Почему криптовалюты не взлетели

Если вкратце, то ответ на вопрос «Почему криптовалюты не взлетели» очень прост: слишком дорого обходится транзакция. А обходится она дорого потому, что блокчейн построен на схеме, где никто никому не доверяет, и поэтому куча узлов дублирует одни и те же очень ресурсоемкие вычисления для взаимной сверки цепочек (блокчейнов). 99.99% этой работы делается впустую — только для того, чтобы выловить недобросовестного участника.

Сейчас стоимость фиксации вашей транзакции в цепочке биткоина составляет примерно от $ 0,20 до $ 1,00 за транзакцию. Это как раз и есть та комиссия, которую получают майнеры, и ради которой они жгут киловатты электричества. Причем процесс происходит уже весьма медленно и печально. За доллар вам отфиксируют транзакцию примерно часов за десять-двадцать, ну а за 20 центов вы можете ждать, когда до вас дойдет очередь, и месяц, и даже вообще никогда не дождаться.

Для сравнения — WebMoney берет за аналогичную услугу фиксации транзакции (перевод фиктивных денег с кошелька на кошелек) 0.8% от суммы платежа, причем делает это почти мгновенно — задержка составляет где-то 10 секунд в среднем.

Другими словами — биткоин как средство осуществления финансовой транзакции становится выгоднее вебмани только при сумме транзакции более 125 баксов (примерно 8500 рублей).

Есть и более выгодные системы. Комиссия в Яндекс-деньгах 0.5% суммы транзакции, а в Qiwi вообще нулевая. Комиссия на некоторых современных банковских картах фактически даже отрицательная — поскольку у них начисляются проценты на остатки средств, а эти остатки
так или итначе есть почти всегда.

Другими словами, идея о том, что биткоином можно будет расплачиваться за микротранзакции, вроде покупки чашечки кофе — уже давно сгорела. Транзакции в биткоинах — ОЧЕНЬ ДОРОГИЕ. Правда, цена транзакции там не зависит от суммы — но надо понимать, что от суммы зависит дисконт при вводе и выводе битка в реальные деньги или товары, и это далеко не 0.8%.

Для тех, кому надо делать много микротранзакций (в том числе трансграничных) с последующим выводом в нал или в покупки обычных товаров в РФ — наиболее удобным инструментом в РФ являются, как ни странно, Яндекс-деньги. Дело в том, что к ЯД-кошельку очень просто заказывается карта ЯД, которая имеет совершенно символическую стоимость (насколько я помню — 300 рублей на 3 года, и карта оформляется дистанционно и приходит к вам по почте, потом активируется на сайте — и ура, с нее можно снимать нал и ей можно платить в магазинах, при этом ЯД со счета расходуется 1:1 в рубли, без комиссии).

При желании можно даже осуществить транзакцию с отрицательной комиссией — например, можно перевести денежку с вебмани на ЯД через кроссовую биржу, на которой сделка вебрубли в ЯД идет с бонусом, перекрывающим комиссию систем — то есть на ЯД вы получаете рублей больше, чем снимаете с вебмани.

Поэтому по факту биток интересен как средство транзакций (перевода денег от одного агента к другому) только для больших сумм и только для глубоко криминальных сделок.

Когда-то, когда биток только запускали, его позиционировали как средство скрыть финансовые транзакции от государства, и таким образом уйти от налогообложения доходов. Показать государству кукиш. Выглядело это так: вы приходите в кафе, заказываете чашечку кофе — вам наливают кофе, вы расплачиваетесь биткоином со своего криптокошелька. Все довольны — у вас чашка кофе, у баристы биткоин, никаких следов сделки в доступных государству финансовых реестрах не осталось. Затем бариста точно так же купит за этот биткоин кофейных зерен у барыги, ну и пошло-поехало.

Разумеется, уже тогда все понимали, что слабым местом схемы является момент вывода биткоина — его конверсии в реальные деньги (или, что то же самое — момент покупки за биткоин товара, продавец которого не желает скрывать сделку от налогообложения государством, то есть не согласен играть в криминал). Но это планировали обойти таким же образом, как это обходят все системы «электронных денег» — путем балансирования «покупки» и «продажи» этих самых электронных единиц за «реальные» деньги.

Однако тут есть нюанс. В классических системах «электронных денег» (вообще юридически это не деньги, а условные расчетные единицы, используемые внутри системы) курс этих единиц к реальным деньгам устанавливают и поддерживают те компании, которые эти единицы запускают в оборот. Тем или иным способом они стимулируют поток осликов, меняющих реальные деньги на эти «единицы», в таком количестве, чтобы полученными реальными деньгами можно было удовлетворить все заявки на вывод (обратный обмен «единиц» на реальные деньги).

Понимаете, да? Обеспечением обмена условной вебмани на рубли и доллары (а также евро, гривни и прочий баблос) занимается компания WM Transfer Ltd (что она там мутит для этого со всякими «агентами» — это уже ее внутренняя кухня), обменом условных яндекс-денег на рубли занимается ООО НКО «Яндекс.Деньги». Это среди прочего позволяет им работать с фиксированным курсом своей «единицы». Но это же позволяет властям легко прихлопнуть любую такую систему.

У пресловутого Биткоина (и других сходных криптовалют, построенных на блокчейне) как бы нету компаний-эмитентов. Поэтому все эти криптовалюты имеют плавающий курс, который в теории формируется балансом спроса и предложения обменных операций. Если желают обменять баксы на биткоины («купить биткоины»), скажем, на миллиард баксов, а обменять биткоины на баксы («продать биткоины») желают на два миллиарда — курс биткоина будет падать (по идее в два раза — но на практике, поскольку спрос и предложение сильно эластичны, то есть зависят от цены, баланс установится на довольно произвольной цифре курса).

Это вот плаванье курса привело к тому, что криптовалюты стали рассматриватся как простой спекулятивный инструмент — и их стали покупать и продавать как любые бумажки с биржи, совсем забыв про их функцию обеспечения оплаты за товары и услуги в реальном мире. Это вызвало разрастание цепочек (блокчейнов) и повышение затрат на фиксацию каждой следующей транзакции. Затраты стали столь высоки, что использование расчетов в биткоинах за повседневные товары и услуги потеряло смысл — и дальше ситуация только ухудшается.

То есть система развалилась в процессе разбега, так и не взлетев.

Если отбросить чисто спекулятивные операции с битком (игру на курсе) — как средство обеспечения транзакций сейчас биток интересен лишь для тех, кому обязательно надо анонимизировать участников транзакции. Это может быть интересно только для криминала (взятки, оплата враждебных действий, торговля веществами и оружием, и так далее) — то есть там, где анонимность важнее финансовых потерь на транзакции. Эти сделки поддерживают какой-то оборот в системе, но падение курса наглядно показывает, что желающих выйти из битка куда больше, чем желающих в него войти.

А то, что такая ситуация вообще во всех криптовалютах — это приговор самой идее.

Не взлетело. Расходимся.

Proper

Комментариев нет: