18-го века». Причем не той моде,
реальные образцы которой вывешены в Музее этнографии, а той, которую им в
советское время придумали советские дизайнеры.Беда-то
в том, что советская идеологическая поп-культура сыграла с национальным
самосознанием народов СССР злую шутку. Пропагандируя дружбу народов,
она им внушила через «вышиваночную эстетику» ложное ощущение
изначального самостоятельного процветания — тотальной «зажиточности» их
народов.Гляньте
еще раз на советский плакат. Представитель России — в простом фабричном
костюмчике. А все народности остальных 14 республик — в облачениях
ручной работы от лучших национальных дизайнеров. Расшитые рубахи,
халаты, пояса, головные уборы, серебряные, золотые украшения, бусы,
мониста, кинжалы и прочая яркая бижутерия...Визуальные
образы — сильная штука. Дети, увидев кино про Рэмбо, мажутся зеленой
акварелью и играют в суперменов: та-та-та-та — ты убит. И верят во
всесилие зеленой акварели, если ею измазать рожицу.Так
же и у взрослых. Если в «семье братских народов» (на плакате, в кино, в
концерте) твой представитель одет по жизни «зажиточным латышом»,
«зажиточным таджиком», «зажиточным молдаванином», то как-то забываются
рассказы собственного деда, что первые в жизни штаны ему справили, когда
из-под холщовой рубахи начали выглядывать его созревшие тестикулы. А
про расшитый золотом халат, серебряный кинжал, хромовые сапожки он до
смерти мечтать не мог.И
возникает иллюзия, что если как-то отпрыгнуть от этого русского парня в
простом костюмчике с галстуком, то ты автоматом станешь «зажиточным»
пацаном, как на плакате.Латыши
уже поняли, что надев «вышиванку» и «кокошник», они становятся похожи
на зажиточных латышей с советского плаката. Но зажиточных — по меркам
18-го века. Украинцы — еще нет. У них сейчас период «вышиванок» в
разгаре.Советский плакат — сильная штука...Источник
Вышиванка и её советская история
Reviewed by
Kolya
on
мая 26, 2016
Rating:
5
Комментариев нет: