Журналистика в красных флажках. Юрий Селиванов

Оппозиционная журналистика при тираническом режиме возможна, если выгодна самому режиму


Олесь Бузина

22 апреля в Запорожье был избит бандеровцами глава украинской партии «Союз левых сил» Василий Волга. Мне он известен не столько как политический деятель, сколько как талантливый публицист, чьи острые и злободневные статьи о положении на Украине регулярно публикуются на сайте «Антифашист». Не сомневаюсь, что именно его активная журналистская деятельность и стало одной из главных причин этой зверской расправы.

Журналистов, которые не скурвились и, находясь на Украине, продолжают публично занимать принципиальную позицию по отношению к происходящим там безобразиям, осталось очень немного. Их можно, буквально, пересчитать на пальцах одной руки.

И все они рискуют не меньше избитого бандерлогами Василия Волги. Возникает вопрос – а стоит ли такая «игра» свеч? Нормально ли это, когда журналист работает в тени нависшего над его головой топора, или в режиме зловещей «русской рулетки», когда каждый поворот барабана револьвера (в данном случае — каждая публикация) может стать для него роковым?

Думаю, что вы понимаете – вопрос этот сугубо риторический. Конечно же, это совершенно ненормально и так быть не должно. Более того, согласно принятым в международной журналистике этическим правилам, работа журналиста, которую можно истолковать как «работу под давлением властей», вообще не может рассматриваться как качественный журналистский продукт. И потому, отдавая должное личному мужеству некоторых моих коллег, которые вопреки всему, продолжают говорить правду, хочу подчеркнуть, что это не тот случай когда «безумству храбрых поем мы песню».

Тем более, что объективно такая «работа под контролем» чем-то напоминает шпионские радиоигры времен войны, когда захваченные вражеские радисты стучали свои точки-тире под диктовку противника. Достаточно очевидно, что киевской хунте весьма выгодно иметь под рукой некоторое число неполиткорректных журналистов, которых можно при случае представить международной общественности как доказательство демократичности режима и его приверженности свободе слова и информации. И при этом держать таких несогласных в тесных интернет-резервациях, не допуская к сколько-нибудь серьезным СМИ, чтобы заведомо обнулить эффект их воздействия на широкую публику. В Киеве ведь тоже – не все дураки сидят, да и к тому же, их весьма плотно опекают другие не дураки – с американскими паспортами. Пускай себе бухтят, а заодно создают нам гламурную репутацию.

В итоге хунта куда больше выигрывает, чем проигрывает от такой оппозиционной журналистики. А общее дело борьбы с ней скорее страдает, чем получает свое развитие. С точки зрения интересов антинацистской борьбы на Украине нет ничего хуже создания заведомо ложной иллюзии о некой терпимости этого мракобесного режима к свободной прессе и уважении к иному мнению.

Поэтому тем, кто, вольно или невольно, участвует в генерировании таких иллюзий, стоило бы задуматься о целесообразности данной деятельности. И вообще — стоит ли она того, если свобода журналистского слова все равно ограничена красными флажками, за которыми скалятся зверские рожи бандеровских отморозков. Печальный пример Василия Волги в этом смысле достаточно поучителен.

Комментариев нет: