Когда спящие проснулись

Восьмисерийная шпионская драма «Спящие» с закрученным сюжетом о противостоянии нашей и американской спецслужб закончилась на прошлой неделе и эхом отозвалась в обществе, заставив пересмотреть сериал всех, кто не успел на сеансы на «Первом».

«Спящие» снимались по сценарию Сергея Минаева при поддержке Министерства культуры РФ силами продюсерской компании Федора Бондарчука. Сергей Минаев давно мечтал создать настоящий шпионский триллер для отечественного кино, не уступающий западным аналогам, и, надо сказать, режиссеру Юрию Быкову удалось воплотить в жизнь замысел автора вполне натуралистичной картиной. Съемочную группу консультировали люди в погонах, чтобы обошлось без «ляпов».

Экшн, хорошо закрученный сюжет, вполне себе смотрибельный сериал, если бы не одно «но», которое заставило того самого режиссера заявить об уходе из профессии – поэт в России всегда больше, чем поэт, а уж режиссер – тем более. Он не должен снимать хорошее кино про наши спецслужбы, а обязан быть гражданином умеренно оппозиционных, а еще лучше крайне оппозиционных взглядов, и все спецслужбы ненавидеть, иначе не избежать травли со стороны селебрити кино большого и малого.

Без скандала никак бы не обошлось – темы в сериале были выбраны острые и актуальные – тут и война, и эвакуация нашего посольства в Ливии, схема работы иностранных разведок с «агентами влияния», так называемыми «спящими», российские реалии, либеральные журналисты и популярные блогеры, борцы с режимом и правозащитники, мастера «бархатных революций» и многое другое, что с 2013 года вызывает у людей интерес к новостям.

В центре сюжета — полковник ФСБ Родионов (Игорь Петренко), который в 2013 году вместе с оперативной группой обнаруживает, что американские спецслужбы в целях срыва судьбоносного газового контракта России и Китая активируют «спящих» шпионов и засылают в Москву специалиста по «оранжевым революциям». Американцы спонсируют оппозиционных блогеров, помогают известному «правозащитнику» обличать ФСБ и коррупцию, устраивают митинги и теракты, а в конце отправляются на Украину, чтобы повторить сценарий там. Сериал вызывал живой отклик аудитории, но после множества критических статей и отзывов от коллег по кино-цеху, обвиняющих, что подобный сериал хуже любой пропаганды, Быков удалился из «Фейсбука», а на своей странице во «ВКонтакте» опубликовал пост с извинениями перед зрителями и объявлением о вероятном уходе из кино. Режиссер согласился, что этим сериалом он предал «все прогрессивное поколение, которое что-то хотело изменить в этой стране».

Что же так затронуло сердца либеральной тусовки? Вот хотя бы несколько цитат, растасканные из фильма по интернету – эти фразы и гарантировали обструкцию режиссеру.

ФСБшник — оппозиционеру: «Нищим русский народ сделали вы в 90-е. Когда кричали про демократию, а параллельно под шумок забирали фабрики и заводы. Но ничего, как видишь, мы выжили. Да, такие, как я, вернули себе страну, и такие, как я, будем ее защищать».

Жена — журналисту: «Ты хочешь стать таким же, как наши общие знакомые? Вечно озлобленным эмигрантом, который сидит ежедневно в сети и выискивает, чтобы еще такого плохого случилось в России. Смакует все эти подробности с единственной только целью — чтобы оправдать свой отъезд».

Предатель из ФСБ во время поимки: «А это мой дом? Вот это все неандертальское быдло с правилами жизни каменного века — мой дом? Родионов, ты не предателя поймал, а человека, который хотел что-то изменить. Пусть даже таким путем. Потому что вы не оставляете нам выбора. И нас еще будет очень много, поверь мне. Пока вы не научитесь уважать свой народ».

Острую реакцию «демократической элиты» Быков связал с тем, что за ранее созданные им картины «Дурак» и «Майор» кто-то ошибочно причислял его к либеральному лагерю, в котором он никогда не был. Это дало повод считать работу над «Спящими» предательством.

«Я не могу сказать, что я не понимал, на что иду, но, видимо, до конца не осознавал, насколько непростительно быть недостаточно точным, честным и аккуратным с темой в сериале «Спящие», – написал режиссер на своей страничке в социальной сети «ВКонтакте» (здесь и далее орфография и пунктуация сохранены). По словам Быкова, его «мягкость и дезориентированность в моменте» привели к тому, что лучшие умы страны от него «окончательно отвернулись».

«Вы молодцы, конечно. Организовать такую скоординированную травлю Юры Быкова, такой спектакль, где каждый актер дополняет другого, где оркестр день за днем набирает темп, чтобы в финале грянуть всеми инструментами – такому не учат на «Первом канале», не учат в ФСБ или администрации президента. Это должно идти от самого сердца. И я вроде бы каждого из вас давно знаю, помню «все ваши трещинки» и могу написать трактат на тему «Удивительные мрази и где они обитают» – но все равно каждый раз поражаюсь, насколько филигранно вы умеете выбрать самого слабого, самого неустойчивого, и травить, травить его всей своей сворой», – написал Минаев в «Фейсбуке».

По мнению писателя, травля Быкова началась совсем не из-за «вранья про ЦРУ» и «унижения правозащитников». «Большая часть тех, кто писал гневные агитки о «сотрудничестве с властью», сами с ней не просто сотрудничают, а натурально живут за ее счет. Утром они эту власть поливают, а вечером у нее получают гранты, проекты, конверты, квартиры, помещения под студии и т.д.», – уверен Минаев.

Комментируя критику, Бондарчук подчеркнул, что по сравнению с ними даже «оголтелые православные мистики или ура-патриоты» – просто «дети». «Либеральная интеллигенция хочет сжечь и направить в ад всех создателей сериала», – отметил он.

Игорь Мишин задается вопросом – почему «сотрудникам российских спецслужб нельзя быть в кино симпатичными, харизматичными, привлекательными для женщин, чтобы понравиться «идеологически правильно» ориентированной части населения?» «Давайте для начала зароем героев и авторов фильма «Ошибка резидента». Нет. Надо быть еще принципиальней. Давайте тогда со Штирлица начнём. Ну давайте, сжигайте на кострах инквизиции и Семенова, и Лиознову. Ну, а зачем мелочиться? Он, этот Штирлиц, на Сталина работал», – напомнил продюсер.

Критики отмечают, что «у хороших парней в конторе висит портрет Путина, а у плохих – Ельцин, красный даблдекер и фото Эйфелевой башни». Предателя из МИДа шантажируют тем, что его дочка останется без английской визы, не окончит «Кембридж» и попадется с наркотиками на лондонской вечеринке. У оппозиционного героя-журналиста в фильме – особняк, BMW и целая команда ассистентов. Нашли в фильме и Алишера Усманова, которому, по данным федеральных СМИ, Сергей Минаев помогал записывать видеообращения к Навальному, этот образ в фильме был выведен определенным образом: у офицера ФСБ есть консультант – даже мудрый друг из диаспоры – Зелимхан Ибрагимович. Все это либерастия называет политической агитацией, кинематографическим «набором штампов», а персонажи от этого якобы становятся «ходульными». Хотя автор сценария, писатель Сергей Минаев уже не в первый раз просто ставит зеркало напротив современного общества, позволяя наблюдать отражение всем «ходульным персонажам».

Идея «спящих» шпионов не нова – непонятно, почему так возбудилась определенная публика. Например, в США в 2010 году вышел фильм с Анжелиной Джоли «Солт», где она оказалась «спящим» шпионом Советов. И в любимых либералами и свободных Штатах к картине отнеслись спокойно, и никто не кричал про агитки. Всем известно, что шпионские триллеры и фильмы про агентов спецслужб очень популярны в мире и в подавляющем большинстве главные персонажи очень симпатичные, спасают мир, а фильмы с ходульными персонажами и сюжетными штампами транслируют государственную идеологию США – и это всё воспринимается с закрытыми глазами. Но свобода нашей либеральной элиты должна быть только для определенной части общества – а именно для этой элиты. Все, что выходит за рамки их представлений о жизни или претендует на правдивый рассказ о том, откуда идут деньги им в карманы и почему наши внутренние эмигранты до сих пор не уехали – вызывает раздражение, глаза их тут же широко раскрываются в изумлении, они «просыпаются», ха-ха.

Свора, которая травит Быкова, к культуре или духовности не имеет ни малейшего отношения. Это ремесленники, грантососы и пильщики бабла, среди которых иногда встречаются талантливые ребята. Но травля явно показала, что именно эта страта здесь власть, что, извините, и страну, и своих покровителей, СМИ, спецслужбы она ни во что не ставит. Причем это же среда и чиновничья в том числе, я не имею в виду политических назначенцев вроде министра Мединского, а средний уровень, всех этих директоров студий, литконсультантов. Все они показали, что в данной конкретной ситуации «они здесь власть».

Источник


Комментариев нет: