Под огнём нацистов - впервые в мире
Миссия невыполнима?
Ленинград остро нуждался не только в продовольствии, но и в горючем. 25 апреля 1942 года было подписано постановление Государственного комитета обороны (ГКО) о строительстве трубопровода на Ладоге, который должен быть сдан 20 июня.
Это было смелое решение, если не сказать невыполнимое. Никто на тот момент в мире и в мирное время не строил трубопроводы по дну, под водой. Технические задачи тоже поражали: длина — 29 км, из них 21 км непосредственно по дну Ладожского озера на глубине от 1 до 13 метров. И всё это при очень непростых климатических условиях весенней продуваемой Ладоги, но главное — под огнём противника! Передовая была всего в двух километрах! За проект головой отвечал главный инженер Д. Шинберг. Трубы нашли на Ижорском заводе, конечно, стальные. Диаметр 101 мм. Завод также плотно обстреливался, а потому трубы для перевозки грузили только ночью. А ведь время поджимало. Обследованием трассы перед строительством занимались сотрудники Водоканала. На сооружение трубопровода были привлечены водолазы Экспедиции подводных работ особого назначения.
Более 40 тысяч тонн за 20 месяцев
Уникальная операция и вовсе началась с аварии. 26 мая Ладога, как это часто с ней случается, бушевала. И погубила километровую «плеть», которую только что сварили. Её крепления оборвались и «плеть» унесло. Как вспоминали участники строительства, было жутко обидно, некоторые посчитали это событие вообще плохим знаком. Однако дальше работа спорилась. Подгонка и сварка «плетей» продолжались до 14 июня. Их состыковывали и укладывали на дно Ладожского озера подводники, работали они в тяжёлых, да порой и в запредельных условиях. Холод озера, плохая видимость. И — обстрелы, обстрелы. Сначала трубопровод испытали прокачкой воды под большим давлением — успешно. Далее — уже керосином. И вновь всё хорошо.
Решение всех вопросов, связанных с трубопроводом — «Объектом ОС-6» («Особое строительство № 6 Наркомстроя») и контроль за выполнением постановления Государственного комитета обороны, были возложены на уполномоченного Комитета по Ленинграду — А. Н. Косыгина. Военное прикрытие строительства обеспечивалось кораблями Ладожской военной флотилии и авиации.
Часть труб (внутренний диаметр 101 мм) для Ладожского трубопровода была доставлена с «Ижорского завода». Примерно треть от всех труб были длиной 5-7 м с толщиной стенки 7-8 мм, имеющих на концах резьбу и муфту. Резьбовые соединения для обеспечения надёжности обваривались сваркой. Остальные две трети труб резьбы не имели (толщина стенок составляла 4,5-5,5 мм) и соединялись между собой сваркой. Все сварочные работы делались двумя способами: поворотный стык — электрической дугой, а неповоротный — только газовой горелкой. В укрытии на берегу трубы собирали и сваривали в секции длиной 200 метров, затем производили гидравлические испытания керосином на давление 35 атмосфер и годную секцию покрывали антикоррозийной битумной изоляцией.
Для организации работы топливной магистрали было сформировано Управление эксплуатации трубопровода, подчиненное службе тыла Ленинградского фронта, которое возглавил И. Н. Воротников — главный инженер Ленинградского Главнефтеснаба.
В итоге трубопровод был проложен недалеко от посёлка Коса от песчаной косы восточного побережья до площадки в районе Борисовой Гривы на западном берегу озера.
19 июня правительственная комиссия подписала акт приёмки объекта, оценив работу строителей на «отлично». Производительность трубопровода достигала 350 тонн горючего в сутки. Горючее перекачивалось разное — автобензин, лигроин, дизельное топливо (его, кстати, назвали «Артерия жизни»). Трубопровод действовал 20 месяцев, за которые перекачал около 45 тысяч тонн горючего.
Весной 1943 года протяжённость трубопровода была увеличена еще на 5 километров, так как уровень озера стал быстро подниматься, и большая часть мыса Кареджи оказалась затопленной. Пришлось перенести все головные сооружения, включая насосную станцию, на другое место. В результате общая длина трубопровода увеличилась до 34 км, а подводная достигла 26 км.
Уникальная операция вошла в историю блокады ещё и тем, что немцы о ней… так и не узнали. Ладогу они простреливали всегда «для порядку», но даже не смогли предположить, что советские специалисты в это время прокладывали подводный трубопровод. Можно сказать, прообраз «Северного потока».
Сегодня трубопроводные войска России при необходимости могут проложить 16 тысяч километров полевых магистральных нефтепроводов
СПРАВКА В связи с массовой моторизацией и механизацией РККА проектировать сборно-разборные полевые трубопроводы для армии начали в декабре 1933 года по заказу Управления снабжения горючим и смазочными материалами РККА. В 1937 году в Особой Краснознамённой Дальневосточной армии проведены учения на которых была осуществлена опытная прокладка трубопровода через реку Суйфун.
Так же был получен опыт боевой работы спецформирований в предвоенные годы на озере Хасан, на Халхин-Голе и в других конфликтах. Проверялось состояние системы обеспечения войск ГСМ в крупнейших манёврах и учениях под Киевом и Харьковом.
Впервые в мире трубопроводные части (на тот момент ещё не войска) массово использовались в СССР в составе тыла Красной армии во время Великой Отечественной. Для снабжения ГСМ осаждённого Ленинграда по дну Ладожского озера за 43 дня (5 мая — 16 июня 1942 года) был проложен 21-километровый и 8-километровый (по берегу) трубопроводы. Все это было выполнено под огнём гитлеровцев. Уникальный опыт и предопределил создание трубопроводных войск.
В начале 1950-х Сталин дал поручение создать полевые магистральные трубопроводы нового поколения. Датой образования трубопроводных войск считается 14 января 1952 года, когда Маршал Советского Союза Василевский подписал директиву, предписывавшую формирование первого отдельного батальона перекачки горючего в п. Ильино Горьковской области. Ключевой задачей, определившей необходимость формирования трубопроводных войск, была необходимость быстрой доставки на стартовые позиции ракетного топлива.
http://rusplt.ru/fact/trubovodnie-voiska-7362.html
Источник
Комментариев нет: