Почему украинскими националистами становятся малограмотные и закомплексованные сельские жители

Считается, что за годы независимости в Украине с помощью демократического мира вывели в промышленном масштабе новый тип личности – человека национально свидомого с европейским идеологическим багажом.

Термин довольно своеобразный, в Европах, куда мы рвемся, напрочь отсутствует такое понятие, как национальная сознательность граждан. Там человек либо просто сознательный и законопослушный, либо нет. В чем суть украинской свидомости и чем она отличается от обычной, классической сознательности, которая предполагает разумность, осмысленность действий, способность размышлять и сомневаться, проявлять готовность к компромиссу и толерантности? Как получилось, что национальная свидомость, как кстати и патриотизм, загнездилась главным образом в западной части Украины, экономически отсталом и далеко не интеллектуальном регионе с преимущественно сельским населением, где ранее обосновалась раскольница-Уния? Регионе, который И. Франко назвал «Африкой в центре Европы». В чем отличие свидомости от патриотизма, который из них кошернее и почему все напасти лезут оттуда?

Да, село – хранитель народной культуры, традиций, но оно консервативно по своей природе и локомотивом прогресса, в том числе и в умах, никак не может быть. Все цивилизационные преобразования в мировой практике делали регионы промышленно развитые.
Но у нас такие как раз и бичуются последние годы, как результат – общество деградирует, а к   национальной свидомости приклеился малоприятный ярлык ограниченности: ей, дескать, неведомо критическое мышление, метания между размышлением и сомнением, разве что принудит пустой желудок. А ведь еще древние рекомендовали: мудрости учатся размышлением, а сомнение – половина мудрости. Но если так, тогда это не про свидомых, попахивает жидовством или москальством. Эти руководствуются изречением Экклезиаста «Во многой мудрости много печали, кто умножает познания, умножает скорбь». Или проще: «Меньше знаешь – лучше спишь». Компромисс для свидомости – идеологическая мягкотелость, ее зоб в силу многолетней пропагандистской бомбардировки постоянно раздут и напряжен с единственной целью – освободиться от московского ига, изгнать москаля из Украины и доказать угро-финнам из Орды свое первородство и шляхетность. И тогда запануют «браття», вырастут зарплаты, пенсии, упадут тарифы и цены, исчезнут война и насилие. Если аргументы не срабатывают, в ход пускаются оскорбления.

Так говорят в немалой степени перебарщивая, но это ответ на тотальную русофобию. Однако есть и доля правды: в силу своей зацикленности она не блещет достижениями, стремлением к созиданию. Поэтому не стоит притворно изумляться подобно львовскому историку Грицаку «отчего это национализм (читай – национальная сознательность) такой слабый, что не может сделать украинское общество цветущим хотя бы в пределах одного Львова». А в какой стране мира национализм украинского типа с лозунгами «Слава нации - Смерть ворогам!», «Украина – для украинцев!» сделал общество цветущим? Разрушенные есть и немало, среди них и Украина, а цветущих нет и не было. В каких отраслях его представители совершили гениальные открытия, добились выдающихся успехов или хотя бы заметных результатов? Может что-то было значимое и героическое в прошлом: военачальники, партизанские командиры, герои-мстители, повторившие подвиги «несвидомых» или хотя бы на несколько шагов приблизившихся к ним? Конкретно и с указанием имен. Недавно повторно осквернили могилу Н. Кузнецова во Львове, разрушают памятники «оккупантам» по всей Украине. Героизм? В известной мере, да! Когда на большее душа не способна, а комплекс неполноценности раздирает ее, такие низменные поступки приносят на какое-то время успокоение и удовлетворение. До следующего обострения.

В оправдание выдвигается теория про уничтоженный украинский генофонд в годы голодоморов и репрессий. Насколько она весома, судите сами: Россия потеряла от эмиграции в первые годы революции и сталинских чисток неизмеримо больше, восток Украины тоже понес колоссальные потери. Но элита возрождалась, двигала прогресс. В то же время западная часть, воссоединенная фактически после 1945г, не испытавшая голодоморов и репрессий, сохранившая свой генофонд в нетронутом виде, заметного вклада в жизнь Украины не внесла. «МЫ – галичане, не племя гениев и героев, мы – племя пересичи», т. е. посредственности, честно обозначил в свое время причину диаспорянин Шлемкович в работе «Галичанство». Не того полета птицы. Отсюда и вымыслы про шумеров, великих укров-божьих побратимов.

Если отсеять шелуху измышлений и отделить от свидомости эмоциональный запал молодых, паталогический и криминальный элементы, профессиональных приспособленцев, для которых патриотизм – последнее прибежище, главной ее чертой окажется практичность. Банальная житейская практичность заробитчанина, подпитанная в той или иной мере ксенофобией. Если человек со среднестатистическими извилинами нутром чует развитие майданной ситуации, а потому опускает уши и готовится к худшему, человек свидомый становится в стойку, проникается духом борьбы, душой он уже там. Но пока только душой, малобюджетные акции типа «Вставай, Украина!», «Украина без Кучмы!», Врадиевский марш игнорирует – времена попа Гапона и идейных шествий прошли безвозвратно. К примеру, марш «Вставай, Украина!» во Львове собрал меньше 2 тыс. «вставальников», подавляющее большинство разумно рассудили, что постную идею на хлеб не намажешь. А вот когда проливается золотой дождь финансирования, целые села охватывает патриотическое воодушевление, и они по первому зову готовы постоять за Ющенко, избитых «диточок», европейский выбор. За все, что угодно, даже за заготовку дров чертям и поддержание огня. Ну и попутно заработать, надо быть идиотом, чтобы на святом деле не заработать. А если повезет, еще и грабануть, разбогатеть мгновенно и до неимоверности. Ради этого бросали работу за рубежом, рвались на майданы.

Аналогичную тактику демонстрировала публика пишущая и говорящая: журналисты, политологи, всякого рода «мытци», особенно «мытци», также выжидавшие до того, а после кинувшиеся наперегонки стричь купоны: разоблачать злочинну владу, прославлять штурмовиков, добробатов, волонтеров, не забывая отметить и свой вклад в революцию. Широкий простор для заработка представила зона АТО. Вначале от желающих приструнить «сепаров» отбоя не было, но там повезло меньше, очень скоро вместо контейнеров и посылок с добычей пошел «груз 200», патриотический поток быстро иссяк, приструнители кинулись из страны, стали срываться мобилизации, пошли облавы на призывников.

Недавний «михомайдан» - реальнейшая возможность прекратить попрание прав граждан, заставить власть уважать народ, уберечь от войны уже своих «диточок» и мужей. Где вы, бесстрашные «матери майдана», родители погибших и потенциальных жертв, правозащитники, активисты, метатели коктейлей, кастрюлеголовые, бабульки с соленьями и пирожками, интеллигенты, подававшие булыжники и наполнявшие смесью бутылки? Вся патриотическая рать, что, надрываясь, скандировала: «Украина – цэ Европа!», «Банду геть!». Воспряньте духом, взвейте флаги, спешите стройными колоннами на майдан! Увы, почти никого, нет основополагающих факторов – материального поощрения и гарантированной безнаказанности.

Еще одно подтверждение приземленности свидомости – вектор движения Европа-Россия. Если тяготение к России русских и русскоязычных объяснимо: общий язык, культура, родственные связи, то западенцы не имеют с Европой никакой общности, почти 600 лет были угнетаемы, да и ныне их удел там непрестижные работы и далеко не приветливое отношение, по уровню симпатий украинцы после цыган и румын. Тем не менее, большинство без ума от Европы. Что их манит туда, кроме широкого и глубокого корыта и как это увязывается с национальной памятью, достоинством, самоуважением? Если белорусы в годы войны настрадались от немцев, потеряв четверть своего населения, их отношение к Европе и в частности к Германии, до сих пор остается достаточно негативным. Да и украинские центр и восток еще не забыли зверств. И совсем уж наплевательское отношение к свидомости демонстрируют 3 млн. заробитчан в России, даже не пытающиеся прикрыть свою шкурную сущность.

Мер Львова Садовой как-то заявил с гордостью, что около половины майданщиков были из львовской области, остальные из других западных областей. Теперь понятно, почему ни в одной из стран СНГ никак не могут победить «революции гидности» - там нет в нужном количестве национально сознательных граждан, профессионалов своего дела с давними традициями: еще в 19 веке этот народ массово продавал свои голоса евреям и польским панам за шмат колбасы и рюмку водки на выборах, которые так и окрестили – «колбасные», добрый приработок имели за перевоплощение из русинов в украинцев, еще больший, когда выдавали австрийским властям сторонников России, а их имущество присваивали себе. Показательна история с дивизией СС «Галичина»: сформированная для борьбы с партизанами и населением, их поддерживающим, не вместила всех охотников обогатиться, когда же ее бросили на фронт, где она фактически сгинула в течении нескольких дней, охотников как языком слизало, а остатки дивизии быстренько сдались американцам. Еще более показательна история ЗУНР (Западно – Украинской Народной Республики) и ее армии, поочередно «злучавшихся» с УНР, Деникиным, большевиками, поляками.

«Зри в корень», - советовал Козьма Прутков. А корень как раз неблагополучный и все более загнивающий. В стране, где словесная эквилибристика по поводу национальной свидомости, профессионального патриотизма, главенствующей роли панивной и титульной нации и прочей чертовщины захватила не только общественные умы, но и стала государственной политикой и используется для раздора, запугивания и задуривания, невозможны ни спокойствие, ни процветание. Парадоксально, но лучшая пора украинцев, неомраченная проблемами выживания, в меру обеспеченная и справедливая, ушла вместе с обретенной независимостью.


via 

Комментариев нет: