Что у американца в шкафчике

ХАРАКТЕР

Америка, как и любая другая нация, считает себя самой лучшей нацией в мире. У американцев, однако, есть тому веское доказательство: люди со всех концов земного шара из кожи лезут, чтобы попасть в Соединенные Штаты; некоторым это даже стоит шкуры. Какие тут еще нужны доказательства?

Американцам очень важно быть самыми-самыми. В какую именно вы играете игру, не имеет никакого значения. Неважно даже, выиграли вы или проиграли. Важно, выглядите ли вы выигравшим или проигравшим, вернее, выглядите ли вы выигравшим.
Победа - основа американской психологии. Как сказал футбольный тренер Вине Ломбарди, "Победа - это не самое главное. Это единственное главное". Любое событие в жизни американца, от выпускного вечера до женитьбы или покупки автомобиля, организовано таким образом, чтобы кто-нибудь мог победить или по крайней мере обскакать всех остальных.
Кроме того, американцы считают себя единственной страной, умеющей побеждать. Их всегда призывают в самую последнюю минуту, чтобы выручить какую-нибудь несчастную нацию, попавшую в переделку. Иметь Господа Бога на своей стороне - дело хорошее. Иметь на своей стороне Соединенные Штаты - еще лучше. Для американцев это одно и то же.
Однако когда битва заканчивается и дело доходит до переговоров, американцы из героев превращаются в горемык. Как выразился юморист Уилл Роджерс, "за всю нашу жизнь Америка ни разу не проиграла в сражении и не выиграла на переговорах. Убежден, без ложной скромности, что мы можем один на один управиться с любой страной в мире. Но мы даже с переговоров с Коста-Рикой возвращаемся домой в сильно помятом виде".

ФАКТОР ЗАМЕЧАТЕЛЬНОСТИ

Победа важна американцу, потому что у победителя, как правило, все замечательно, а у американца все должно быть замечательно. Американцы изводят тысячи долларов на книги, таблетки и всяческие разновидности психотерапии, чтобы чувствовать себя замечательно. Самые распространенные психотропные препараты в стране - антидепрессанты. Американцы посещают кружки психотерапии, группы самопознания, испытывают на себе "терапию первого крика", "перерождения" и всякого тому подобного (усердней всего этой белибердой занимаются в Калифорнии, Штате Замечательного Самочувствия).
Типичная американская реакция на любой кризис или катастрофу - сделать вид, что все замечательно. Американцы всегда пытаются увидеть во всем светлую сторону, даже если ее нет, и отыскать в любой неприятности что-нибудь хорошее. "Если жизнь подсовывает вам лимоны, делайте из них лимонад" - щебечут американцы, обозревая искореженные останки своего автомобиля или развалины своего дома, порушенного землетрясением: "Все равно я эту кухню терпеть не могла".
Фактор замечательности присутствует во всех проявлениях личной и общественной жизни. Университеты вручают академические награды всем, кто хоть мало-мальски способен сдать экзамены. Американский деловой мир наводнен розовыми проектами и оптимистическими прогнозами. Правительство и всевозможные комитеты раздают награды и поощрения направо и налево, точно рождественские открытки. У редкого американца не висит на стене хоть одна грамота за отличные показатели в чем-нибудь - в Менеджерстве, в Дилерстве или в Успешном отношении к делу.
В каждом американском книжном магазине имеется здоровущий отдел книг по самосовершенствованию. В первых строках списка национальных бестселлеров значатся такие шедевры, как "У меня все о'кей", "У тебя все о'кей", "Целительные силы: замечательное настроение", "Новая поведенческая терапия", "Семь привычек преуспевающих людей" и совершенно нечитабельное "Практическое руководство по успехам в бизнесе". Книжное обозрение при "Нью-Йорк Тайме" выделяет эти бестселлеры в отдельный список, чтобы они не вытолкали локтями нормальные книги.
В начальной школе прежде всего озабочены тем, чтобы воспитать в детях чувство собственного достоинства: детей учат, насколько замечательны все их достижения (даже если эти достижения не предполагают способности разделить одно число на другое без помощи калькулятора). В некоторых школах вообще отменили диктанты, потому что ведь детишки уж какое-нибудь слово да напишут неправильно, а это губительно сказывается на их чувстве собственного достоинства, т.е. заставляет их чувствовать себя не вполне замечательно.

НЕУВЕРЕННОСТЬ В СЕБЕ

Обратной стороной американской жизнерадостности является чувство неуверенности в себе и внутренней угнетенности, которое играет заметную роль в американской торговле и ведущую - в американской психиатрии. Несмотря на рот до ушей, американцы люди опасливые, пессимистичные и несчастливые. Они боятся, что после долгих лет честного труда кто-нибудь - правительство со своими налогами или грабитель со своим револьвером - отберет у них то, что им так дорого и свято.
Американцы панически боятся всяких житейских неожиданностей. Боятся потерять работу. Боятся, что из их детей вырастут бандиты, порнозвезды или, Боже избави, политики. Боятся, что сырые устрицы повредят их здоровью, что сосед зарабатывает больше денег, что у них рак.
Одинокие американцы боятся, что никогда не найдут спутника жизни, женатые - что спутник жизни с ними разведется, разведенные - что больше никогда не встретят никого мало-мальски подходящего. Чтобы уберечься от этих напастей, американцы переезжают в пригороды, устанавливают сигнализацию на машины, покупают страховки, не берут в рот никаких морских тварей, заводят личного психиатра, вступают в клубы для одиночек и советуются с консультантами по вопросам брака. Как правило, им от этого делается только хуже, потому что их загоняют в компанию людей, у которых такая же беда.
Депрессия - штука малосимпатичная, и показываться с ней на людях не принято. Если уж она вдруг вас одолела, надо пойти подлечиться - попринимать таблетки, походить к психотерапевту, а лучше и то, и другое, - и, главное, никому ничего не говорить. Если же увильнуть от разговора не удается, американец или американка обычно говорит: "Ну, у меня тут была небольшая депрессия, но сейчас все уже совершенно замечательно!"

КОНЕЧНО, ЭТО ЗАГОВОР!

Заговор американцы видят во всем, от убийства Кеннеди купить книги и фильмы о Джоне Фицджеральде Кеннеди до повсеместного распространения СПИДа. В конце концов, ведь просто так ничего не бывает. Кто-то там дергает за веревочки.
Кто на самом деле правит миром? Разумеется, заговорщики. Мнения расходятся, какие именно - итальянская мафия, масонская верхушка или католическая церковь, но менее страшно от этого не становится.

ТАК ЭТО БЫЛО НА ПРОШЛОЙ НЕДЕЛЕ!

В некоторых странах проштрафившиеся политики накладывают на себя руки. В Америке они накладывают на себя новые полномочия. Коллективная память у американцев на удивление куцая, и они с легкостью прощают грешника. Так, Ричард Никсон, единственный президент США, подавший в отставку под угрозой импичмента, через несколько лет стал крупным государственным чиновником, потому что знал, как обращаться с Китаем. Мэрион Бэрри, мэр города Вашингтона, в 1989 году угодил за решетку за употребление наркотиков. Через четыре года он снова баллотировался на свое старое место и был избран убедительным большинством. В Америке политики умудряются победить на выборах, даже если отбывают в это время срок заключения.

ЧУВСТВО ЮМОРА

Американцам больше нравятся незатейливые, смачные, забористые шутки; они предпочитают оглушительный хохот и крепкое словцо ироничной улыбке и тонким намекам, которых все равно не понимают.
Анекдоты, основанные на различии рас, цвета кожи, вероисповеданий и национальностей, непопулярны - у каждого американца обязательно есть предки, родственники и друзья самого разного толка; в последние годы дело докатилось до того, что анекдоты, основанные на этнических, социальных, религиозных, половых или расовых стереотипах, стали считаться неприличными. Пэт и Майк, Растус и Фестус, поп-забулдыга, жених-поляк, дурища блондинка, - все они решительной рукой изгнаны из общественных мест. Остается, конечно, масса всяких других смешных вещей - профессия, политические взгляды или региональные различия. Вот, например:
Техасец хвастается перед арканзасцем своим ранчо. "Ранчо у меня такое, - говорит он, - что ежели я утром сажусь в грузовик и еду его осматривать, так только к ночи и успеваю вернуться". Арканзасец сочувственно кивает: "Угу. Было дело, и у меня был такой грузовик".
Единственная профессиональная общность, которую все в равной степени терпеть не могут и потому стремятся уколоть и ущипнуть по-всякому - это адвокаты. Нелюбовь к адвокатам объясняется тем, что к ним приходится обращаться только в тяжелые моменты жизни - если надо развестись, или отвязаться от обвинения в преступной халатности, или доказать, что в этом убийстве вы не при чем. Любой анекдот про адвоката вызывает дружный хохот. Бывают анекдоты довольно странные:
Вопрос: Почему акулы не кусают адвокатов?
Ответ: С коллегами надо быть вежливым.
Вопрос: Почему в Аризоне кишмя кишат стервятники, а в Вашингтоне адвокаты?
Ответ: Аризона выбирала первой.
"Вы слышали, что для опытов теперь вместо крыс используют адвокатов? Во-первых, их больше, во-вторых, их не так жалко, а в-третьих, есть вещи, на которые не пойдет даже лабораторная крыса!"
Иногда старые, "этнические" анекдоты переделывают на новый лад:
Вопрос: Что будет, если двух адвокатов закопать по шею в песок?
Ответ: Им не хватит песка.
Политики - тоже неплохая мишень, но поскольку примерно две трети членов американского Конгресса - юристы по образованию, анекдоты про них - это скорее вариации на адвокатскую тему.
Пожалуй, самое характерное проявление американского юмора - это меткий ответ собеседнику. Классический пример - реплика комедианта Джека Бенни купить зарубежные комедии, известного своей лаконичностью.
Преступник наставляет на Бенни пистолет и говорит: "Кошелек или жизнь". Бенни, чуть-чуть помявшись, отвечает: "Сейчас, дайте подумать".

НАЦИОНАЛИЗМ И САМОСОЗНАНИЕ

Население Соединенных Штатов - 256,5 миллионов (для сравнения канадцев - 27 миллионов, англичан - 48 миллионов, мексиканцев - 92 миллиона, японцев -124 миллиона, русских - 149 миллионов, китайцев - целый миллиард).

КТО БОЛЬШЕ ЗНАЕТ, ТОТ МЕНЬШЕ ВЛИПАЕТ

Американцы - сущие дети: горластые, любопытные, секретов хранить не умеют, утонченностью не отличаются, в обществе ведут себя непотребно. Если понять, что американцы по сути своей - подростки, все остальное в их культуре сразу же встает на свои места, и то, что на первый взгляд казалось бестолковостью и безобразием, приобретает характер милого озорства.
Человек посторонний легко может одуреть от одного уже американского громогласного дружелюбия, особенно в центральных и южных штатах. Стоит вам оказаться в самолете на соседнем месте с американцем, и он немедленно начнет обращаться к вам запанибрата, осведомляться "Ну, и как вам Соединенные Штаты?", излагать интимные подробности своего последнего развода, зазывать к себе на ужин, предлагать денег в долг, а на прощание еще и облапит - будь здоров.
Это совсем не значит, что назавтра он сможет вспомнить, как вас зовут. Американское дружелюбие - своего рода физиологическая потребность. Они любят любить ближнего и любят, чтобы любили их. Однако путешественник с умом довольно быстро разбирается, что несколько счастливых минут в обществе американца совершенно ни к чему того не обязывают. Американцы страшно боятся, что их к чему-то обяжут. Это нация, для которой самой устойчивой формой человеческих взаимоотношений является поверхностное знакомство.

ВЗГЛЯД НА СЕБЯ

Как и положено нации, основанной париями, каторжниками, искателями приключений и религиозными фанатиками (причем за последние четыреста лет этот демографический салат не так уж сильно изменился), американцы до сих пор сохранили дух неколебимой самостоятельности. Американцы гордятся тем, что они американцы - граждане лучшей страны в мире - но каждый из них обязательно станет вам втолковывать, что уж он-то лично совершенно не похож на других американцев. Он гораздо лучше. Американцы любят похвастаться тем, что не похожи друг на друга, и тем, что вообще ни на кого не похожи. На самом деле единственное внешнее отличие американцев от всех других - в том, что они выше ростом и зубы у них поровнее.
Да, честно говоря, просто американцев действительно не бывает. Всякий американец - это американец с довеском "происхождения". Из изначального плавильного котла выкатились миллионы всевозможных слитков: американцы хорватского происхождения, американцы ирландского происхождения, американцы японского, мексиканского и еще невесть какого происхождения. Не удивляйтесь, если типичного американца зовут Патрик Нанг, Октавио Розенберг или Ильза-Мария Нугумбвеле.
Американец станет говорить о себе "Я - поляк", или "Я - итальянец", только на том основании, что его прапрадедушка родился в Польше или в Италии. Не важно, что праправнук не знает ни слова ни на одном языке кроме английского и в жизни не бывал восточнее Нью-Йорка и западнее Чикаго. Он умеет лепить калачи (если он поляк) или готовить спагетти (если он итальянец), а это куда существеннее.
Дух закоренелого индивидуализма пронизывает практически все аспекты американской жизни. Американские национальные герои - рыцари большой дороги, вроде Джесси Джеймса, бандита с Дикого Запада, и предприниматели, вроде Сэма Уолтона, основателя сети супермаркетов "Уолмарт". Национальные путала - тоталитаристы любых мастей, как-то: коммунисты, президенты крупных корпораций, юристы и политики. Всякий американский рабочий мечтает когда-нибудь открыть свое собственное дело. Индивидуализм распространяется даже на семейную жизнь: почти треть американских семей состоит из одного человека.

ВЗГЛЯД НА ДРУГИХ

Всего у десяти процентов американцев есть паспорта. Остальным они просто ни к чему. Их родная страна так велика, что американец может пропутешествовать неделю, не покидая ее пределов. То, что любой человек, живущий от тебя в трех тысячах миль, тоже американец, сообщает мышлению среднего гражданина дух изрядного провинциализма. Поскольку в чужие страны американцы ездят довольно редко, они твердо убеждены, что люди на всем белом свете ничем от них не отличаются, разве что не говорят по-английски и ванны у них паршивые.

ОСОБОЕ ОТНОШЕНИЕ

К канадцам у американцев совершенно особое отношение - в конце концов, у них общая самая длинная в мире неохраняемая граница. Строго говоря, большинство американцев вообще понятия не имеют, что Канада - другая страна. Канадцы ведь одеваются и говорят, как американцы, а "Торонто блю джейз" выиграли чемпионат мира по бейсболу. Не может же быть, чтобы чемпионы мира по бейсболу не были американцами, чего бы там ни бурчали их болельщики.
О Европе у американцев представление смутное. Американцы, путешествующие по групповой путевке, способны радостно протрюхать через пять стран за семь дней и вернуться домой в вящей уверенности, что Эйфелева башня находится где-то неподалеку от Пизанской - что, на самом деле, по американским меркам - чистая правда. Расстояние от Лондона до Стамбула меньше расстояния от Питсбурга до Феникса, а от Мэна до Майами на целую треть дальше.
К Англии американцы испытывают нежные чувства. Почти вся их приличная литература и большинство терпимых телепрограмм - импорт из Британии, а всякий человек старше сорока и без этого преклоняется пред страной, породившей "Битлз" купить аудиозаписи The Beatles и "Роллинг Стоунз" купить аудиозаписи The Rolling Stones. А тут еще и королевская семья: поскольку дома у них ничего такого нет, американцы упиваются заемными придворными скандалами. На королевские бракосочетания съезжаются толпы американцев, которые вздыхают: как же это красиво, торжественно, совсем не по-американски.
Японцам американцы не доверяют, потому что у тех все наоборот: они коллективисты, конформисты, этнически монолитны, а феминизм считают блажью. Американцы утверждают, что им глубоко наплевать на то, что японцы богаче их.

ВНЕШНОСТЬ И ГИГИЕНА

Французы озабочены своей печенью. Немцы - слаженной работой кишечника. Американцы озабочены своими волосами. Понятное дело, теми, которые на голове. Практически все остальные волосы женщины изничтожают, включая те, которые портят картину в месте, изысканно и уклончиво называемом "областью бикини".
Когда во время опроса американцев спросили, что они, прежде всего, замечают в потенциальном спутнике жизни, мужчины и женщины ответили в один голос: волосы. Хорошие волосы важнее, чем высшее образование и гармония в семье.
Американские парфюмерные магазины купить различные товары для здоровья и красоты до отказа набиты всякими средствами ухода за волосами: шампунями, кондиционерами, бальзамами-ополаскивателями, масками, стойкими красками, нестойкими красками, гелями для укладки, пенками, муссами, завивателями, развивателями, суперстойкими лаками. В результате у среднего американца на голове больше химических элементов, чем в Чернобыле. У каждой уважающей себя американки имеется, по крайней мере, один фен, а к нему, как правило, еще щипцы для завивки и электрические бигуди, не говоря уж о всяких щетках, щеточках, расческах, гребнях, заколках, прихватках, ленточках и прочих приспособлениях. Мужчины тоже пользуются фенами, а если начинают лысеть, то еще и стимуляторами роста, или покупают парики, или пересаживают волосы с волосистой части головы на лысую.
С помощью прически можно выражать не только свои личные взгляды, но и политические пристрастия. В шестидесятые годы "африканская" прическа была для афро-американцев символом независимости. Матросы-призывники начинали флотскую жизнь с того, что брились наголо, и в результате про них говорят "голова кувшинная", хотя и не в лицо. Длинные волосы - признак женственности, а иногда еще и социального статуса. Если у американца день не заладился, он говорит: "У меня сегодня волосы не лежат".
Когда первая леди Америки Хилари Родэм Клинтон сменила прическу, об этом писали все передовицы. Президента же Клинтона обсмеяла вся страна, когда он решил подстричься прямо в своем самолете, на взлетной полосе в Лос-Анджелесе - по слухам, это обошлось ему в четыреста долларов. Однако смех смехом, а в душе ни один американец не отказался бы от прически за четыреста долларов.

ЧЕМ ТЫ ПАХНЕШЬ И ЧТО НА ТЕБЕ РАСТЕТ

Лишние волосы на теле считаются позором, особенно для женщин. Американки бреют ноги и подмышки и твердо убеждены, что все женщины с волосатыми ногами - лесбиянки, поставившие своей целью извратить американский образ жизни.
Все естественные запахи считаются отвратительными. Американцы любят приятные запахи и, не скупясь, поливают себя духами. Подмышки (которые изящнее именовать "подручной областью") сбрызгивают дезодорантами, в домах используют освежители воздуха, в машинах вешают пушистые шарики с благовониями, а в туалетах - рулоны ароматизированной туалетной бумаги.

ШКАФЧИК В ВАННОЙ

Если вам есть что прятать, не советуем класть это в туалетный шкафчик в ванной. Все равно все гости, пока моют руки, станут из любопытства совать туда нос.
В шкафчике у американца они, скорее всего, увидят:
Дезодорант, потому что американцы не только потеют больше европейцев (в Америке ведь жарко), но и сильнее озабочены, чем от них пахнет.
Желудочные таблетки, потому что проблемы с пищеварением - часть американского образа жизни (и любой американской диеты купить книги о похудении и диетах).
Средства от аллергии, насморка и головной боли, особенно в сезон цветения чего-нибудь (то есть почти всегда).
Транквилизаторы и антидепрессанты, помогающие не свихнуться окончательно от тяжелой американской жизни.

СЕРДЕЧНАЯ БОЛЬ

Сердце - удивительная штука: оно сокращается больше тридцати миллионов раз за год, разгоняя животворный кислород по всему телу, без отпуска и без выходных. Словом, мышца с американским характером.
Американцы относятся к своему сердцу с недоверием. От болезней сердца умирают чаще всего, и этот факт известен всякому мало-мальски разумному американцу. Американцы панически боятся рака, но еще сильнее они боятся сердечного приступа. Американцы, озабоченные своим здоровьем, чураются всего, что может привести к сердечному заболеванию, например, курения или жирной пищи, и с почти религиозным рвением занимаются "физическими упражнениями". После захода солнца улицы заполняются толпами бегунов трусцой, а в больших городах на каждом углу встречаются "клубы здоровья". Самое смешное, что почти все члены приезжают в клуб на машинах, чтобы побегать на тренажере купить спортивные тренажёры.
Мужчины боятся за свое сердце куда сильнее, чем женщины. "Ты меня до сердечного приступа доведешь!" - орет отец на пятнадцатилетнюю дочь, которая отправляется погулять, облачившись в два носовых платочка и обрывок золотой тесьмы. В отместку дочь, как правило, по очереди приводит в дом всех своих поклонников, один другого живописнее, чтобы посмотреть, выполнит ли папочка свое обещание. Некоторые выполняют, другие нет.
Для некоторых мужчин страх перед сердечным приступом - стимул супружеской верности. Время от времени кто-нибудь широко известный умирает от сердечного приступа не в тех объятиях, в каких должен бы. Огласка этих историй просто чудодейственно упорядочивает семейную жизнь по всей стране.
Конечно, далеко не все бросили пить, курить, питаться бифштексами и вести сидячий образ жизни, но все знают, что пора это сделать. Когда не так давно наука открыла, что бокал красного вина в день предотвращает сердечные заболевания, в этой части общества зашевелилась новая надежда.

ВРАЧИ И ЗДРАВООХРАНЕНИЕ

Одна из причин, почему все американцы хотят быть здоровыми - это намного дешевле, чем болеть. Американское медицинское обслуживание, как и многое другое в Соединенных Штатах, - лучшее, что можно купить за деньги, были бы деньги, чтобы его купить. Система здравоохранения состоит из хитросплетения государственных и частных клиник, услуги которых оплачиваются бесчисленными частными и государственными страховыми компаниями, которые, как правило, покрывают всю, но не совсем всю, стоимость лечения. Если нет непосредственной угрозы жизни, прежде чем оказать помощь, в частной клинике потребуют страховое свидетельство. Даже если вы застрахованы, вам могут выкатить счет на двадцать или более процентов стоимости (куда как внушительной) вашего лечения. В результате для многих американцев болезнь - прямой путь к разорению.
Сногсшибательная стоимость лечения отчасти объясняется тем, что в нее заложена стоимость потенциальных судебных разбирательств. Если, например, рождается неполноценный младенец, врачу-акушеру грозит возможность суда, в результате которого с него стрясут миллионы долларов на пожизненное содержание ребенка. Соответственно, является призрак страхования от медицинской ошибки, набавляющий долларов пятьсот к стоимости родов.
Медицинский вопрос "Где вы застрахованы?" влечет за собой целый бумажный вихрь; иногда, чтобы разобраться в нем, требуются многие месяцы сидения на телефоне. Пациента, который не способен оплатить свое лечение, сплавляют в больницу для бедных.
Американцы относятся к врачам со странной смесью почтительности, уважения, цинизма и презрения. Это странное отношение отражается в анекдотах, например:
Апостол Петр приветствует новоприбывшего, вдруг мимо, прямо сквозь райские врата, проносится на полной скорости красный "Феррари" с бородатым старикашкой в твидовой шляпе купить головные уборы и перчатки за рулем. "Кто это?" - удивляется новоприбывший. "А, - отвечает апостол, - это Господь Бог. Он вообразил себя врачом".


Комментариев нет: