Кому на Украине уготована роль сакральной жертвы. Ростислав Ищенко

Ожидаемая и даже, казалось бы, подготовленная отставка украинского премьера Арсения Яценюка в начале недели не случилась. Есть разные варианты объяснения того, почему это произошло. Но давайте посмотрим, что может последовать за этим.

жервоприношение


Зачем президенту нужна была отставка премьера


Петр Порошенко за полтора года президентства постепенно перехватил у премьера Арсения Яценюка контроль над силовыми структурами и над парламентским большинством. Для концентрации всей власти Порошенко не хватало только премьерских полномочий, позволяющих контролировать остатки украинских активов и финансовые потоки.

Будь у нынешнего президента такой послушный премьер, как Азаров у Януковича, он горя бы не знал. Но майданная братия ещё с 2004 года зарекомендовала себя как сборище крайне амбициозных ничтожеств. И Яценюк страдал наиболее завышенной самооценкой.

Президенту было необходимо добить Яценюка, чтобы подтвердить своё первенство в украинской политике. Но более важным аргументом в пользу добивания премьера была необходимость принесения сакральной жертвы народу.

Кто-то должен был ответить за резкое падение уровня жизни, за бессмысленную бойню в Донбассе, за потерю Крыма, за «предательство» «идеалов майдана» — за всё, что вызывает брожение народных масс, которые, кстати, с 2014 года вооружены и очень опасны.

В общем, все звёзды сошлись на необходимости отставки Яценюка. Все, кроме руководства США.


Американская защита


В отличие от Порошенко, считающего, что периодический слив соратников толпе позволит ему держаться у власти вечно, в Вашингтоне понимали, что конструкция украинской власти крайне хрупка и готова в любой момент рассыпаться. Яценюк и Порошенко — её главные опоры. Качать конструкцию нельзя. Вынимать одну из опор тоже нельзя.

Поэтому США открыто и публично запретили Порошенко отправлять Яценюка в отставку. В декабре это сделал вице-президент Байден в ходе своего выступления перед Радой, правительством и Порошенко. В январе-феврале американскую позицию неоднократно озвучивало посольство.

  Открыто выступить против США Порошенко не мог. Поэтому он попытался создать видимость народного протеста, под непреодолимым давлением которого Рада была вынуждена отправить Яценюка в отставку. Для реализации этой операции были привлечены ведущие украинские СМИ и блогеры. Президенту даже удалось достичь договорённостей практически со всеми политическими силами.

Посол США на Украине Джеффри Пайетт спокойно наблюдал за активностью Порошенко, а затем разрушил всю схему одним ударом. Он пригласил на беседу фракцию пропрезидентского Блока Петра Порошенко (БПП) в парламенте. После этого около трети от общей численности её депутатов не проголосовали за отставку правительства. Точно так же отказался голосовать за отставку кабинета Яценюка полностью контролируемый американцами, ими же созданный «Оппозиционный блок». Голосов, которые не додала каждая из этих партий в отдельности, с избытком бы хватило для выражения вотума недоверия правительству. Между тем, «отказники» нашлись практически во всех фракциях.

В общем, американцы показали Порошенко, кто на самом деле контролирует его парламент. Посольство не допустило развала существующей правительственной конструкции и вступления в борьбу за премьерское кресло десятка-другого амбициозных претендентов, которые могли не просто раскачать политическую лодку, но и начать вооруженное противостояние друг с другом.

При этом, понимая, что социальный запрос на отставку Яценюка есть, американцы не рискнули брать на себя ответственность за его сохранение при власти и поддержали распространение слуха о том, что Яценюк якобы сговорился с олигархами, которые и поддержали его голосами своих депутатов в парламенте. Версия неубедительная. Можно подумать, на Украине есть хоть один олигарх, способный принять политическое решение такой важности без разрешения посольства США.


Будет ли парламент распущен


Но любая победа сопровождается определёнными издержками. На её алтарь всегда надо что-то положить. Раскручивая кампанию против премьера, президент, вероятно, обнадёжил достаточно большое количество влиятельных украинских политиков.

Они (как, например, Тимошенко и Наливайченко) вышли из тени, заявили о своих амбициях. Им теперь невозможно отступить без серьёзных моральных потерь, которые моментально преобразуются в электоральные и политические. В результате, политические силы, которые не смогли убрать Яценюка путём выражения вотума недоверия, раскололи коалицию и начали работать на досрочные парламентские выборы, справедливо полагая, что про-премьерские силы окажутся неспособны получить хотя бы один мандат.

  Если коалиция не будет восстановлена в течение двух месяцев, Порошенко получит право распустить парламент. Если он его не распустит — примет на себя ответственность за сохранение Яценюка в премьерском кресле, а с ним и весь негатив, который до этого премьер оттягивал на себя. Если Порошенко Раду распустит — пойдет против воли США. Тут уж ему спрятаться будет не за кого. Он принимает решение о роспуске/не роспуске парламента единолично.

Как видим, хоть формально конструкция украинской власти, предполагающая дуализм управления, и сохранилась, в ней всё же произошли необратимые изменения, серьезно ослабившие её прочность.

Не сумевший добиться отставки премьера даже за счёт мобилизации всех ресурсов Порошенко продемонстрировал собственную слабость и неспособность контролировать критические голосования. Рада провисла. Оппоненты Яценюка, претендующие на премьерство, засветились и, по сути, вступили в парламентскую избирательную кампанию. Им теперь кровь из носу надо, чтобы она состоялась не позже осени, иначе их действия будут фальстартом, и они бездарно растратят свой и так не слишком крупный политический капитал.

Ответственность за ситуацию, ранее концентрировавшаяся на премьере, вновь распределилась между президентом, правительством и Радой. Яценюк теперь не единственный (во всех случаях самый подходящий) кандидат в сакральные жертвы.

Сейчас Тимошенко и другие кандидаты в премьеры (но в первую очередь именно вышедшая из тени Тимошенко) развернут борьбу за роспуск парламента.

Между тем роспуск не нужен ни Порошенко, ни США. То есть консолидированный антипремьерский фронт парламентских фракций и президента разбивается. Фракции, играющие в пользу роспуска, и их лидеры становятся объективными противниками президентской политики. А их нелюбовь к Яценюку делает их оппонентами и американской политики.

 

Кто пойдет на заклание


Соответственно, можно ожидать, что значительная часть СМИ займёт по отношению к данным политикам и партиям критическую позицию, обвиняя их в дестабилизации ситуации в стране, работе на Кремль и т.д.

В этих условиях Тимошенко, Саакашвили, Яресько и другие потенциальные кандидаты в премьеры могут подойти на роль сакральной жертвы.

Более того, высока вероятность, что народ может потребовать и получить в качестве жертвы парламент как таковой. Бывшие регионалы из «Оппозиционного блока» там заседают. Антинародные инициативы по увеличению налогов и сборов и сокращению социальной нагрузки на государства (все людоедские требования МВФ) парламент принимает. Ненавистного премьера в отставку отправить не смог. Долой парламент!

Частично в таком развитии событий должен быть заинтересован и Порошенко, поскольку, не сумев добиться отставки Яценюка, он и сам стал центром притяжения негатива. Так или иначе, напрямую, по закону, к правительству теперь подступиться нельзя до осени. И не факт, что в сентябре голосование по вотуму недоверия будет более успешным.

Решить проблему можно либо вооруженным (незаконным) путем, либо при помощи досрочных парламентских выборов. Если Порошенко откажется распускать парламент, он окажется главным камнем преткновения на пути украинского народа к счастью и перспективным кандидатом в сакральные жертвы.

Однако Порошенко невозможно по закону убрать до мая 2019 года. В данном случае, вооружённый переворот — единственный способ изменения ситуации.

То есть в результате неудавшейся операции с отставкой Яценюка украинская политическая система потеряла устойчивость. Вместо консенсусной сакральной жертвы, появилась несколько потенциальных кандидатов на эту роль. Это значит, борьба всех со всеми будет вестись со всё большим ожесточением, сама же страна будет опережающими темпами погружаться в хаос.

В такой ситуации вооружённый переворот, направленный против всего политического класса (не революция, но бунт, бессмысленный и беспощадный) довольно быстро становится единственным способом решения проблемы. Так что формальное решение американцами проблемы сохранения Яценюка не позволило, тем не менее, выполнить главную задачу. Политическая дестабилизация в Киеве переросла в полноценный кризис, и быстро развивается в катастрофу.

Раскол элиты наступил. Управлять по-старому верхи больше точно не могут, а низы не хотят жить по-старому. Чтобы сложилась полноценная революционная ситуация, не хватает только авангардной политической силы, способной возглавить массы. Поскольку шансов на появление такой силы на Украине нет, мы и говорим о том, что в Киеве ожидается не революция, дающая надежду на преобразование отжившей системы, а кровавый бунт, уничтожающий остатки старого, но ничего нового не предлагающий.

Комментариев нет: