Цифровой бог хайпа соцсетей

Соцсети всегда меня удивляли тем, что их непрозрачное устройство с доверием воспринимается пользователями, как нечто само собой разумеющееся. Вот кто-то создаёт некую виртуальную платформу — ЖЖ, Твиттер, Фейсбук, Телега, Инстаграм — это объявляется модным, и все бегут туда, записывают свои данные, не глядя подписывают условия пользования, и публикуют там что-то про свою жизнь, потому что большинству нечего публиковать иного, ни на какой креатив у них мыслей не хватает.

Ну что данные уходят в bigdata, все смирились — и пока человек не столкнулся с их использованием против себя, ему плевать. Но посмотрите на рейтинг топ-блогеров с миллионами подписчиков, на формирование популярных тем, выставление лайков, на механизм удаления или скрытия записей, внесение в бан — ведь это дверь за семью печатями. Это делается кем-то без имени, кто априори считается объективным. Некий цифровой господь бог, непогрешимый и справедливый.

И это Нечто фактически формирует всю информповестку в интернете, а значит, и в современном обществе. Не ужасные цензоры Первого канала это формируют, а именно невидимые модераторы соцсетей. Плюс его святейшество Алгоритм Яндекса.

А как они работают, видно на примере топов тем обсуждения — это сплошь чернуха и желтуха. Либо «как я крашу губы и сорю пятитысячными купюрами», либо «правда о Беслане» и «он вам не Димон». Всё остальное фильтруется наобум. Нет никакой зависимости между хорошим и важным текстом — и тем, наберет ли он популярность (лайки-шеры). Скорее есть закономерность, что чем бездарнее и злее материал, тем у него больше шансов выйти в топ, и его больше людей увидят. Это называется хайп.

Интернет-эксперты объясняют это так же, как и продюсеры трэш-шоу на ТВ: мол, «пипл хавает» и любит именно такой примитив, а соцсети тут не причём. Но это уловка, скрывающая грандиозную манипуляцию. Алгоритм появления текстов в вашей ленте в том же ФБ совершенно неизвестен, но известно, что в соцсетях есть платное продвижение, рекламное таргетирование, накрутка просмотров и лайков. Другими словами, кто-то по ту сторону экрана определяет, что вам читать и смотреть.

И эти же люди решают, кто через лайки и виртуальных подписчиков должен стать настолько заметным, чтобы определять общественное мнение. И потому среди ЛОМов с миллионной аудиторией всякого рода бузовы, ивлиевы, дуди, собчачки, рэперы и великовозрастные мажоры, меряющиеся длиной ламборджини.

А потом, в нужный момент, эти авторитеты соцсетей вдруг включаются в гражданский протест — на то и расчёт. Околовластные политтехнологи уверяют, что в любой момент смогут перекупить этих авторитетов, но это сомнительный рецепт. И потом — отупление народа нельзя оправдать никакой политической целесообразностью.

Комментариев нет: