Ретро-рецензия. Почему "Гараж" - самый страшный фильм СССР
В
кинопрокате лидирует комедия "Пиксели" о том, как компьютерные монстры
из 80-х разносят на кубики современный мир. А мы поговорим о других
ужасах из прошлого, актуальных для нас.
В
1979 году в советский прокат вышел фильм ужасов Э. Рязанова «Гараж».
Его почти все помнят, но мало кто любит пересматривать. Почему -
понятно: по накалу ада данный фильм эквивалентен кинговской "Мгле". С
той лишь разницей, что герои американской киноленты 2007 года теряли
человеческий облик от ужаса, а герои советской ленты 1979 года теряли
его из-за гаражных мест.
В
принципе отечественная лента даже страшнее – потому что её герои, за
небольшими исключениями, сплошь советский интеллектуальный цвет:
сотрудники научно-исследовательского института.
Что важно: «Гараж» - это «прото-перестроечный» фильм. И он наглядно демонстрирует, что на самом деле привело к перестройке.
Сейчас
почему-то принято считать, что она грянула из-за тяжёлых «последствий
сталинизма». "Гараж" показывает: нет, напротив - она грянула из-за
последствий десталинизации.
Эту
мысль надо пояснить. Собственно в годы сталинизма гонений на
человеческую природу, выражающуюся в частной инициативе и желании жить в
удобстве, не было.
Напомним общеизвестное: в сталинском СССР артели и промкооперация «производили
почти 6% валовой продукции промышленности, причем артелями и
промкооперацией производилось 40% мебели, 70% металлической посуды,
более трети всего трикотажа, почти все детские игрушки. В
предпринимательском секторе работало около сотни конструкторских бюро,
22 экспериментальных лаборатории и даже два научно-исследовательских
института».
Приусадебные участки, существовавшие параллельно с колхозами, достигали 1 гектара.
Не считалось грехом стремление человека к бытовому благополучию.
В
1952 году, за месяцы до своей смерти, старенький предсовмина СССР
писал: «Необходимо прочно обеспечить не мифическую "рациональную
организацию" производительных сил, а непрерывный рост всего
общественного производства… Было бы неправильно думать, что можно
добиться серьезного культурного роста членов общества без серьезных
изменений в нынешнем положении труда. Нужно коренным образом улучшить
жилищные условия и поднять реальную зарплату рабочих и служащих (…)
путем дальнейшего систематического снижения цен на предметы массового
потребления (…) Только после выполнения всех этих предварительных условий, взятых вместе, можно будет надеяться, что труд из тяжелого бремени превратится в наслаждение».
Так вот. Десталинизация 50-х выразилась в нескольких интересных шагах.
Приусадебные участки были ликвидированы.
Промкооперация и артели – прикрыты.
А
главное – реалистический сталинский идеализм (благополучие граждан,
знания граждан и сознательность граждан должны расти строго синхронно) -
был заменён идеализмом магическим, согласно которому вот организуем мы
рационально производительные силы – и к 1980 г. будет достигнута великая
цель.
По
факту же - человеческую природу объявили греховной и начали
«совершенствовать» в отрыве от реалий, заглушая естественный вопрос
«почему в продаже нету нормальных дешёвых джинсов» тартюфовскими
взываниями к Ленинским Идеалам. Заставили любить честный труд не потому,
что он приносит справедливый результат – а потому, что «к высокому надо
стремиться».
Естественно,
это всё не изменило человеческой природы. Люди всё так же желали быть
благополучны. Они всё так же искали пути и находили их.
Штука
вся в том, что самыми материально успешными стали обладатели
контрольного пакета идеализма. А также их дети, прислуга, шофёры
любовниц и далее по списку.
В итоге в позднем СССР, где-то рядом с повседневным трудом и героизмом миллионов,
было построено нечто парадоксальное – буржуазное общество, официально
отвергающее буржуазность. И тем самым создавшее целый культ запретного,
дефицитного и трудно доставаемого, от которого до сих пор многие очухаться не могут.
...Я сейчас вспомнил всю эту политэкономию для того, чтобы мы глубже окунулись в страшный мир «Гаража»:
Итак,
на дворе - последний год перед объявленным некогда, но явно не
собирающимся наступать коммунизмом. В магазинах дефицит, наиболее
честолюбивая часть граждан охотится за «Вранглером» (по нынешним ценам –
где-то по 120 тыс. руб. за пару штанов), а учёные-зоологи рвут друг
дружку на части из-за гаражей для частных своих, непосильным трудом
нажитых автомобилей. И поверх всего этого несутся возвышенные
идеологемы. Ибо где реализм заменяется магией – там немедленно возникает
сословие колдунов, ловко решающих свои проблемы за счёт веры и
покорности сограждан.
Самые
мучительные минуты жуткой водевильной склоки «Гаража», конечно, – это
минуты, когда замутившие свой маленький бизнес руководители (гаражного
кооператива, института, соседнего рынка) начинают, выкручивая руки и
нагибая пайщиков, говорить пафосным языком и апеллировать к высоким
ценностям.
«Это у вас частнособственнические инстинкты», - давят они обиженных, получив взятку от блатных.
«В
Париже все командировочные я потратила на научные книги» - говорят они,
отобрав у безответных сотрудников командировку и прикупив себе
аудиотехники.
«Вы позорите имя института», - упрекают они тех, кто воспротивился их простенькой штеле.
«Вы
мешаете общему делу! Ваши гаражи снесут, и по широким проспектам будут
ездить автобусы и троллейбусы!» - шипят они, выброшенные из числа
пайщиков.
И
видно, что говорят они это вполне сознательно, но безотчётно.
Употребляя просто выученные колдовские заклинания, которые по логике
того времени были «должны сработать». Потому что высокий советский язык –
тот самый, на котором совершенно искренне рассуждали герои «Эры
Милосердия», «Территории», даже фантастики вроде «Лезвия бритвы» - был
для них уже мёртвым богослужебным языком. Языком, на котором лучше всех в
1979-м говорили те, для кого он меньше всего значил.
Собственно,
при просмотре «Гаража» становится глубоко понятно, почему именно
советская владетельная буржуазия (функционеры, директора рынков,
начальники институтов и руководители отделов идеологического воспитания)
стала основным инициатором смены матрицы. И почему она, бывшая главным
ретранслятором советских ценностей – спустя каких-то десять лет начала
проклинать эти ценности опять-таки громче и истошнее всех. И на двадцать
пять лет изгнала их из языка, запретила ими думать.
Потому
что честный труд, справедливость, обязательное и всеобщее развитие –
всё это были заповеди, которые они десятилетиями провозглашали вслух и
которые десятилетиями нарушали на деле, и помнили об этом каждый день.
Им, попавшим в МГУ по протекции Анатолия Сергеевича, получившим спальный
гарнитур путём «двести сверху», «Адидас» от приятеля из МИДа, а набор
курточек от фарцовщика Бори – было жутко страшно, что однажды все эти
мёртвые красные идеи возьмут и воскреснут. Демоны перестройки были
подобны ранним атеистам, особенно яростно громившим монастыри оттого,
что на дне их душ всё ещё жила неубитая, впитанная в детстве
религиозность, боявшаяся возмездия.
С той же эмоцией демоны перестройки громили красную идеологию.
…Прошло
очень много лет. Той матрицы уже нет. Мальчик, едва научившийся ходить в
год выхода «Гаража», сидит и пишет сейчас эти строки. Потомки мажоров,
сорок лет назад вынужденных сдавать краткую историю ВКБ(б) и сидеть в
комсомольских президиумах – сейчас без комплексов проводят над
согражданами весёлые ютуб-эксперименты на предмет «выпей мочи за 15
тысяч».
Исчезло ли нагибание граждан хитрым меньшинством? Нет, не исчезло.
Исчезла ли для нашего общества необходимость в понятиях «Территории», ценностях Шарапова, мечте Ефремова?
Нет, только обострилась.
Главное – не пытаться подменять ни джинсы идеями, ни наоборот.Виктор Мараховский
________________________
Суперсовременный антивирус Hyper Antivirus
Комментариев нет: