Когда машины съели людей
От улицы к дому ведёт узкая дорожка, метров 150. По обеим сторонам плотненько стоят легковушки. Мест нет, и разъехаться со встречной машиной почти нереально. Подъезжаем к дому — красивая жилая башня в 20-30 этажей. Вокруг дома — тоже узкая дорожка метров 200, по обеим сторонам, конечно, тоже набились машинки жильцов. Объезжаем дом, чудом разъехавшись с парой встречных машин. Встать тупо негде. Рядом ещё несколько таких же башен — ситуация аналогичная. Прикидываю, что вокруг дома вмещается более сотни автомобилей — немало, но вот квартир в таком доме в несколько раз больше, и для остальных — парковочных мест нет. Такая картина становится всё более типичной, и не только для Москвы.
А в домах наверняка хорошие, уютные квартиры, неплохой вид на окружающие необъятные просторы страны. Придомовая территория в целом благоустроена, есть и газоны, и детская площадка. Всё бы хорошо, но в голову упорно лезет кошмарная мысль о том, как ты приезжаешь вечером с работы — и всю ночь крутишься по этому микрорайону в надежде, что сегодня повезёт приткнуть где-нибудь свою «ласточку». Крутишься в компании друзей по несчастью, которых угораздило купить квартиру в этих башнях. А у нас ещё и снег бывает…
И куда денешься — ведь теперь, когда дома заселены и ситуация налицо, едва ли кто-то согласится купить твою квартиру. Автовладелец точно не купит, да и пешеходу грустно жить на этом сплошном складе автомобилей. Но и переехать некуда — везде примерно то же самое.
Не хочу ругать стройкомплекс и строителей — более полувека они строят нам дома, часто вполне приличного качества, а теперь и всё более красивые внешне. По крайней мере, результаты работы строителей налицо, в отличие от результатов работы многих иных «тружеников». Просто стройкомплекс не может остановиться, ему надо зарабатывать каждый день. Только вот Москва уже давно не в состоянии поглощать новостройки. На мой взгляд, уже лет 10-15 назад городским властям необходимо было принять тяжёлое решение: если и строить, то не допускать увеличения плотности застройки и плотности населения ни при каких обстоятельствах.
Но жадность сильнее. Новая высотная жилая застройка — неважно, точечная внутри Москвы, или микрорайоны вокруг неё — фактически душит город, просто добавляя новые и новые тысячи автомобилей практически без возможности припарковаться как во дворах домов, так и около магазинов, школ, поликлиник и т.п. В результате всё больше микрорайонов доведены до описанной выше почти апокалиптической ситуации.
Несколько цифр, которые нетрудно найти в сети. На сегодняшний день в Москве около 4 миллионов квартир и примерно столько же зарегистрированных легковушек, т.е. в среднем по автомобилю на квартиру. Учитывая мировую статистику, со временем данное соотношение может ещё подрасти. Следовательно, либо мы продолжаем игнорировать этот факт и паркуемся как сельди в бочке, либо признаём, что для нормального существования горожан необходимо повсеместно предусматривать автопарковки числом не менее, чем число квартир в окружающих домах.
Далее, общая площадь этажа дома, приходящаяся на среднюю квартиру (~80 м2), всего в 4-5 раз превосходит площадь, необходимую для парковки (~18 м2 — это считая подъездные дорожки и пространство для поворота при выезде). Значит, если число этажей жилого дома выше четырёх-пяти, то необходимая площадь (одноуровневой) парковки во дворе становится больше, чем площадь под самим домом. При числе этажей 8-10 необходимая площадь парковки уже вдвое превышает площадь застройки, что мы обычно и наблюдаем рядом со своими домами. Получается, что если не игнорировать необходимость обеспечения жильцов парковками, дальнейшее повышение этажности для экономии площади жилой застройки бессмысленно, поскольку значительно бОльшая площадь городской земли вокруг дома всё равно будет занята автомобилями (либо потребуются многоуровневые подземные и надземные парковки, что редко когда возможно).
Кажется, что город совершенно задыхается от машин и выхода нет, но это не совсем так. Трудно поверить, но выделение под парковки площадей в соответствии с числом квартир более чем реально даже в Москве. Если взять арифметически всю территорию города, то на одну легковушку придётся порядка 600 квадратных метров, для парковки же требуется примерно 18, т.е. всего 3% — в общем-то несущественная часть от всей городской площади. Конечно, территория города нужна для очень многого: здания, дороги, дворы, парки… Однако, пожертвовав всего лишь несколькими процентами, можно полностью преодолеть этот парковочный апокалипсис, который уже давно превратился, пожалуй, в одну из самых тяжёлых проблем города.
Можно, конечно, заявить, что это проблема автовладельцев, что при покупке авто никто им не обещал право парковки возле дома (как и место на дороге тоже никто не обещал). Но, может быть, стоит всё же учесть, что для подавляющего большинства наших сограждан автомобиль многие десятилетия XX века оставался несбыточной мечтой, и теперь, когда и до нашей страны наконец дошла волна поголовной автомобилизации, несправедливо было бы превращать владение автомобилем в постоянный кошмар. Ведь автомобиль стал стандартным атрибутом современной жизни — и надо просто решить, как адаптировать к нему городскую среду.
Некоторые говорят, что необходимо установить норму по соотношению числа парковок к числу квартир в 100-120%, что определит и разумный предел этажности жилой застройки, вероятно, 5-8 этажей. Другие говорят, что если девелоперы не хотят строить такие низкие здания — пусть тогда строят многоэтажные парковки (это, кстати, не так чтобы и сложно). В ситуации, когда люди готовы жить в клетушках, но лишь бы в центре, чтобы не вставать раньше и не ехать лишние 20-30 минут — видимо, реалистично только второе. Или хаос. Каждый сначала думает о своём удобстве, особенно если его вклад в общее столпотворение ничтожен. И все вместе залезли в этот кошмар для всех, и самих себя в том числе. Самовоспитание здесь бессильно.
Ясно, что если оценивать стоимость метра земли исходя из цены жилья (даже её доли), которое можно разместить сверху в многоэтажке — то место для парковки машины будет золотым. Получается простой бухгалтерский вывод: машинам вообще не место в таком прекрасном золотом городе. Но, как только мы запрещаем все машины (к чему мы уже близки), этот город становится мало кому нужным.
А в домах наверняка хорошие, уютные квартиры, неплохой вид на окружающие необъятные просторы страны. Придомовая территория в целом благоустроена, есть и газоны, и детская площадка. Всё бы хорошо, но в голову упорно лезет кошмарная мысль о том, как ты приезжаешь вечером с работы — и всю ночь крутишься по этому микрорайону в надежде, что сегодня повезёт приткнуть где-нибудь свою «ласточку». Крутишься в компании друзей по несчастью, которых угораздило купить квартиру в этих башнях. А у нас ещё и снег бывает…
И куда денешься — ведь теперь, когда дома заселены и ситуация налицо, едва ли кто-то согласится купить твою квартиру. Автовладелец точно не купит, да и пешеходу грустно жить на этом сплошном складе автомобилей. Но и переехать некуда — везде примерно то же самое.
Не хочу ругать стройкомплекс и строителей — более полувека они строят нам дома, часто вполне приличного качества, а теперь и всё более красивые внешне. По крайней мере, результаты работы строителей налицо, в отличие от результатов работы многих иных «тружеников». Просто стройкомплекс не может остановиться, ему надо зарабатывать каждый день. Только вот Москва уже давно не в состоянии поглощать новостройки. На мой взгляд, уже лет 10-15 назад городским властям необходимо было принять тяжёлое решение: если и строить, то не допускать увеличения плотности застройки и плотности населения ни при каких обстоятельствах.
Но жадность сильнее. Новая высотная жилая застройка — неважно, точечная внутри Москвы, или микрорайоны вокруг неё — фактически душит город, просто добавляя новые и новые тысячи автомобилей практически без возможности припарковаться как во дворах домов, так и около магазинов, школ, поликлиник и т.п. В результате всё больше микрорайонов доведены до описанной выше почти апокалиптической ситуации.
Несколько цифр, которые нетрудно найти в сети. На сегодняшний день в Москве около 4 миллионов квартир и примерно столько же зарегистрированных легковушек, т.е. в среднем по автомобилю на квартиру. Учитывая мировую статистику, со временем данное соотношение может ещё подрасти. Следовательно, либо мы продолжаем игнорировать этот факт и паркуемся как сельди в бочке, либо признаём, что для нормального существования горожан необходимо повсеместно предусматривать автопарковки числом не менее, чем число квартир в окружающих домах.
Далее, общая площадь этажа дома, приходящаяся на среднюю квартиру (~80 м2), всего в 4-5 раз превосходит площадь, необходимую для парковки (~18 м2 — это считая подъездные дорожки и пространство для поворота при выезде). Значит, если число этажей жилого дома выше четырёх-пяти, то необходимая площадь (одноуровневой) парковки во дворе становится больше, чем площадь под самим домом. При числе этажей 8-10 необходимая площадь парковки уже вдвое превышает площадь застройки, что мы обычно и наблюдаем рядом со своими домами. Получается, что если не игнорировать необходимость обеспечения жильцов парковками, дальнейшее повышение этажности для экономии площади жилой застройки бессмысленно, поскольку значительно бОльшая площадь городской земли вокруг дома всё равно будет занята автомобилями (либо потребуются многоуровневые подземные и надземные парковки, что редко когда возможно).
Кажется, что город совершенно задыхается от машин и выхода нет, но это не совсем так. Трудно поверить, но выделение под парковки площадей в соответствии с числом квартир более чем реально даже в Москве. Если взять арифметически всю территорию города, то на одну легковушку придётся порядка 600 квадратных метров, для парковки же требуется примерно 18, т.е. всего 3% — в общем-то несущественная часть от всей городской площади. Конечно, территория города нужна для очень многого: здания, дороги, дворы, парки… Однако, пожертвовав всего лишь несколькими процентами, можно полностью преодолеть этот парковочный апокалипсис, который уже давно превратился, пожалуй, в одну из самых тяжёлых проблем города.
Можно, конечно, заявить, что это проблема автовладельцев, что при покупке авто никто им не обещал право парковки возле дома (как и место на дороге тоже никто не обещал). Но, может быть, стоит всё же учесть, что для подавляющего большинства наших сограждан автомобиль многие десятилетия XX века оставался несбыточной мечтой, и теперь, когда и до нашей страны наконец дошла волна поголовной автомобилизации, несправедливо было бы превращать владение автомобилем в постоянный кошмар. Ведь автомобиль стал стандартным атрибутом современной жизни — и надо просто решить, как адаптировать к нему городскую среду.
Некоторые говорят, что необходимо установить норму по соотношению числа парковок к числу квартир в 100-120%, что определит и разумный предел этажности жилой застройки, вероятно, 5-8 этажей. Другие говорят, что если девелоперы не хотят строить такие низкие здания — пусть тогда строят многоэтажные парковки (это, кстати, не так чтобы и сложно). В ситуации, когда люди готовы жить в клетушках, но лишь бы в центре, чтобы не вставать раньше и не ехать лишние 20-30 минут — видимо, реалистично только второе. Или хаос. Каждый сначала думает о своём удобстве, особенно если его вклад в общее столпотворение ничтожен. И все вместе залезли в этот кошмар для всех, и самих себя в том числе. Самовоспитание здесь бессильно.
Ясно, что если оценивать стоимость метра земли исходя из цены жилья (даже её доли), которое можно разместить сверху в многоэтажке — то место для парковки машины будет золотым. Получается простой бухгалтерский вывод: машинам вообще не место в таком прекрасном золотом городе. Но, как только мы запрещаем все машины (к чему мы уже близки), этот город становится мало кому нужным.
Комментариев нет: