Технологический авантюризм США. Юрий Селиванов

Американская нация закономерно неподражаема не только в своих выдающихся достижениях, но и в своих эпических провалах


Технологический авантюризм США

В США к хору плакальщиков о печальном состоянии страны прибавились местные покорители космоса. Их озаботил тот факт, что тема космических исследований «подозрительным образом» отсутствует в кампаниях всех кандидатов в президенты США. Об этом пишут в статье для Huffington Post экс-астронавт NASA Лерой Чиао и глава организации Space Foundation Эллиот Пулэм. «И все же — вот вам горькая правда. С самого начала космической эры всегда были только две державы, способные отправить человека в космос. Это до сих пор так. К сожалению, США — не одна из этих двух стран».

Что можно сказать по этому поводу? Прежде всего, то, что положение США как космической державы, в целом пока еще очень далеко от такого, которое заслуживает эпитета «горькая правда». Американцы, надо отдать им должное, по-прежнему и с огромным отрывом идут впереди планеты всей в области изучения дальнего космоса и планет Солнечной системы. А также по целому ряду других не менее важных направлений.

Но правы и авторы статьи, указавшие на действительно существенный «косяк» американской космической программы – отсутствие в настоящее время у США собственных возможностей для запуска человека в космос. И это действительно позорный факт для одной из двух держав – пионеров освоения космоса.

Именно эта ситуация позволяет, на наш взгляд, сделать в отношении Америки один фундаментальный вывод, который имеет значение не только для понимания её космических проблем, но и в целом – для адекватной оценки этой страны и ее достаточно специфически особенностей. Американцы, по большому счету, нация авантюристов. Причем авантюристов немаленького масштаба и такого же уровня безответственности. Да, с одной стороны именно авантюризм, политкорректно именуемый «предприимчивостью» довольно успешно двигал Америку вперед в целом ряде ее начинаний. Но именно он, в то же время, является причиной многих её поражений. В том числе и авантюризм научно-технологический.

  Именно в этом, что достаточно хорошо известно, заключается основная причина краха американской программы пилотируемых полетов в космос. Американцы — эти большие дети, избалованные дорогими игрушками, в свое время очень увлеклись программой так называемых «Шаттлов», то есть многоразовых космических кораблей, которые, почти как самолеты, могут сколько угодно раз слетать в космос и вернуться назад. Идея показалась настолько заманчивой и перспективной, что НАСА забросила практически все остальные проекты в области пилотируемой космонавтики и вбухала все деньги в программу «Спейс-Шаттл». В результате американская программа полетов человека в космос спустя некоторое время вполне закономерно накрылась медным тазом. Ракетная система этого типа оказалась крайне дорогой, сложной и ненадежной. Несколько чудовищных катастроф, случившихся с «Шаттлами» на глазах всего мира, поставили крест на этой амбициозной, но не обеспеченной должными ресурсами надежности и здравого смысла программе. И американцы, наступив на горло собственной гордости, были вынуждены пойти на поклон к России, чтобы хотя бы с ее помощью добираться до орбитальных станций.

Налицо, таким образом – американский авантюризм поистине космического масштаба. И это далеко не изолированный случай. Этой чрезмерно увлекающейся нации, загипнотизированной иллюзией собственной исключительности и всемогущества, вообще очень свойственно плохо просчитывать последствия своих амбициозных проектов. Психологически это вполне объяснимо тем, что у страны, не привыкшей считать деньги, просто нет достаточных мотиваций к той мере осторожности и разумной сдержанности, которая свойственна всему остальному миру. Поэтому американцы, которые пока еще не поняли до конца, что никакие они не исключения и средства им тоже необходимо считать, попадают и будут попадать в такие ловушки собственных амбиций еще достаточно долго.

  Подтверждением тому – еще одна «высокотехнологическая» афера, на этот раз военно-воздушная. Речь идет о так называемых истребителях «пятого поколения». Американцы страшно гордятся тем, что они и здесь – бесспорные мировые лидеры. И вбухивают под эту гордыню десятки и сотни миллиардов долларов. А практический результат обещает быть примерно таким же плачевным, как и в случае с «шаттлами». Стоит напомнить, что уже первый подход к авиационных технологиям «5-го поколения» — истребитель-невидимка Ф-117, обернулся для США бешеными расходами и оглушительным провалом. После того, как это «чудо» американской техники, успевшее засветиться в этом качестве в десятках голливудских боевиков, было сбито над Югославией допотопной советской зенитной ракетой стало ясно, что «невидимка» он липовый, а толку с него — чуть. И тогда его быстренько сняли с вооружения, а неизбежные скандальные последствия благополучно замели под коврик. Но амбиции продолжали одолевать Америку. И на этой нездоровой почве возник сначала Ф-22 «Раптор», который, несмотря на оглушительный пиар, так и остался «вещью в себе», поскольку толком нигде не воевал и был выпушен весьма небольшой серией. И вот сейчас мы лицезрим кульминацию этой авантюры — феерическую эскападу с истребителем Ф-35. Пентагон, который зашел уже слишком далеко с этой программой, потратив на нее около трехсот миллиардов долларов, изо всех сил тужится довести её до победного конца. Но надежда на это тает с каждым днем. Самолет, в который изначально были заложены американские претензии на суперсовершенство, оказался чрезвычайно сложным и соответственно – подверженным всевозможным рискам, вплоть до возможности нападения на него со стороны… обычных хакеров. И притом, стоимость этой американской игрушки такова, что от нее уже напрочь отказались практически все союзники США и в настоящее время примерно о том же самом подумывает и американское военное ведомство. Во всяком случае, американской мечте заполнить все небо тысячами этих «суперпуперсамолетов» уже точно не суждено сбыться — в лучшем случае дело ограничится сотней-другой.

  Но главная беда даже не в этом. А в том, что без меры увлекшись, как и в случае с «шаттлами» многообещающими, но крайне плохо просчитанными перспективами развития новых авиационных технологий, американцы сделали ставку только на них, забросив все остальные направления развития своей боевой авиации как устаревшие. И в результате, оказавшись перед лицом краха своей очередной технологической авантюры, они опять же, как и в случае с полетами в космос, попали в практически безвыходную ситуацию. Дело дошло до того, что ведущие американские самолетостроительные фирмы «Локхид» и «Макдоннел — Дуглас» вынуждены принимать срочные меры для восстановления и сохранения технологических линий производства истребителей Ф-16 и Ф-18 конструкции 70- х годов прошлого века, потому что заменить их, как выясняется, решительно нечем. Тем более, что и другая главная ставка американских ВВС – на создание полностью автоматизированных боевых авиационных комплексов оказалась, по сути, битой. По итогам этой программы, которая обошлась Штатам ненамного дешевле Ф-35, Пентагон пришел к выводу, что реально заменить живого человека – пилота пока нечем. Вся беспилотная техника безнадежно тупит в сравнении с обычным человеческим мозгом.

Ну и что прикажете теперь делать? Можно, конечно, воспользоваться опытом НАСА и пойти на поклон к русским. Которые все это время не маялись «высокотехнологичной» фигней, а спокойно и уверенно, шаг за шагом двигались вперед и создавали, пусть и не такие навороченные, но весьма практичные, надежные и недорогие военные самолеты, за которыми сейчас стоит в очереди весь мир.

Такова Америка. Большая страна с большими амбициями и большими изъянами . И нам это нужно хорошо понимать, если мы хотим знать — с кем имеем дело и желаем адекватно просчитывать логику их поступков и планов. На неукоснительное следование которой в больших делах, сами американцы, как показала реальная жизнь, способны далеко не всегда.

Комментариев нет: