Украина против «Волыни»
7
октября в Польше состоится премьера фильма Войцеха Смажовского «Волынь»
о геноциде поляков в 1940-х гг. на Западной Украине бандами ОУН-УПА.
Фильм снят по мотивам сборника рассказов польского писателя уроженца
Тернопольской области Украины Станислава Сроковского «Ненависть».
«Это
самый сложный из моих фильмов. И самый важный… И самым трудным для меня
было провести детей, маленьких актёров, через эту историю» - так
прокомментировал работу сам режиссёр.
Действительно,
как заставить ребёнка сыграть роль жертвы бандеровского геноцида,
показать весь ужас произошедшего так, чтобы потом эти кадры не снились
маленькому актёру в ночных кошмарах? В. Смажовскому это, видимо,
удалось, потому что отзывы критиков на этот фильм были очень
эмоциональными.
«Это
– ошеломляющий и страшный фильм. Страшный и ошеломляющий. Сказать, что
он поражает вас в самое сердце, это значит, ничего не сказать» - так
отозвался о картине В. Смажовского известный публицист Пётр Сквечинский.
«Я
боялся того момента, когда сяду перед экраном. До последнего дня съёмок
у меня было желание сбежать из этого мира, забыть о том, что творилось в
те страшные часы», - вспоминает актёр Аркадиуш Якубик, сыгравший одну
из главных ролей.
Миколай
Тшаска, композитор музыки для фильма, рассказал журналистам, что в
течение целого года, пока снимался фильм, его мучила глубокая депрессия.
И это можно понять, ведь в работе Смажовского зверства ОУН-УПА
изображены прямо и без купюр.
Сам
В. Смажовский говорит просто: «Это фильм против крайнего
национализма…50% поляков не знают, что творилось на «восточных
территориях», а те, кто знает, знают плохо».
С самого начала, когда фильм только анонсировался, он уже вызывал приступы бешенства у украинских националистов. И никто не сделал фильму лучшую рекламу, чем они.
Вот
мнение вице-президента Ассоциации украинских писателей Юрия
Андруховича: «Меня так и тянет написать: не смотрел, но осуждаю... Нам
не избежать встречи с этим фильмом, и это нас беспокоит... Режиссёр с
Украиной и украинцами не контактировал, диалога, а вместе с ним, и
истины, не искал...»
Какой
истиной мог поделиться с режиссёром пан Ю. Андрухович и ему подобные?
Лживыми баснями, что ОУН-УПА и дивизия СС «Галичина» были добрыми
юннатами, а не убийцами? Для Андруховичей оуновец Михаил Колодзинский с
его призывом «Дайте море крови!» - герой, а не палач.
И
этих палачей Андрухович защищает до последнего: «В фильме есть сцена,
где украинский священник... освящает топоры и косы, которыми его
прихожане будут потом убивать поляков. Но подтверждения таким фактам не
обнаружено».
Польский историк Гжегож Мотыка, консультант фильма «Волынь», в интервью Gazeta Wyborcza
прямо указал, что документальных свидетельств освящения топоров и ножей
нет, кроме слов самих волынских поляков, переживших геноцид. В 2012 г.
Польский институт национальной памяти опубликовал интервью с жительницей Люблина Анной Шумской, свидетельницей «церемонии» освящения ножей украинскими священниками.
Г.
Мотыка подчеркнул: после признания Верховной радой Украины боевиков
ОУН-УПА борцами за независимость было очевидно, что последует польский
ответ. Фильм В. Смажовского и стал таким ответом.
Действительно,
украинцам в этой ситуации остаётся винить самих себя. В Киеве забыли,
что переписать историю можно, но изменить нельзя. Теперь переписанная
история рикошетом бьет по самой Украине большими кусками горькой правды.
Но
Украина не умнеет. Вместо осуждения палачей из ОУН-УПА там срочно
заменили термин «Волынская резня» словосочетанием «Волынская трагедия».
Слово
«резня» чётко указывает, что были те, кто резал, и те, кого резали. А
слово «трагедия» оставляет для политических проституток из Киева
возможность поговорить о взаимной трагедии украинцев и поляков,
уравнивая жертв и палачей.
Польша
ждала долгих 25 лет того дня, когда власти независимой Украины
отрекутся от преступного наследия ОУН-УПА. Но каждый очередной
украинский президент ради укрепления личной власти поднимал их заново на
пьедестал.
Ксендз
Тадеуш Исакович-Залесский, известный оппонент украинских националистов,
на вопрос одного из корреспондентов, готовы ли украинцы принять фильм
«Волынь», ответил: «Смотря какие украинцы. Бытует фальшивое мнение,
будто Петр Порошенко представляет всех украинцев... Его исторической
политики не приемлют многие украинцы, они понимают, что на культе
убийств поляков и евреев не удастся построить ничего позитивного».
Выше упомянутый Ю. Андрухович назвал за это Т. Исаковича-Залесского «свихнувшимся антиукраинским ксендзом, худшим в Польше».
Невозможно
представить, чтобы в Германии назвали иностранного антифашиста
«свихнувшимся» только за то, что он говорит о зверствах нацистов. А на
Украине возможно. И не только это, но и наглая ложь, будто ОУН-УПА с
Третьим рейхом не сотрудничала, нацистам не помогала, а боролась с ними.
Хотя сами украинские националисты не могут назвать ни один город,
который был бы освобождён оуновцами от немцев. В истории всё было
наоборот: в города входили гитлеровские дивизии, а за ними в обозе
плелись «українські херої» из ОУН-УПА. Воевать с мирным населением у них
получалось лучше, чем с Красной армией.
Украина
оказалась в собственной идеологической ловушке. Политика
декоммунизации, начатая с такой помпой, подняла со дна истории всякую
нацистскую муть типа Бандеры и Шухевича. Эта муть заслонила собой образы
тех, кто защищал Украину от Гитлера и отстаивал её после войны.
Отказаться
от культа ОУН-УПА Киев не может, иначе придётся вернуться к
антифашистскому наследию в виде Украинской Советской Социалистической
Республики и объявить нынешнюю Украину ее наследницей. Ибо у Украины в
качестве базиса может быть только два варианта: либо этнический нацизм
галичанского пошиба, ОУН-УПА и украинские эсэсовцы, либо антифашизм и
Великая Отечественная война.
Выбрать
второй вариант при нынешней власти Украина не может. Иначе ей придётся
отказаться от идеи, что настоящим образцом украинского патриотизма
является Западная Украина, где как раз и зародилась ОУН-УПА, дивизия СС
«Галичина» и прочий позор.
Украинская националистическая газета «Вільне слово» от 3. 10.1941 г. расписывается в любви к гитлеровцам (из архива историка и политолога Владимира Корнилова)
Каким
тогда регионом заменить место Галичины в идеологическом сознании
населения? Кого назначить образцовым выразителем всего того, что в
политике и культуре принято называть украинским? Центральной или
Восточной Украиной? Это неизбежно приведёт к сближению с Россией на
почве антифашистских убеждений, а этого не желают в Вашингтоне и
Брюсселе, от которых т.н. независимая Украина во всем зависит.
Под
контролем США и ЕС Украина обречена оставаться инкубатором неонацизма и
разговаривать с соседями на языке ненависти. В Польше это уже поняли.
Нижняя палата польского парламента намерена принять
изменения в закон об Институте национальной памяти, предусматривающих
возможность привлечения к ответственности лиц, отрицающих преступления
украинских националистов на Волыни и в Восточной Галичине.
Комментариев нет: