Савченко, да не та: соратники ректора Мельника вцепились в его наследство
У нового Генпрокурора Виктора Шокина будет много работы. В
том числе по завершению уголовных дел по взяткам и махинациям, которыми
занимались в Университете налоговой службы (известном в народе как
«налоговая академия в Ирпене»). Это особенно важно сейчас, когда вуз
лихорадит. В борьбу за наследство одиозного ректора Петра Мельника, его
родни и окружения вступили люстраторы из «Самопомочи». Они пропихивают
на руководство вуза «юрисконсульта всех темных дел» Мельника Лесю
Савченко – декана того самого юрфака, за поступление на который Мельник
неудачно снял взятку с абитуриентов. И это не самый интересный скандал, в
который вплетена Савченко...
Историю университетского городка в Ирпене знает каждый. Раньше на месте Налоговой академии был индустриальный техникум, который в 1976 году закончил сам Петр Мельник, а с 1991 года возглавил его и перепрофилировал в вуз по подготовке будущих налоговиков.
Университет получал хорошее финансирование, стал обрастать имуществом, а руководящая команда – нетрудовыми доходами. Начали с того, что приватизировали и запустили в коммерческий оборот пансионат "Сосновый бор", расположенный в 19 км от Киева по Житомирскому шоссе в живописном районе лесопарковой зоны.
Как следует из многочисленных материалов судебных и уголовных дел, пансионат (который бойко сдается в летний период по довольно высоким для этих мест ценам) стал «добычей» ООО «Межрегиональная финансово-юридическая академия» (МФЮА). Это предприятие можно было бы назвать «дочерним», если бы не одна деталь: возглавляет его сын Петра Мельника – Максим Мельник. Так что не дочернее, а сыновнее.
Кроме того, вышеупомянутое ООО и его «сателлиты» – победители почти всех тендеров на аренду помещений для обучения и проживания студентов, их кормежку и оздоровление. В 2011-2012 гг. оно заключило договоров на общую сумму 3,71 млн. грн. (большие деньги по тем временам).
Но на этом юридические выкрутасы ради наживы не закончились. В 2011 году папа-ректор в лице своего вуза взял в аренду у сына в лице его ООО (!) помещение для проживания студентов в Ирпене и заплатил ему 2,88 млн. грн. Примечательно, что офис МФЮА находится прямо на территории университета ГНС, на 6-м этаже одного из корпусов.
Вообще, схемы, по которым на казенным имуществе зарабатывались частные капиталы, заслуживают особого внимания. Сразу видно, что над ними поработали юристы. Даже известно какие – Леся Анатольевна Савченко, дослужившаяся до поста декана юрфака, может рассказать прокурорам много интересного о своем участии в планировании махинаций.
Например, о пресловутых квартирных аферах с новостройками на Тургеневской, 50 и Северной, 79-Б, в которых Леся Анатольевна и ее сестра поучаствовали лично. С домом на Северной, 79-Б все более менее ясно. Его сдали еще в 2004 году для офицеров налоговой милиции и работников университета. Но, вопреки документам Кабмина, квартиры не распределили между преподавателями, а незаконно начали использоваться как общежитие.
К примеру, в трехкомнатные квартиры селили 16-18 студентов, которые располагались на двухэтажных кроватях, платя по 300 грн. в месяц за проживание. К слову, за такие деньги в государственных вузах столицы можно было проживать по два-три человека в комнате.
Второй дом на Тургеневской, 50 стоит отдельного рассказа. Один его квадратный метр без внутренней отделки по состоянию на 2011 год стоил примерно 20 тыс. грн. Даже по киевским меркам очень дорого. И хотя в Ирпене за эти деньги можно было купить 100 квартир, почему-то было принято решение в пользу 30 квартир в престижном пентхаузе, которые были распределены с величайшей секретностью между не самыми нуждающимися, но зато преданными шефу сотрудниками.
Затем в некоторых служебных (какими они должны быть, но уже давно не являются) квартирах вместо жилья для преподавателей сделали... отель. Называется Hotel Irpin Apartments. Кстати, на форуме зарубежных болельщиков Евро-2012 мы нашли информацию о том, что 1 комната для двоих взрослых предлагалась в этом отеле за 200-300 евро в сутки (!).
Но это еще не самое интересное: дом за государственный счет строило предприятие "Киевское специализированное ремонтно-строительное общество". По состоянию на 2012 год 95,72% этого предприятия принадлежали... Александру Владимировичу Мельнику и Петру Владимировичу Мельнику, а председателем правления фирмы-застройщика числилась Елена Мельник, сестра ректора. И, кстати, кума Леси Савченко.
Не удивительно, что, когда в августе 2013 года Мельника объявили в розыск за получение взятки от абитуриента юрфака, возглавляемого, к слову, Савченко, строительная компания была переоформлена на кипрскую оффшорку "Фолиас консалтинг лимитед" (Кипр). Как готовилась эта фиктивная сделка и как оформлялись документы, Леся Анатольевна также может рассказать «допытлывому слидчому». И не только об этом.
Пока Мельник был взят под стражу, затем сбежал, вернулся, зашел в СИЗО и вышел под залог, управление его хозяйством взяла в свои руки Леся Анатольевна в ранге и.о. ректора. Вуз продолжал жить привычной жизнью: имущественные комплексы без тендеров переходили в аренду разным коммерческим структурам, долги росли, деньги использовались нецелевым образом. В последнее время, всецело погрузившись в борьбу за ректорское кресло, Савченко «позабыла» выбить финансирование вуза, и два месяца преподаватели не получали зарплаты.
Конечно, забот у «юрисконсульта» Мельника было по горло. Во-первых, нужно было найти поддержку в политических кругах: она была найдена в лице хрупкой землячки, выпускницы данного вуза, депутата от «Самопомочи» Иры Сусловой, которая теперь грудью бросается на защиту Леси Анатольевны от студентов.
Во-вторых, учебное заведение постоянно трясли проверяющие и следователи. Первое уголовное дело за нецелевое использование бюджетных средств, выделенных на подготовку к Евро-2012, было возбуждено прокуратурой Киевской области еще в июне 2013 года. Вуз поймали на том, что он перечислил фирме под руководством Елены Мельник (самому себе) 10 млн. грн. за недовыполненные работы. И все потому, что Леся Анатольевна не отработала юридическую часть вопроса!
Понятно, что при наличии у Савченко большого количества «скелетов в шкафу» от ее прошлой бизнес-деятельности с Мельником приходилось выкладываться. И весьма неоднозначным способом.
Опять-таки в Интернете мы прочитали, что в упомянутом выше отеле был замечен, прямо скажем, любительский бордель. А на другом форуме обнаружили сообщение, которое логично продолжает данную тему: «Леся Анатольевна – еще та с...а, ее путь начинался с грязи и сформировал ее сущность и на сегодня: 1) она заняла должность декана юрфака, подложив студентку под шефа... Она организовала студенческий бо...дель и фактически занималась сводничеством, подкладывая провинциалок под руководящий состав налоговой...».
Конечно, без суда и следствия мы не можем ничего утверждать. Но опять-таки любопытное совпадение: как только Савченко, исполняющей обязанности ректора, нужно получить справки об отсутствии нарушений или «решить вопрос» с проверками, отель тотчас закрывается на спецобслуживание.
И как тут не вспомнить скандал с домогательствами Мельника к студентке опять-таки юрфака (!). Статья под заголовком «Мельник вел интим-прием. Экс-ректор Налоговой академии оказался героем неоднозначного видео со студенткой» появилась в популярной газете «Вести» 13 мая прошлого года.
Как написало издание, не успел экс-ректор выйти на свободу под залог в 609 тыс. грн. (это произошло 8 мая), как сразу же угодил в новый скандал. В Интернете появилось видео, датированное 2012 годом, на котором Мельник в служебном кабинете недвусмысленно заигрывает со студенткой. Запись, снятую скрытой камерой, выложил журналист Анатолий Шарий с припиской: купил у правоохранителей. На видео ректор общается со студенткой, которая пропускала занятия из-за работы в пиццерии и пришла просить не отчислять ее из-за хвостов. Мельник обещает помочь и увлекает девушку в комнату отдыха. Оттуда доносится ее робкий протест: «Петр Владимирович, я не могу, стыдно».
Героиней видео оказалась 22-летняя выпускница юрфака 2013 года Лилия Васькун из Житомирской области. Она очень стесняется комментировать видеозапись, поясняя, что подрабатывала в пиццерии не от хорошей жизни. А вот подчиненные Савченко бывшего ректора пытались оправдать. Заодно очистить и себя от подозрений в сводничестве, которыми переполнен Интернет.
Кстати, тема сводничества (как и взяточничества) в налоговом университете почему-то пересекается именно с юрфаком. Два самых громких скандала, в которых засветился Мельник – с получением взятки и попыткой сексуального домогательства к студентке, почему-то касались юридического факультета, возглавляемого Лесей Савченко.
И тут самое время вспомнить, за что арестовали Мельника. В июле 2013-го, во время передачи 120 тыс. грн. Взятки, Петр Владимирович был задержан в собственном кабинете группой УБОПовцев вместе с представителями Миндоходов в момент, когда на его рабочем столе лежали пухлый конверт с 40 тыс. грн. и квитанция о перечислении на счет еще 80 тыс. грн.
Согласно публикациям СМИ, заявление в милицию о том, что ректор запросил за гарантированное поступление на юридический факультет крупную сумму денег, написали родственники двух абитуриентов. Один хлопотал за поступление своей племянницы на заочное отделение юрфака (ему предложили перечислить на счет одного из предприятий 80 тыс. грн.) Поступление сына второй заявительницы на стационар юрфака должны были гарантировать 40 тыс. грн. наличными.
Несмотря на то, что в истории фигурировал юрфак, Леся Анатольевна умудрилась выскользнуть из числа фигурантов криминальной истории. Но в любой момент фортуна может повернуться задом к ней и остальным участникам коррупционных схем. Именно потому соратники Мельника больше всего боятся допустить на свою территорию чужих людей.
Что же касается студентов, то их мнение о вузе можно узнать по отзывам в Интернете:
Чесно кажучи, позитива в цьому "ВНЗ" мало. Декого він бере природою, архітектурою, когось простотою вступу через "благодійність"... Тим, хто реально хоче вчитися і мати дійсно студентське дозвілля, порада не вступати сюди. Потратите купу грошей, часу і навряд залишитесь задоволеними після років "навчання". Обирати вам!"
Денис, випускник юрфаку, 27.02.2012
Артем Бобров
Историю университетского городка в Ирпене знает каждый. Раньше на месте Налоговой академии был индустриальный техникум, который в 1976 году закончил сам Петр Мельник, а с 1991 года возглавил его и перепрофилировал в вуз по подготовке будущих налоговиков.
Университет получал хорошее финансирование, стал обрастать имуществом, а руководящая команда – нетрудовыми доходами. Начали с того, что приватизировали и запустили в коммерческий оборот пансионат "Сосновый бор", расположенный в 19 км от Киева по Житомирскому шоссе в живописном районе лесопарковой зоны.
Как следует из многочисленных материалов судебных и уголовных дел, пансионат (который бойко сдается в летний период по довольно высоким для этих мест ценам) стал «добычей» ООО «Межрегиональная финансово-юридическая академия» (МФЮА). Это предприятие можно было бы назвать «дочерним», если бы не одна деталь: возглавляет его сын Петра Мельника – Максим Мельник. Так что не дочернее, а сыновнее.
Кроме того, вышеупомянутое ООО и его «сателлиты» – победители почти всех тендеров на аренду помещений для обучения и проживания студентов, их кормежку и оздоровление. В 2011-2012 гг. оно заключило договоров на общую сумму 3,71 млн. грн. (большие деньги по тем временам).
Но на этом юридические выкрутасы ради наживы не закончились. В 2011 году папа-ректор в лице своего вуза взял в аренду у сына в лице его ООО (!) помещение для проживания студентов в Ирпене и заплатил ему 2,88 млн. грн. Примечательно, что офис МФЮА находится прямо на территории университета ГНС, на 6-м этаже одного из корпусов.
Вообще, схемы, по которым на казенным имуществе зарабатывались частные капиталы, заслуживают особого внимания. Сразу видно, что над ними поработали юристы. Даже известно какие – Леся Анатольевна Савченко, дослужившаяся до поста декана юрфака, может рассказать прокурорам много интересного о своем участии в планировании махинаций.
Например, о пресловутых квартирных аферах с новостройками на Тургеневской, 50 и Северной, 79-Б, в которых Леся Анатольевна и ее сестра поучаствовали лично. С домом на Северной, 79-Б все более менее ясно. Его сдали еще в 2004 году для офицеров налоговой милиции и работников университета. Но, вопреки документам Кабмина, квартиры не распределили между преподавателями, а незаконно начали использоваться как общежитие.
К примеру, в трехкомнатные квартиры селили 16-18 студентов, которые располагались на двухэтажных кроватях, платя по 300 грн. в месяц за проживание. К слову, за такие деньги в государственных вузах столицы можно было проживать по два-три человека в комнате.
Второй дом на Тургеневской, 50 стоит отдельного рассказа. Один его квадратный метр без внутренней отделки по состоянию на 2011 год стоил примерно 20 тыс. грн. Даже по киевским меркам очень дорого. И хотя в Ирпене за эти деньги можно было купить 100 квартир, почему-то было принято решение в пользу 30 квартир в престижном пентхаузе, которые были распределены с величайшей секретностью между не самыми нуждающимися, но зато преданными шефу сотрудниками.
Затем в некоторых служебных (какими они должны быть, но уже давно не являются) квартирах вместо жилья для преподавателей сделали... отель. Называется Hotel Irpin Apartments. Кстати, на форуме зарубежных болельщиков Евро-2012 мы нашли информацию о том, что 1 комната для двоих взрослых предлагалась в этом отеле за 200-300 евро в сутки (!).
Но это еще не самое интересное: дом за государственный счет строило предприятие "Киевское специализированное ремонтно-строительное общество". По состоянию на 2012 год 95,72% этого предприятия принадлежали... Александру Владимировичу Мельнику и Петру Владимировичу Мельнику, а председателем правления фирмы-застройщика числилась Елена Мельник, сестра ректора. И, кстати, кума Леси Савченко.
Не удивительно, что, когда в августе 2013 года Мельника объявили в розыск за получение взятки от абитуриента юрфака, возглавляемого, к слову, Савченко, строительная компания была переоформлена на кипрскую оффшорку "Фолиас консалтинг лимитед" (Кипр). Как готовилась эта фиктивная сделка и как оформлялись документы, Леся Анатольевна также может рассказать «допытлывому слидчому». И не только об этом.
Пока Мельник был взят под стражу, затем сбежал, вернулся, зашел в СИЗО и вышел под залог, управление его хозяйством взяла в свои руки Леся Анатольевна в ранге и.о. ректора. Вуз продолжал жить привычной жизнью: имущественные комплексы без тендеров переходили в аренду разным коммерческим структурам, долги росли, деньги использовались нецелевым образом. В последнее время, всецело погрузившись в борьбу за ректорское кресло, Савченко «позабыла» выбить финансирование вуза, и два месяца преподаватели не получали зарплаты.
Конечно, забот у «юрисконсульта» Мельника было по горло. Во-первых, нужно было найти поддержку в политических кругах: она была найдена в лице хрупкой землячки, выпускницы данного вуза, депутата от «Самопомочи» Иры Сусловой, которая теперь грудью бросается на защиту Леси Анатольевны от студентов.
Во-вторых, учебное заведение постоянно трясли проверяющие и следователи. Первое уголовное дело за нецелевое использование бюджетных средств, выделенных на подготовку к Евро-2012, было возбуждено прокуратурой Киевской области еще в июне 2013 года. Вуз поймали на том, что он перечислил фирме под руководством Елены Мельник (самому себе) 10 млн. грн. за недовыполненные работы. И все потому, что Леся Анатольевна не отработала юридическую часть вопроса!
Понятно, что при наличии у Савченко большого количества «скелетов в шкафу» от ее прошлой бизнес-деятельности с Мельником приходилось выкладываться. И весьма неоднозначным способом.
Опять-таки в Интернете мы прочитали, что в упомянутом выше отеле был замечен, прямо скажем, любительский бордель. А на другом форуме обнаружили сообщение, которое логично продолжает данную тему: «Леся Анатольевна – еще та с...а, ее путь начинался с грязи и сформировал ее сущность и на сегодня: 1) она заняла должность декана юрфака, подложив студентку под шефа... Она организовала студенческий бо...дель и фактически занималась сводничеством, подкладывая провинциалок под руководящий состав налоговой...».
Конечно, без суда и следствия мы не можем ничего утверждать. Но опять-таки любопытное совпадение: как только Савченко, исполняющей обязанности ректора, нужно получить справки об отсутствии нарушений или «решить вопрос» с проверками, отель тотчас закрывается на спецобслуживание.
И как тут не вспомнить скандал с домогательствами Мельника к студентке опять-таки юрфака (!). Статья под заголовком «Мельник вел интим-прием. Экс-ректор Налоговой академии оказался героем неоднозначного видео со студенткой» появилась в популярной газете «Вести» 13 мая прошлого года.
Как написало издание, не успел экс-ректор выйти на свободу под залог в 609 тыс. грн. (это произошло 8 мая), как сразу же угодил в новый скандал. В Интернете появилось видео, датированное 2012 годом, на котором Мельник в служебном кабинете недвусмысленно заигрывает со студенткой. Запись, снятую скрытой камерой, выложил журналист Анатолий Шарий с припиской: купил у правоохранителей. На видео ректор общается со студенткой, которая пропускала занятия из-за работы в пиццерии и пришла просить не отчислять ее из-за хвостов. Мельник обещает помочь и увлекает девушку в комнату отдыха. Оттуда доносится ее робкий протест: «Петр Владимирович, я не могу, стыдно».
Героиней видео оказалась 22-летняя выпускница юрфака 2013 года Лилия Васькун из Житомирской области. Она очень стесняется комментировать видеозапись, поясняя, что подрабатывала в пиццерии не от хорошей жизни. А вот подчиненные Савченко бывшего ректора пытались оправдать. Заодно очистить и себя от подозрений в сводничестве, которыми переполнен Интернет.
Кстати, тема сводничества (как и взяточничества) в налоговом университете почему-то пересекается именно с юрфаком. Два самых громких скандала, в которых засветился Мельник – с получением взятки и попыткой сексуального домогательства к студентке, почему-то касались юридического факультета, возглавляемого Лесей Савченко.
И тут самое время вспомнить, за что арестовали Мельника. В июле 2013-го, во время передачи 120 тыс. грн. Взятки, Петр Владимирович был задержан в собственном кабинете группой УБОПовцев вместе с представителями Миндоходов в момент, когда на его рабочем столе лежали пухлый конверт с 40 тыс. грн. и квитанция о перечислении на счет еще 80 тыс. грн.
Согласно публикациям СМИ, заявление в милицию о том, что ректор запросил за гарантированное поступление на юридический факультет крупную сумму денег, написали родственники двух абитуриентов. Один хлопотал за поступление своей племянницы на заочное отделение юрфака (ему предложили перечислить на счет одного из предприятий 80 тыс. грн.) Поступление сына второй заявительницы на стационар юрфака должны были гарантировать 40 тыс. грн. наличными.
Несмотря на то, что в истории фигурировал юрфак, Леся Анатольевна умудрилась выскользнуть из числа фигурантов криминальной истории. Но в любой момент фортуна может повернуться задом к ней и остальным участникам коррупционных схем. Именно потому соратники Мельника больше всего боятся допустить на свою территорию чужих людей.
Что же касается студентов, то их мнение о вузе можно узнать по отзывам в Интернете:
Чесно кажучи, позитива в цьому "ВНЗ" мало. Декого він бере природою, архітектурою, когось простотою вступу через "благодійність"... Тим, хто реально хоче вчитися і мати дійсно студентське дозвілля, порада не вступати сюди. Потратите купу грошей, часу і навряд залишитесь задоволеними після років "навчання". Обирати вам!"
Денис, випускник юрфаку, 27.02.2012
Артем Бобров
Комментариев нет: