среда, 26 апреля 2017 г.

Время навёрстывать упущенное. Юрий Селиванов

Отечественная кораблестроительная школа, которая до сих пор служит ориентиром для многих зарубежных конструкторов, сегодня получила материальную базу, позволяющую сохранить и приумножить её безусловное лидерство

Отечественная кораблестроительная школа
Турецкий военно-морской флот, который на протяжении многих веков истории был и остается главным соперником российского флота на Черном море, получил солидное подкрепление. На судостроительном предприятии Anadolu Deniz Insaat Kizaklari Sanayi ve Ticaret (ADIK) в Тузле (азиатская часть Стамбула) состоялась официальная церемония ввода в состав ВМС Турции построенного этой верфью головного большого десантного корабля нового типа L 402 Bayraktar. Но мало того — второй аналогичный десантный корабль этого типа также почти готов к сдаче.
Эта заморская новость интересна по целому ряду обстоятельств. Во-первых – при ближайшем рассмотрении нетрудно убедиться в том, что архитектура и общая компоновка новейшего турецкого корабля практически не отличается от конструкции советского большого десантного корабля «Иван Рогов», проект которого был разработан еще 40 лет назад. Достаточно сравнить эти две фотографии, чтобы оценить насколько они совпадают.
Проектный облик нового турецкого большого десантного корабля L 402 Bayraktar (с) SSM
Проектный облик нового турецкого большого десантного корабля L 402 Bayraktar (с) SSM
Советский большой десантный корабль типа «Иван Рогов»
Советский большой десантный корабль типа «Иван Рогов»
О чем говорит это поразительное сходство? Наверняка не о том, что турки настолько отстали в области военного кораблестроения. Хотя бы потому, что они одновременно строят универсальные десантные корабли типа «Анадолу», соответствующие самым современным мировым образцам.
Отечественная кораблестроительная школа
И если турецкое военно-морское командование решило, тем не менее, усилить свой флот десантными кораблями. аналогичными по конструкции советским проектам сорокалетней давности, то это, скорее всего, говорит о том, что эти проекты и на сегодняшний день актуальны и в своей функциональной нише остаются незаменимыми.
Еще одним подтверждением вывода о доброкачественной долговечности советского конструкторского наследия стала вчерашняя китайская сенсация — спуск на воду первого авианосца, построенного непосредственно в КНР. Так вот, несмотря на то, что китайцы строили этот корабль с нуля, а не купили его у нас, как обычно, они фактически воспроизвели все тот же тяжелый авианесущий крейсер «Варяг», проект которого был также разработан примерно сорок лет назад.
Отечественная кораблестроительная школа
Между тем, Китай – далеко не самая отсталая в мире держава. И тоже вряд ли бы стала загружать свои верфи и разорять госказну заведомо устаревшими военно-морскими проектами. Таким образом — и здесь налицо полное торжество советской конструкторской мысли!
А теперь о том, зачем я про все это так подробно рассказываю. Коль скоро, заграничные страны сплошь и рядом строят боевые единицы по старым, добрым советским образцам, то неплохо бы посмотреть — как с этими кораблями обстоит дело в самой России? И, в частности – с большими десантными кораблями проекта 1174 «Иван Рогов», которые по своим десантно-высадочным возможностям до сих пор не имеют сравнимых аналогов в российском военно-морском флоте.
В танковый трюм и доковую камеру, при отсутствии в ней плавсредств, может приниматься до 50 танков ПТ-76, либо 80 БТР и БМП, либо до 120 машин. Техника может быть погружена в любых сочетаниях. Личный состав десанта количеством до 500 человек может размещаться в нескольких кубриках и 4-местных офицерских каютах…
Оказывается, что дела с этими уникальными кораблями обстоят, мягко говоря, неважно. Вот справка из Википедии по состоянию на 2014 год:

 Состав серии

Состав серии
К настоящему времени окончательного решения по судьбе оставшихся двух кораблей этого типа так и не принято. Что не удивительно, поскольку их внешний вид и техническое состояние после двадцати с лишним лет пребывания в безнадежном отстое, оптимизма не вызывают. Вот, например, как выглядел ровно 10 лет назад дальневосточный БДК «Александр Николаев».
Отечественная кораблестроительная школаОтечественная кораблестроительная школаОтечественная кораблестроительная школа
Но особой проблемой этих кораблей, фактически сделавшей их восстановление невозможным, является происхождение установленных на них двигателей.
Главная энергетическая установка (ГЭУ) большого десантного корабля проекта 1174 – газотурбинная двухвальная, включает два газотурбинных агрегата типа М8К с газотурбинными двигателями серии Д059 номинальной мощностью по 18000 л.с. (производитель – николаевское ПО «Зоря», сегодня – НПКГ «Зоря-Машпроект»).
Отказ нынешних украинских властей от поставок комплектующих, прежде всего двигателей, для нужд российского ВМФ, нанес тяжелейший, по сути, нокаутирующий удар по российской кораблестроительной программе. Из неё, практически «с мясом» были выдраны самые лучшие и новейшие серии боевых кораблей, таких как фрегаты проекта 22350 «Адмирал Горшков» и 11356 «Адмирал Григорович», строительство которых было предельно заторможено. Отсутствие украинских «движков» фактически закрыло и тему восстановления БДК проекта 1174.
Однако, эпохальные военно-морские события происходили накануне не только в Турции и Китае. Президент РФ Владимир Путин, в ходе своего визита в Рыбинск дал старт началу производственной деятельности совершенно новой для современной России промышленности морских двигательных установок. Которая будет в состоянии уже до конца года дать флоту первые серийные образцы целиком отечественных корабельных ГЭУ.
Газотурбинный двигатель М70ФРУ-2 производства ПАО «НПО «Сатурн»
Газотурбинный двигатель М70ФРУ-2 производства ПАО «НПО «Сатурн»
А это в корне меняет всю диспозицию в сфере военно-морского строительства. Ранее замороженные, а порой и лишенные финансирования, программы развития ВМФ РФ получают реальный шанс на вторую и куда более счастливую жизнь. С учетом поставленной там же в Рыбинске Президентом России задачи обеспечить присутствие российского флота во всех ключевых точках мирового океана, можно уверенно прогнозировать значительное оживление военно-морского строительства по самому широкому спектру классов и типов кораблей надводного флота. И будем надеяться, что этот исторический поворот событий окажет самое благотворное влияние и на ситуацию с российским десантным флотом. Боевая ценность которого во все времена была чрезвычайно высокой. но боевые возможности которого в последние четверть века неуклонно сокращались.
Возможно, прекрасные корабли проекта 1174 «Александр Николаев» и «Митрофан Москаленко» восстанавливать уже действительно поздно, или слишком затратно. Но те удачные конструктивные решения, которые в них были заложены и, судя по новейшему зарубежному опыту, не устарели до сих пор, должны найти себе применение не только в Турции, но и в России.

Комментариев нет :

Отправить комментарий