Как важно помнить историю

Телеграм-блогер karaulny рассказал поучительную историю о том, что ребята манагеры-маркетологи забывают об очень важных вещах и поэтому терпят сокрушительное поражение.
Ровно двадцать лет назад компания Нокия выпустила мобильный телефон Nokia 5110, который стал настоящим прорывом для рынка. Аппарат выделялся тонким корпусом (толщиной всего лишь в три с небольшим сантиметра), модной силиконовой клавиатурой и сменными цветными панелями. Именно на них был сделан акцент в рекламной кампании, которая стала причиной скандала в Германии. Возмущение вызывала переведённая на немецкий античная фраза suum cuique (лат. каждому свое) призванная подчеркнуть возможность подобрать цвет телефона под свой вкус. На немецком этот слоган действительно звучит зловеще (Jedem das Seine) и имеет вполне устойчивую ассоциацию с нацистским концлагерем. Об этом не могли не знать в дюссельдорфском агентстве GRAMM, которое готовило эту кампанию, однако никто не решился остановить процесс. В итоге Нокии пришлось извинится и снять более трех тысяч рекламных поверхностей. Что, тем не менее, не помешало Nokia 5110 стать лидером продаж.

В последствии этот слоган потопил немало немецких рекламных кампаний. Microsoft, Merkur Bank, Tchibo и даже Burger King с McDonalds — каждый из этих брендов находил в зловещем слогане что-то свое и получал граблями в лоб. Иногда дело доходило даже до суда.

На других языках эта фраза (или близкие ей по смыслу) до сих пор причиной хоть сколько-нибудь заметных скандалов не становились, до недавнего времени оставаясь чисто немецкой историей.

Примерно месяц назад маркетологи Билайна выкатили линейку тарифов, в рекламе которого был использован слоган «каждому свое». На этих выходных резко поднялся вал критики в соцсетях, суть обвинений в адрес оператора примерно одна и та же, она очевидна.



Можно было бы порассуждать о virtue signaling, чувстве вкуса, конкуренции и границах допустимого, но это, вероятно, сделают и без нас.

Для нас очевидно, что маркетологи, которые если и старше Nokia 5110, то совсем не намного — действительно не чувствуют негативных коннотаций в этой фразе. Можно ли их за это винить? Поколения меняются, меняются и культурные коды, этот процесс неизбежен.

Вместе с тем, не стоит забывать и о том, что знание истории позволяет избежать повторения чужих ошибок. Даже если это всего лишь история рекламного рынка.

И все же история не была бы полной без комментария «Билайна»: «Рекламная кампания, в которой среди прочих использовалась эта фраза, завершена. Сама фраза была всего лишь призвана отразить особенности тарифного предложения. Нам искренне жаль, что она вызвала негативные ассоциации, которые ни в коем случае не имелись нами в виду. Если это кого-то оскорбило — приносим наши извинения.»

***

СтОит, на самом деле стОит помнить историю.

via


Комментариев нет: