Инцидент со «Сметливым»: повод для войны или обычная практика для Эгейского моря?
Есть ли основания
опасаться действий турецких судов именно в Эгейском море? Да. Причем,
именно в этом регионе, который уже давно является ареной
турецко-греческого противостояния...
Обсуждая все,
связанное с инцидентом между турецким сейнером «Гечицилер Балик Чилик» и
российским сторожевым кораблем «Сметливый», необходимо сразу определить
круг принципиальных вопросов. А они таковы:
- является ли обстрел приближающегося иностранного судна допустимой мерой?
- какую угрозу может нести агрессивно приближающееся неизвестное судно?
- какие еще инциденты с участием турецких судов происходили в Эгейском море?
- было ли все произошедшее турецкой провокацией?
Начнем с вопроса об
обстреле как допустимой или недопустимой мере. Предупредительные
выстрелы не на поражение в сторону корабля-нарушителя являются давней и
проверенной практикой всех ВМС мира, а также кораблей пограничной
охраны. Вспомним ситуацию с атакой активистов «Гринпис» на буровую
платформу «Приразломная». Тогда только предупредительный огонь
российских пограничников смог остановить ретивый «Арктик Санрайз» от
дальнейших агрессивных действий. И в советское, и в новейшее время была
масса случаев, когда пограничные суда обстреливали браконьеров – и на
Дальнем Востоке (преимущественно японцы, но в 2009 году у берегов
Камчатки попался даже грузинский траулер «Русно»), и в Черном и Азовском
морях (в 2013 году была потоплена украинская рыбацкая лодка с
браконьерами).
Но, переходя к
следующему пункту, правомерно ли применение предупредительного огня в
международных водах? Ведь на «ничьей» территории имеет право
присутствовать и перемещаться любой корабль. Так допустимо ли открывать
по нему огонь в случае непредвиденного сближения?
Чтобы ответить на
этот вопрос, нужно вспомнить о вероятности террористической атаки
судна-брандера. Прошли те времена, когда большие военные корабли были
защищены толстой броней. Сегодня военные суда защищены, прежде всего,
превентивными средствами – противолодочными и зенитными ракетами,
установками типа «Кортик», сбивающими вражеские ракеты на подлете к
кораблю и так далее. Поэтому «пассивная защита», как утяжеляющая
корабль, минимизирована. И в том случае, когда врагу все же удается
«получить доступ» к борту корабля, последствия взрыва могут быть
катастрофическими – как в случае с американским эсминцем «Коул» в 2000
году. Тогда двое смертников-исламистов на обычной моторной лодке с 300
килограммами взрывчатки сделали огромную пробоину в борту эсминца, убили
17 и ранили еще несколько десятков человек.
После инцидента с
«Коулом» ВМС США сделали выводы и без всяких сантиментов решили
открывать огонь по всем приближающимся без разрешения судам. Это
послужило поводом для множества больших и малых скандалов – в 2012 году
возле Дубаи, в порту Суэц в 2008, и в ряде прочих. И это – просто в
обычных мирных условиях. Что уж говорить об условиях, приближенных к
боевым, каковыми по праву могут считаться все действия вооруженных сил
России у турецких границ после инцидента с Су-24.
Кстати, судну вовсе
необязательно быть заминированным, чтобы нанести существенные
повреждения военному кораблю. Еще один американский эсминец, «Портер», в
2012 году столкнулся в Персидском заливе с японским танкером
«Отовасан». После столкновения «Портер» смог уйти своим ходом, но
вмятину в борту получил изрядную.
Есть ли основания
опасаться действий турецких судов именно в Эгейском море? Да. Причем,
именно в этом регионе, который уже не первое десятилетие является ареной
турецко-греческого противостояния. То и дело здесь корабли ВМС Турции
нарушают морские законы. Например, 12 ноября 2013 года турецкий фрегат
типа MEKO-200TN
нарушил морскую границу Греции и стал вести радиоэлектронную разведку, и
грекам пришлось довольно долго выгонять его из своих вод. Не исключено,
что и на турецком сейнере была радиоэлектронная аппаратура, которая
должна была отследить возможность радаров и систем наведения российского
корабля.
Последний и самый
важный вопрос – было ли все произошедшее провокацией? Однозначно
ответить на него невозможно. С равными основаниями можно сказать – да,
турки получили приказ нарываться с целью получить несколько «невинных
жертв» (вполне возможно, что, получив такой приказ, капитан не стал
особо усердствовать) и потом обвинить Россию.
Но вполне возможно,
что турецкие моряки просто продемонстрировали восточное раздолбайство и
не среагировали вовремя, пока не получили «холодный душ» в виде
предупредительного огня. Показательно, что после инцидента Анкара не
стала раздувать скандал, и даже напротив – поспешила заявить, что
«ничего не было», никто наш корабль не обстреливал. Видимо, поняли
шаткость собственной позиции.
В связи с этим
фактом есть основания считать, что воинственный пыл Эрдогана – штука
весьма непостоянная. То он сбивает за несуществующую вину чужие
самолеты, то боится ответить на обстрел собственного судна.
Григорий Игнатов
Комментариев нет: