Крымчане вырвались на материк по великому мосту и ужаснулись

Минувшие выходные принесли новый рекорд Крымского моста. За субботу-воскресенье «туда-обратно» промчалось без малого 45 тысяч машин и автобусов. В целом результат первых пяти суток с момента открытия автомобильного движения — по мосту проехали 90 тыс. авто, и темп только нарастает.

Трафик в Крым — почти 46 тысяч машин. Остальные в абсолютном большинстве своем — крымчане, которые едут на Кубань. Максимум полчаса, и житель Керчи уже колесит на таманскому берегу. А там рукой подать до Краснодара, по крымским меркам, земли обетованной.

Это становится совершенно необычным фактором социального потрясения. По факту Крымский мост открыл для жителей полуострова иную действительность! Вроде бы воссоединившись с Россией, пятый год республика существует в непонятном статусе «переходного периода». Какие-то особенные административные условия очень скоро превратились в откровенный местечковый беспредел. Коррупция, разбитые дороги и главное, немыслимые для любого другого региона цены — все это оправдывалось блокадой, санкциями и трудностями переправы. Однако теперь совсем рядом есть пример, как можно и нужно жить по-другому.

Сегодня крымское руководство, как витязь на распутье. Есть три пути — закрывать мост, чтобы люди не могли видеть кубанской реальности, самим уходить в отставку, или таки начинать работать без дураков. Иначе придется отвечать перед земляками, реально открывшими за Керченским проливом новые горизонты.

Общественный эффект Крымского моста еще ожидает своего осмысления. Но вот потрясающее интервью с керчанкой Светланой, которая в числе первых попала «на ту сторону»:

— Мы съездили в Анапу просто так, никогда раньше там не бывали. Хотели посмотреть город, набережную, сравнить цены в магазинах. В гастрономе накупили на пять тысяч целую тачку, в несколько раз больше, чем можно взять в Керчи… В торговом центре набрали вещей. Платье рубашечного фасона стоит 1,5 тысяч рублей, мужская рубашка 1000, фирменные футболки за 700. Сказать, что цены по сравнению с нашими ниже и выбор шире — так это ничего не сказать! Много знакомых керчан встретили в «КFС». Полакомились шикарным мороженым «Баскин Роббинс», у нас такого нет…

Импортное мороженное — по большому счету чепуха, симферопольский пломбир на порядок круче. Важно другое. Оказалось, в Анапе «все подстрижено и помыто, везде растут цветы». Вот это настоящий шок для крымской гостьи, привыкшей, что на полуостров потоком идет новенькая российская коммунальная техника, а вокруг остается привычный бардак.

Светлана искренне удивлена «вкуснейшими огромными пирожками, которые продавались на набережной Анапы всего по 30 рублей». Еще бы, банальная крымская самса уже стоит в 2,5 раза дороже: — На набережной ребята предлагали прогулки на катере и спросили, откуда мы. Смеялись, что пошел наплыв: Керчь, Евпатория, Севастополь.

«Обмен населением» продолжается полным ходом. Если первые дни многие заканчивали вояж одним кругом по мостовому переходу, теперь открывают соседние города. Соцсети Крыма переполнены восторженными откликами об автотрассах Краснодарского края. Типичный комментарий — «едешь, скорости не чувствуешь, очень комфортно, покрытие идеальное». И логичный вопрос, а почему у нас езда по ямам?

Последним ошеломляющим аккордом для воскресных путешественников стали последние АЗС на кубанской земле. Длиннющие очереди автомобилей — «як скаженные» сосут бензин, дизель и газ. Точно так же под горлышко заправлялись российские машины, пересекавшие укро-границу. Понятно, горючее на самостийной территории гораздо дороже.

Однако ровно ту же самую ситуацию имеем на крымской земле. Сравните расклад топливных цен в Краснодаре и Симферополе: бензин АИ-92 — 41 и 44.50 рубля, АИ-95 — 45 и 47 руб. Симферопольская солярка на шесть рублей дороже, газ — на 3.50!.. То есть, надо лить полный бак и еще в канистры, словно Таврида не спускала желто-блакитный украинский прапор.

Одновременно приходит осознание, как же плохо мы сами готовы встречать родных людей с материка. Уже к 16 мая город-герой Керчь буквально заполнили машины с номерами Краснодарского региона. Сюда двинулась Тамань, все станицы округи, Анапа и Новороссийск. Кубанцы украшали автомобили триколорами и разноцветными шарами, чтобы тем самым выразить переполнявшие душу чувства. На мосту селфиться запрещено, и множество народа останавливалось на въезде в город, у памятного знака «Керчь».

Это в большом мире решают государственные задачи, строят супер-мосты и гигантские автострады. А в малом просто бездельничают. Иначе не скажешь, если анализировать подготовку местной администрации к приему ожидаемых гостей. Например, предельно понятно, что первым делом проехавшие большое расстояние люди будут искать санузел. Вот мост остался позади, колонны машин сворачивают направо и дружно тормозят у знака «Керчь». Туалета нет от слова вообще, зато всего за неделю характерное амбре приобрели окрестные кусты. Хорошо, что фото на память не передает запаха.

Еще весной 2017 года керченский мэр Сергей Бороздин весьма справедливо отмечал, мол, скоро откроется мостовой переход, хлынет небывалый людской поток и туристический сезон станет совсем другим. «Нам надо понимать, что делать с таким количеством людей, где их расселять, кормить, как задержать в городе хотя бы на несколько дней». Два месяца назад главная по туризму в городской администрации Ирина Иногородская рассказала журналистам о планах создать туристический сайт города, разместить на съездах с моста т.н. «мотивирующие билборды», изготовить и раздавать гостям информационную полиграфическую продукцию.

Ну какие там билборды, если хуторского толчка поставить не удосужились!

Туристический поток у того же знака «Керчь» идет днем и ночью, однако никто не ведет с туристами разъяснительную работу по посещению достопримечательностей. Нет никакой выносной торговли. Доходит до смешного, когда кубанцы пытались найти и полюбоваться Морским вокзалом Керчи. На самом деле, это страшнючая развалина, недострой на загаженном берегу. Увидев такое, смущенные краснодарцы попрыгали в автобус и попросили водителя «срочно ехать в другое место». Похожий случай с желающими погулять по набережной. Увы, керчане до сих пор имеют вместо набережной разбитое позорище, где даже фонари по ночам не горят. Для побережья Северного Кавказа такое просто немыслимо.

Практика показала, значительная часть материковых жителей принимает нынешнее решение о поездке в Крым чисто спонтанно, просто потому, что построен великий мост. При этом соседи-кубанцы зачастую даже не планируют конкретный маршрут вояжа, убежденные, что едут недалеко. В итоге путешествие заканчивается Керчью, но и тут многие не знают, куда смотреть. Смутная информация об античной горе Митридат, о каких-то «катакомбах» и более ничего.

На самом деле, город с богатейшей историей. Вокруг — античные городища Боспорского царства и скифские курганы. Остались доты Эльтигенского десанта и множество памятников Великой Отечественной, в том числе трагическое, рвущее душу подземелье Аджимушкая. Наконец, можно осмотреть крепости «Керчь» и «Ени-Кале», побывать в знаменитой Золотой кладовой и уникальном лапидарии — музее каменных древностей. Потрясает воображение лунный пейзаж местных грязевых вулканов, реально целебны лечебные грязи керченского озера Чокрак. Рядом чистейшие пляжи Азовского и Черного морей, рукой подать до заповедных земель Опука и Каралака. Конечно, хорошо бы рассказать людям обо всем этом чуде. Но получается, что «кому ж оно надо».

Четвертый день температура морской воды в Керченском проливе держится на отметке + 19. Тысячи приезжих на собственных авто ищут городской пляж. Еще бы, приехать в Крым и не искупаться! Начало курортного сезона горадминистрация Керчи отпраздновала еще 1 мая. Натянуть тенты, расставить шезлонги и элементарно вычистить песок не удосужились до сих пор. Общественный транспорт на пляж тоже еще не ходит.

С автобусами есть свой прикол. По данным дирекции Керченской переправы, начиная с 18 мая паромы не перевезли ни одного междугородного автобуса. Все едут по мосту, причем совершенно бесплатно. Однако стоимость билетов из Керчи до Краснодара осталась прежней, 1000 рублей и больше — как при паромах, когда за переправу приходилось платить серьезные деньги. Почему перевозчики не снижают цену? А зачем, если можно грабить дальше. Для сравнения, билет из Керчи в Симферополь стоит около 500 рублей, хотя километраж с краснодарским направлением практически одинаковый.

Но хватит о грустном. Буквально сразу через Крымский мост начали прорываться неукротимые велосипеды. Полиция не знает, что с ними делать. Вроде бы не запрещено, но как пускать велосипедистов на многокилометровый маршрут, где вообще запрещены остановки.

Длина самого моста 19 км, плюс еще 90 км подъездных дорог. У керченского велобайкера Булата Исигильдинова со товарищи на подобный рывок сил хватает. Только стоит ли повторять их опыт? За остановку на мосту крымчанам уже приходят «письма счастья». Оказалось, удовольствие тормознуться и поселфиться практически гарантированно обойдется в 2000-рублевый штраф. Везде видеокамеры, полиция разводит руками: российские ПДД действительно запрещают останавливаться на мостах, эстакадах и путепроводах, в том числе предназначенных для проезда над водным препятствием, если количество полос движения в определенном направлении менее трех.

Как раз подходит для Крымского моста. Единственное исключение сделали ранним утром 16 мая, когда над проливом остановились байкеры «Ночных волков». Остальных нарушителей беспощадно задерживают, выписывают обидный штраф, волокут на платную спецстоянку.

И последний «мостовой прикол». Только за 17 мая Керченская паромная переправа перевезла 11 легковых автомобилей. Поначалу никто не понимал, зачем легковушки поплыли на паромах, если мост бесплатный, а согласно официальному прейскуранту переправы, стоимость провоза одного автомобиля составляет 1,7 тыс. рублей. Кроме того, по 150 рублей платят водитель и каждый пассажир.

Загадка выяснилась, когда стало известно про проблемы картографического сервиса Google Maps. Мост через Керченский пролив на Google появился, однако построить маршрут через него пока не удается. Добраться из краснодарского Темрюка в Керчь предлагается прежним якобы единственным путем — паромной переправой. Полностью доверившись навигатору, ночные путешественники оказывались прямо перед воротами порта «Кавказ». Рулить обратно до моста получался слишком большой крюк. Похоже, жертвы интернета так спешили, что махнули рукой и пошли вплавь.

 

Комментариев нет: