Два кольца Сталина

 В августе 1953 года семь маршалов во главе с начальником Генерального штаба В.Д. Соколовским обратились к руководству СССР по поводу ракетно-ядерной угрозы со стороны США.


За океаном к этому времени были проведены успешные испытания МБР «Атлас». По данным разведки, американская фирма Convair, где с 1945 года работали немецкие инженеры во главе с конструктором Вернером фон Брауном, стремилась создать по заказу ВВС ракету с дальностью полёта не менее 8.800 км и весом боезаряда не менее 3,2 тонны.

28 октября 1953 года Совет Министров, которым тогда руководил Георгий Маленков, издал распоряжение о проработке вопросов системы противоракетной обороны СССР. Этот день, на наш взгляд, правильнее всего с исторической точки зрения считать днём рождения отечественных войск воздушно-космической обороны. А не 4 марта 1961 года (первое в мире уничтожение ракеты антиракетой с неядерной боеголовкой советского конструктора полковника-инженера Г.В. Кисунько), и не 30 марта 1967 года – день подписания директивы министра обороны СССР о создании в составе Войск ПВО страны нового рода войск – ПРО. Потому что задолго до этого была проделана колоссальная предварительная работа…

Всё начиналось, когда ещё не смолкли залпы Второй мировой. Объединённый комитет начальников штабов ВС США приступил к планированию ядерных ударов по СССР уже с сентября 1945 года, то есть фактически в дни, когда наша армия помогала американцам сломить сопротивление японцев. Это, кстати, к вопросу о том, можно ли верить заявлениям заокеанских политиков о миролюбии США. Двуличие и коварство – отличительные черты политической культуры англосаксов.

Первый план носил название «Pеancer» – «Клещи». В 1948 году стало известно о плане «Дропшот». Американский «Барбаросса» предусматривал готовность к 1 апреля 1949 года нанести 100 ядерных ударов по Москве и 70 другим крупным городам Советского Союза. Вообще-то с 1945 по 1953 год военно-политическое руководство США разработало и приняло 10 программ ядерных ударов по Советскому Союзу.

Носителями атомных бомб были тогда Б-29 – те самые «суперфортрессы», что в августе 1945-го без особой военной необходимости сбросили атомные бомбы на японские Хиросиму и Нагасаки и уничтожили их. Аэродромы взлёта для удара по СССР – на Аляске, в Западной Европе, а также в Турции, Пакистане, Иране, Японии…

На подходе был и более скоростной и высотный носитель – Б-36. Следующий за Б-36 сверхдальний Б-52 полетел в два с лишним раза быстрее, на два км выше и на пять тысяч километров дальше, неся при этом в 5 раз больше бомбовую нагрузку – 22,5 тонны!

Но козырем американских военных должен был стать даже не этот бомбардировщик, а баллистическая ракета, которую им помогали создать немецкие инженеры. Читатели, надеюсь, помнят, что немцы при Гитлере очень преуспели в создании самолётов-снарядов Фау-1 и баллистических ракет Фау-2, разработанных командой Вернера фон Брауна. Но мало кто знает, что в высших кругах Третьего рейха с 1944 года вынашивали планы нападения ракетами Фау-1 и Фау-2, управляемыми лётчиками-смертниками, на оборонные заводы в Куйбышеве, Челябинске, Магнитогорске. Было даже решение набрать и подготовить для этого 250 самоубийц. Эти планы сорвало наступление Красной Армии.

С февраля 1944 по апрель 1945 года команда фон Брауна занималась созданием межконтинентальной баллистической ракеты А-9/А-10. Её стартовый вес – 100 тонн, вес боевой части – 1 тонна, время полёта до Нью-Йорка – 35 минут. Все прекрасно понимали, что тонна взрывчатки произведёт эффект только при точном попадании ракеты в цель. Первый пробный запуск А-9/А-10 8 января 1945 года был неудачным. Но уже 24 января фон Браун заявил, что технические трудности преодолены, и направит ракету А-9/А-10 на Нью-Йорк пилот-смертник.

Наступление войск Советской Армии разрушило и эти планы. Но сама ракета для завоевания мирового господства осталась!

В апреле 1945-го колонна из 2.000 грузовиков и 1.000 прицепов доставила 12.000 тонн груза и несколько тысяч специалистов, большей частью вместе с семьями, в Нордхаузен. Это район высокогорного курорта на германской границе со Швейцарией и Австрией. Здесь команда фон Брауна дождалась американцев. Их «пленили» всего трое янки: первый был офицером, второй – вашингтонский профессор-ракетчик Гетц Энтони Брифс, третий – инженер «Дженерал электрик» Ричард Уильям Портер. Им и было поручено заполучить не только нацистские ракеты, но и их конструкторов.

Вернер фон Браун и более 750 немецких специалистов создали в США мощную ракетную отрасль. По сути, именно немцы разработали ракеты «Редстоун» и «Онест Джон», «Корпорал» и «Найк». Стратегические самолёты-носители с улучшенными характеристиками создавать американцам также помогали немцы.

Успехи американо-немецкого авиа-и ракетостроения не были тайной для Кремля. Встал вопрос, как ответить на угрозу нападения Америки? Говорят, что тогда, в 1948-м, Сталин нарисовал два круга вокруг Москвы и по одному – вокруг нескольких промышленных центров страны.

Как рассказывал третий и последний командующий войсками ракетно-космической обороны генерал-полковник В.М. Смирнов, разработку технического задания на перспективную ПВО Москвы сначала поручили специальному конструкторскому бюро в городе Калинине (нынешняя Тверь). Лишь когда контуры и стержневые идеи определились, работу продолжили в Специальном бюро (СБ-1), которое возглавляли генеральный конструктор П.Н. Куксенко и главный инженер С.Л. Берия, сын зампреда Совмина.

Об особенностях той работы оставил воспоминания доктор технических наук Карл Альперович, заместитель А.А. Расплетина – главного конструктора систем С-25 и С-75, а затем и С-200. По его свидетельству, Серго Берия, вчерашний студент, которому как сыну влиятельного Лаврентия Берии помогали делать карьеру, особо не вникал в проект.

Все отделы СБ-1 возглавляли сотрудники Министерства госбезопасности, учёные и конструкторы были у них заместителями. К работе были привлечены на договорной основе с обеспечением комфортных условий труда и быта немецкие специалисты, в том числе ранее работавшие с фон Брауном.

9 августа 1950 года правительство приняло решение о создании противосамолётной системы зенитно-ракетной ПВО «Беркут» (говорили, это по фамилиям Берии и Куксенко). Видимо, так и было, поскольку после ареста Берии-старшего в 1953 году систему «Беркут» назвали просто С-25. Комплекс поражал до 20 целей на скорости до 1.500 км/час, высоте 500 м – 20.000 м и на дальности до 35 км.

Система С-25 обороны Москвы включала в себя 56 ракетных комплексов, 16 РЛС дальней и ближней разведки, 7 технических баз для хранения и подготовки зенитных управляемых ракет, сеть командных пунктов, мощные средства кабельной телефонной, телевизионной и радиосвязи, а также развитую инфраструктуру для бесперебойного функционирования всех элементов системы.

Основой системы являлись зенитные ракетные комплексы, располагавшиеся вокруг Москвы двумя кольцами. В рамках работ по системе С-25 в 1950–1955 годах в ОКБ Лавочкина были разработаны зенитные управляемые ракеты В-300 серий «205», «206», «207», «207А», «208», «215»; В-500 – «220» и ракеты класса «воздух–воздух» Г-300 серий «210» и «211».

Для воплощения всей системы С-25 в «железо и бетон» в Совете Министров страны специально организовали 3-е Главное управление во главе с генерал-полковником-инженером В.М. Рябиковым, одним из заместителей министра вооружения Д.Ф. Устинова. Научно-техническую часть возглавил член-корреспондент АН СССР А.Н. Щукин. Талантливый и энергичный организатор, Василий Михайлович Рябиков успешно выполнил это сложное и масштабное задание, стал Героем Социалистического Труда и первым заместителем председателя Госплана СССР.

Читатель вправе спросить: а почему управление – Третье? Объясняем. Первое управление Совмина занималось атомной бомбой. Возглавлял его нарком боеприпасов Б.Л. Ванников, научным руководителем был академик И.В. Курчатов. Второе ГУ занималось созданием межконтинентальных баллистических ракет, главным конструктором там был С.П. Королёв. Все три структуры курировал маршал Берия.

Войсковыми частями проекта «Беркут» командовал генерал-лейтенант артиллерии С.Ф. Ниловский – личность легендарная. Звание Героя Советского Союза Сергей Фёдорович заслужил ещё в финскую войну: его полк прорвал на своём участке «линию Маннергейма», уничтожив 4 дота-«миллионника». В 1941-м за новаторское применение в боях под Москвой установок БМ-13-«катюша» Сталин лично присвоил подполковнику Ниловскому звание генерал-майор через ступень.

Вокруг Москвы за пять лет были сооружены (как и нарисовал Сталин) два кольца бетонированных дорог с радиусами 50 и 90 км от Кремля, общей протяженностью около 2.000 км.

Сегодня водители знают две бетонки вокруг Москвы – Московские большое и малое кольца, нынешние трассы А104 и А107. Водители пеняют дорожникам: дескать, могли бы предусмотреть побольше полос, и не через окрестные города, где снижается трафик, а в обход них дорогу проложить. Скромные двухполосные трассы проложены по равнинной местности, без резких поворотов, крутых подъёмов и спусков на них нет. Но не знают нынешние водители, что под слоем асфальта лежат толстые железобетонные плиты, способные выдержать тяжёлые тягачи с ракетами для обороны Москвы.

Обе трассы прокладывались с путепроводами в местах пересечений с транспортными магистралями и мостами через водные преграды. Были построены мощные линии электропередачи, базы хранения и подготовки ракет к боевому использованию, заглублённые командные пункты.

На каждой из 56 позиций зенитных ракетных комплексов – бетонированные помещения для аппаратуры ЦРН (центральных радиолокаторов наведения), стартовые позиции с 60 пусковыми столами и сетью подъездных дорог к ним, а также построены жилые городки для офицерского состава и казармы для солдат. Для сохранения секретности бетонированные сооружения для ЦРН именовались «овощехранилищами», стартовые поля – «выгонами». ЦРН – это «глаза и ум» первой отечественной системы С-25 зенитного управляемого ракетного оружия – ЗУРО.

Каждый ЦРН линейно сканировал 60-градусный сектор пространства в горизонтальной и вертикальной плоскостях и должен был обнаруживать все входящие в этот сектор цели, автоматически сопровождать в нём до 20 целей и наводить на них зенитные управляемые ракеты.

Когда работы бригады Расплетина-Альперовича по их созданию близились к концу, неожиданно вмешался главный инженер КБ-1 Серго Берия, который до этого активности не проявлял и в КБ бывал редко. Вдруг он отдал распоряжение реализовать в ЦРН предложение работавших в КБ-1 немецких специалистов. По управлению наведением ракет немцы продвинулись вперёд, но по слежению за целями и ракетами они тормозили.

А между тем созданный коллективом Карла Альперовича лабораторный образец в январе 1952 года уже успешно работал на комплексном стенде. Но Берия-младший объявил, что Альперович и его коллектив переключаются на помощь немцам и предупредил: «Если по предприятию будут ходить разговоры о том, что кроме немецкого есть ещё какой-то вариант, то этим займутся органы».

Пришлось Расплетину договариваться с немцами. Те, надо отдать им должное, понимали ситуацию и пошли Альперовичу на встречу: они взяли в проект все принципиальные решения русских, хотя оставили в новом варианте свои неоправданно сложные элементы. Так в первых ЦРН сказался «немецко-бериевский акцент».

В начале 1950-х годов система С-25 могла одновременно уничтожить до 1.000 самолётов противника. Надёжность поражения обеспечивали пуски по каждому из них до 3 ракет. Создание в послевоенных условиях подобной оборонной перспективной системы в минимальные сроки было подвигом строителей, конструкторов, инженеров и проявлением дальновидности и воли организаторов обороны государства.

Разработка системы С-25 стала школой подготовки целой плеяды крупнейших учёных, конструкторов, инженеров, квалифицированных рабочих, был получен опыт перепрофилирования заводов. Очень ценным был и опыт, приобретённый при испытаниях системы С-25. Стало очевидно, что необходимо специальное методическое обеспечение испытаний сложных систем. Первые такие документы были разработаны и проверены на практике начальником полигона Капустин Яр генерал-лейтенантом артиллерии П.Н. Кулешовым и начальником отдела анализа в управлении полигона Р.А. Валиевым.

Весной 1955 года на базе системы С-25 была развёрнута отдельная армия особого назначения под командованием генерал-полковника артиллерии К.П. Казакова. Её офицерами становились выпускники военных академий, Бауманского и Московского авиационного институтов, других ведущих технических вузов. Служба в этой армии долгие годы считалась делом особой важности и престижа.

В 1957-м, в день 40-летия Октябрьской революции, наши зенитные ракеты впервые были представлены для обозрения народу и западным дипломатам.

Комментариев нет: