Украина собралась строить истребители. Старые советские... Александр Роджерс
...о том, почему Украина может сколько угодно пытаться восстановить боевую авиацию, но не сможет перезапустить производство по технологиям 50-летней давности
Как сообщает нам «Украинский милитарный портал» (если что, нет такого слова «милитарный», это англицизм из преклонения перед всем западным), «на Украине изучают возможность локализации производства истребителей Су-27 и МиГ-29».
Ну что сказать? А я изучаю возможность полёта к
Альфа Центавре. Технологий нет, двигателей нет, защиты от жёсткой
космической радиации нет, систем жизнеобеспечения и силовых установок
тоже. Но «изучать возможность» мне никто не запретит. С производством
истребителей на Украине примерно аналогичная картина…
Начнём с того,
что оба конструкторских бюро – Сухого и Микояна – находятся в России.
Конструкторская документация тоже. Сборочные площадки и производство
большинства комплектующих тоже.
Я специально уточнил – тот же Миг-29 в России продолжают выпускать. Как для российских ВКС, так и на экспорт в Египет, Индию, Сирию. Но по сравнению с теми машинами, которые много лет хранятся на Украине, эти самолёты уже ушли далеко вперёд. Новые модели истребителей МиГ-29К, МиГ-29СМТ, МиГ-29М/М2, МиГ-29UPG UB – неоднократно подвергались глубокой модернизации.
Модернизировались
двигатели, пневматическая система управления, электронная начинка – в
общем, почти все основные системы истребителей.
При этом в России
модернизация истребителей старой постройки была признана
нецелесообразной в связи с их физическим износом и коррозией. Проще
создавать новые самолёты, чтобы не рисковать жизнью пилотов.
А на
Украине вместо полноценных заводов две ремонтные мастерские, задачей
которых все последние годы были попытки поддержания в относительно
работоспособном состоянии парка истребителей выпуска восьмидесятых годов
прошлого столетия. Причём каких-то ощутимых успехов даже на этом
поприще за ними замечено не было. На фронте ВСУ авиацию не используют, в
тылу тренировочных вылетов также почти не бывает. А после пары громких
аварий такое впечатление, что было принято решение вообще без крайней
нужды к данным древним летательным (в прошлом) аппаратам не
приближаться.
Официально у украинских ВВС на вооружении находятся 34
Су-27 и 37 МиГ-29 (причём часть из них учебные машины). Приблизительно
(потому что никто не знает, сколько из них на самом деле на ходу,
экспертные оценки называют цифры в районе 30% от формальной численности,
но это не точно).
Опять же, экспертное сообщество считает, что даже
эти задачи обеспечиваются за счёт так называемого «каннибализма», то
есть когда ремонт одного самолёта происходит запчастями, снятыми с
других (и те при этом приходят в полнейшую негодность). По крайней мере,
именно так на Украине действуют ремонтные бригады с бронетехникой,
артиллерией и даже зачастую со стрелковым оружием.
То есть даже с
задачами ремонта и поддержания работоспособности данные мастерские не
справляются. Что уж тогда говорить о производстве новых истребителей?
Если я кого-то ещё не убедил, то мы можем пройтись и по компонентам.
Двигатели.
И на Су-27, и на МиГ-29 двигатели – это отдельные произведения
искусства (и об этом куча подробных статей узкими специалистами
написана). Как с точки зрения конструкционных решений, так и с точки
зрения материаловедения. А вот с материаловедением на Украине особая
беда. Если кто-то забыл (или не знал), то напомню, что несколько крупных
скандалов с Укроборонэкспортом были как раз связаны с тем, что когда
Украина пыталась продавать БТРы собственного производства в Ирак,
Афганистан и ряд других стран, то регулярно оказывалось, что бронеплиты
на этой технике не проходили должной закалки и трескались ещё даже до
начала эксплуатации техники, на этапе транспортировки. И это простые
плиты, технология изготовления которых на порядки проще – и всё равно
утрачена. А уж авиационный двигатель без материаловедения создать вообще
невозможно.
Бортовое радиоэлектронное оборудование (БРЭО). Если в
гражданской электронике у России успехи пока относительно скромные (свои
персональные компьютеры уже есть, но пока дорого), то с военной
электроникой в РФ традиционно всё хорошо. А что с электроникой
украинского производства? Её просто не существует как явления. Чем будут
начинять теоретические самолёты украинские теоретические производители?
Сие науке неизвестно.
Продолжать можно долго. Например, кто, из чего
и на каком оборудовании будет делать планеры для этих самолётов? На
Украине таких мощностей нет.
Ну и самое главное – люди. Специалисты.
Инженеры, конструкторы, технологи. Есть обоснованное подозрение, что
все, кто что-то знал, умел и что-то из себя представлял, уже давно
работают в России. На тех же самых производствах Сухого и Микояна с
Гуревичем. Только реальных, а не существующих только в больном
воображении киевских прожектёров.
Так что с собственным авиастроением на Украине будет то же самое, что и с пресловутым «гиперлупом». Его не будет.
Как говорится, "чекмейт"
Комментариев нет: