Карго-культ постиндустриальной экономики
Я вот чего подумал: а, собственно, чем карго-культы меланезийцев (над которыми любят поиздеваться продвинутые hss — homo sapiens sapiens, «человек дважды разумный», это такое самоназвание у понтующихся голых обезьян) отличаются от верований и мифологем офисного планктона? Ну там постиндустриальная (информационная) экономика, общество (безграничного) потребления, возможность жизни (вечной) в кредит. Да и не только планктона – ведь общий объём деривативов (т.е. тех же долгов) достиг $1000 трлн., т.е. ~12 мировых ВВП. Не планктон же такие заимствования санкционировал?
Нет, одно различие, конечно, явно заметно: папуасам ништяки (goods) должны были доставлять духи предков, а нам, hss*-ам, духи потомков. Ведь кредит есть черпание ресурсов из будущего.
А в остальном между нами и простыми тихоокеанскими ребятами разницы нет. Папуасы были вовсе не дураки (долой расизм!) и карго-культы разработали не опившись пальмовой браги, а на основе системного анализа объективной реальности. Они видели, что белые люди в большинстве своём ни хрена не занимаются производительным трудом, а только эффективным менеджментом – раздают указания, перекладывают бумажки, ведут переговоры. Иногда создают инструментальные артефакты – взлётные полосы, аэродромные вышки, железки раскладывают. Но результат налицо — ништяки появляются с неба и в большом количестве! Значит, нужно научится произнесению заклинаний на пиджн-инглиш («лонч-бранч, маркетинг-таргентинг, брендинг-коуч-факи-факи»), ритуальным действиям, и поляну подготовить. И всё воспоследует!
А вот почему они сделали такой вывод? И почему практически аналогичный вывод делают миллиарды людей в наше время в самых разных странах?
Потому, что все люди одинаковы (долой расизм!) в устройстве мозгов. У всех работает один и тот же механизм: мозг человека непрерывно отслеживает и сопоставляет последовательности окружающих событий на предмет повторяемости и обнаружения возможных причинно-следственных связей. Если взаимосвязь событий обнаруживается, человек испытывает кайф – дофаминовое микроподкрепление. А в мозгу образуется логическая структурка. Возможно, самая простая: съел конкретную ягодку – пронесло, назвался бренд-экспертом – зауважали. Если несколько раз подряд, структура закрепляется. А там и целые парадигмы с онтологиями возникают. Крепкие, непрошибаемые. Потому как основаны на личном опыте и личной статистике.
А если ещё «социальное доказательство» действует («все так делают!»), и образование/пропаганда добавляет готовые объяснения, т.е. удобные и выгодные кусочки упрощённой картинки мира, то вот оно, готовое мировоззрение и правильные, неколебимые убеждения.
А дальше – самое интересное. Сформированная внутренняя модель реальности не просто обладает устойчивостью (энергией связи), но стремится к самосохранению. И для этого самосохранения начинает фильтровать внешнюю информацию и трактовать факты в свою пользу.
Переформатировать зрелую психику очень сложно, переубедить пожилого человека практически невозможно (как и научить). «Чёрного кобеля не отмоешь до бела», «Ему ссы в глаза, а он: «Божья роса!»», «Старого медведя новым танцам не научишь» и т.п. Для того, чтобы проломить барьер убеждений, преодолеть набранную в детстве/юности личную статистику, нужны меры экстраординарные, на грани уничтожения. Люди стремятся сохранить привычные схемы поведения (в т.ч. экономического поведения) даже при достаточно резком изменении внешних условий.
И только новое поколение, набирая в новой реальности новую статистику, может измениться. И старые модели массового поведения уходят не из-за успехов соц. рекламы, а из-за вымирания их носителей. Не этим ли объясняются загадочные «циклы Кондратьева» (~50 лет, т.е ~ 2 поколения)? Имхо, это просто циклы смены преобладающих вариантов менталитетета, или, в других терминах, циклы колебания численности популяций поведенческих мемов.
Причём, что интересно (и печально) абстрактные знания (в т.ч. исторические) на картину мира (и на поведенческие модели человеков) влияют очень слабо. «История ничему не учит» (с). Люди склонны гораздо больше доверять своему поколенческому опыту и считать, что «то, что всегда (на моей памяти) было, то всегда будет». Например, что всегда будет «Западный вариант общества потребления». Который, между тем, существует всего-то лет 40. И который возник как ситуативный ответ на конкуренцию с СССР. И необходимость в котором сейчас отпала. И который потихоньку (в историческом масштабе, конечно) демонтируется даже без всяких кризисов.
Но поколение карго-культа уже сформировано. И пребывает в твёрдой уверенности, что булки растут в супермаркетах, реальностью можно управлять с помощью фотошопа, а ВШЭ (ну ладно, не ВШЭ, а Принстон и Гарвард) это круче Хогвартса, т.к. позволяют научиться творить настоящие (финансовые) чудеса. И что дизайнер (маркетолог, политолог, филолог, юрист, экономист, етс.) есть высшая форма развития hss*.
Нет, одно различие, конечно, явно заметно: папуасам ништяки (goods) должны были доставлять духи предков, а нам, hss*-ам, духи потомков. Ведь кредит есть черпание ресурсов из будущего.
А в остальном между нами и простыми тихоокеанскими ребятами разницы нет. Папуасы были вовсе не дураки (долой расизм!) и карго-культы разработали не опившись пальмовой браги, а на основе системного анализа объективной реальности. Они видели, что белые люди в большинстве своём ни хрена не занимаются производительным трудом, а только эффективным менеджментом – раздают указания, перекладывают бумажки, ведут переговоры. Иногда создают инструментальные артефакты – взлётные полосы, аэродромные вышки, железки раскладывают. Но результат налицо — ништяки появляются с неба и в большом количестве! Значит, нужно научится произнесению заклинаний на пиджн-инглиш («лонч-бранч, маркетинг-таргентинг, брендинг-коуч-факи-факи»), ритуальным действиям, и поляну подготовить. И всё воспоследует!
А вот почему они сделали такой вывод? И почему практически аналогичный вывод делают миллиарды людей в наше время в самых разных странах?
Потому, что все люди одинаковы (долой расизм!) в устройстве мозгов. У всех работает один и тот же механизм: мозг человека непрерывно отслеживает и сопоставляет последовательности окружающих событий на предмет повторяемости и обнаружения возможных причинно-следственных связей. Если взаимосвязь событий обнаруживается, человек испытывает кайф – дофаминовое микроподкрепление. А в мозгу образуется логическая структурка. Возможно, самая простая: съел конкретную ягодку – пронесло, назвался бренд-экспертом – зауважали. Если несколько раз подряд, структура закрепляется. А там и целые парадигмы с онтологиями возникают. Крепкие, непрошибаемые. Потому как основаны на личном опыте и личной статистике.
А если ещё «социальное доказательство» действует («все так делают!»), и образование/пропаганда добавляет готовые объяснения, т.е. удобные и выгодные кусочки упрощённой картинки мира, то вот оно, готовое мировоззрение и правильные, неколебимые убеждения.
А дальше – самое интересное. Сформированная внутренняя модель реальности не просто обладает устойчивостью (энергией связи), но стремится к самосохранению. И для этого самосохранения начинает фильтровать внешнюю информацию и трактовать факты в свою пользу.
Переформатировать зрелую психику очень сложно, переубедить пожилого человека практически невозможно (как и научить). «Чёрного кобеля не отмоешь до бела», «Ему ссы в глаза, а он: «Божья роса!»», «Старого медведя новым танцам не научишь» и т.п. Для того, чтобы проломить барьер убеждений, преодолеть набранную в детстве/юности личную статистику, нужны меры экстраординарные, на грани уничтожения. Люди стремятся сохранить привычные схемы поведения (в т.ч. экономического поведения) даже при достаточно резком изменении внешних условий.
И только новое поколение, набирая в новой реальности новую статистику, может измениться. И старые модели массового поведения уходят не из-за успехов соц. рекламы, а из-за вымирания их носителей. Не этим ли объясняются загадочные «циклы Кондратьева» (~50 лет, т.е ~ 2 поколения)? Имхо, это просто циклы смены преобладающих вариантов менталитетета, или, в других терминах, циклы колебания численности популяций поведенческих мемов.
Причём, что интересно (и печально) абстрактные знания (в т.ч. исторические) на картину мира (и на поведенческие модели человеков) влияют очень слабо. «История ничему не учит» (с). Люди склонны гораздо больше доверять своему поколенческому опыту и считать, что «то, что всегда (на моей памяти) было, то всегда будет». Например, что всегда будет «Западный вариант общества потребления». Который, между тем, существует всего-то лет 40. И который возник как ситуативный ответ на конкуренцию с СССР. И необходимость в котором сейчас отпала. И который потихоньку (в историческом масштабе, конечно) демонтируется даже без всяких кризисов.
Но поколение карго-культа уже сформировано. И пребывает в твёрдой уверенности, что булки растут в супермаркетах, реальностью можно управлять с помощью фотошопа, а ВШЭ (ну ладно, не ВШЭ, а Принстон и Гарвард) это круче Хогвартса, т.к. позволяют научиться творить настоящие (финансовые) чудеса. И что дизайнер (маркетолог, политолог, филолог, юрист, экономист, етс.) есть высшая форма развития hss*.
Комментариев нет: