От Коновальца до Скрипаля
Одна подошла к Чен Наму сзади и накинула на лицо платок, пропитанный нервно-паралитическим отравляющим веществом. Другая вонзила в тело ядовитую авторучку. Жертва скончалась через 20 минут.
Как показало вскрытие (его провели в Малайзии, несмотря на протесты КНДР), яд превосходил по силе действия цианистый калий. Ким Чен Нам должен был возглавить Северную Корею после смерти Ким Чен Ира, но рассорился с отцом, и тот сделал наследником его младшего брата.
Кому понадобилась смерть прожигателя жизни, бабника и завсегдатая ночных клубов? Обсуждается много версий. В частности, приказ брата-диктатора, чтобы не допустить побега неугодного родственника. Не исключается в деле и рука ЦРУ — скомпрометировать вождя КНДР и получить моральное право на жёсткие санкции. Возможным заказчиком могла стать мафия — Нам играл в казино по-крупному и мог задолжать «браткам». Не исключают и участие спецслужб Южной Кореи. Ещё до официального подтверждения смерти Ким Чен Нама один из южнокорейских кабельных каналов показал сюжет о двух киллершах с ядовитыми иглами, скрывшихся на такси.
Яд в лицо
Ликвидация идеолога украинского национализма Льва Ребета в 1957 г. была чем-то сродни нынешнему убийству Ким Чен Нама. Цианистый калий в лицо. Шприц-авторучка со спусковым механизмом, заряженная ампулами с ядом, была изготовлена в лабораториях КГБ. Вдохнувший пары яда умирал от остановки сердца. Яд быстро испарялся, и никаких признаков насильственной смерти обнаружить было невозможно.
Исполнителем КГБ выбрал агента Богдана Сташинского. Сам убийца принял противоядие, ведь выстреливать ядом надо было на близком расстоянии.
Операция прошла настолько успешно, что ни немецкие полицейские, ни соратники Ребета ничего не заподозрили и сочли смерть несчастным случаем. Подробности дела стали известны из рассекреченных архивов КГБ.
Гибель из трубки
В 1995 г. российский банкир Иван Кивелиди, занимавшийся не только бизнесом, но и политикой, погиб от яда из телефонной трубки. Ампулу с нервно-паралитическим отравляющим веществом вмонтировали на место крохотного винтика. Отрава была настолько сильной, что жертве хватило одного звонка по телефону. Погибли и помощница банкира, и судмедэксперт, занимавшийся вскрытием. Однако и материалы следствия, и сам яд до сих пор засекречены.
Укол отравленным зонтом
В 1969 г. 40-летний болгарский драматург и диссидент Георгий Марков бежал в Лондон, женился на англичанке и стал работать журналистом на радиостанции Би-би-си. Его деятельность на родине расценили как подрыв международного престижа Болгарии. Болгарские спецслужбы разработали план операции по «физическому устранению диссидента Маркова».
Вечером 7 сентября 1978 г. Марков вышел из офиса Би-би-си. Был час пик, и ему пришлось проталкиваться к своему припаркованному бьюику через толпу. Внезапно он наткнулся на острие зонта. Человек, державший зонт, извинился на ломаном английском и, подозвав такси, скрылся.
Несмотря на лёгкое недомогание, Марков добрался до дома. На следующий день ему стало хуже, и его увезли в госпиталь на «скорой». Врачам не удавалось поставить диагноз. Марков настаивал, что его «болезнь» — следствие укола зонтиком. Затем он умер. Врачи вызвали полицию.
В спецлаборатории Скотленд-Ярда по образцам поражённой ткани ноги установили, что смерть Маркова наступила в результате отравления высокотоксичным ядом из семян клещевины.
Смерть в коробке конфет
Евгений Коновалец, создатель Организации украинских националистов (ОУН), поплатился за свою страсть к сладкому. В годы Первой мировой Коновалец, офицер австро-венгерской армии, воевал против России, попал в плен, в 1917 г. вернулся на Украину и во главе банды украинцев-националистов занялся грабежами и еврейскими погромами. После ликвидации банды, прихватив два чемодана с награбленными драгоценностями, бежал в Германию. Там познакомился с Гитлером, с его помощью и создал ОУН. В 1928 г. в Германии ОУН открыла школы, где немецкие офицеры обучали боевиков Коновальца ремеслу диверсий и терактов. И они успешно сдали экзамен на аттестат зрелости наёмных убийц: в Варшаве убили польского министра Перацкого, а во Львове - советского дипломата Майлова.
Ликвидировать Коновальца в 1938 г. предстояло советскому разведчику Павлу Судоплатову. Взрывное устройство с часовым механизмом вмонтировали в коробку любимых Коновальцем украинских шоколадных конфет. Судоплатов назначил встречу жертве в ресторане Роттердама.
После взаимных приветствий он вынул из сумки коробку конфет и положил на стол перед Коновальцем. Предложил встретиться ещё раз позже (мол, срочно отозвало начальство) и вышел. Мина сработала через 20 минут. Уже на улице Судоплатов в ближайшем магазине приобрёл шляпу и белый плащ, чтобы изменить внешность, и исчез.
Кстати
Рекордсменом по части покушений на него стал Фидель Кастро. Правительство США пыталось запустить туберкулёзную палочку в кислородные баллоны для подводного плавания и обработать костюм для плавания ядовитым грибком (Кастро увлекался дайвингом). Какой-то цэрэушный технарь-параноик решил, что вся сила Кастро сосредоточена... в его бороде. Для этого решили подсыпать соли таллия, от которых выпадают волосы, в башмаки команданте. Всего за несколько десятилетий ЦРУ разработало более сотни вариантов покушений на Фиделя. Все операции сорвались.
Комментариев нет: