Как вредители у Сталина истребитель украли
Эскизный проект этого одноместного пушечного истребителя с
двигателем М-105, снабженным двумя турбокомпрессорами ТК-2, Беляев
подготовил в сентябре 1939 г. ЭИ представлял собой свободнонесущий
моноплан смешанной конструкции с высокорасположенным крылом, 3-стоечным
шасси с носовым колесом. Он должен был иметь взлетную массу 2640 кг,
максимальную скорость 712 км/ч (на высоте 10000 м) и практический
потолок 11600 м. Пилот размещался впереди в герметичной кабине,
снабженной дверью автомобильного типа на правом борту.
Вооружение в основном варианте состояло из двух пушек калибром 20 или 23 мм, размещенных на левом борту фюзеляжа. Предполагалась также установка крупнокалиберных пулеметов Березина или ШКАСов. При рассмотрении эскизного проекта ЭИ представитель экспертной комиссии НКАП Степанец указывал: «Сопротивление подсчитано с возможной точностью и большим знанием дела. Это заставляет с полным доверием отнестись к полученным в эскизном проекте результатам. Более того, данные, полученные по расчетам, по всей вероятности будут превзойдены».
После того, как проект ЭИ не утвердили, Беляев переработал его в двухбалочный вариант с двигателем М-105ПТК в 1000 л.с. на высоте 8500 м и толкающим трехлопастным винтом ЗСМВ-2. Теперь самолет назывался ЭОИ (экспериментальный одномоторный истребитель).
По основным ЛТХ он должен был практически соответствовать предшественнику. Профиль крыла был также ламинизированный, но относительная его толщина увеличена до 12%. Сиденье летчика и система управления размещались на консольной металлической ферме, а вся носовая часть в виде колпака могла отделяться при монтаже и ремонте.
В заключении по самолету от 25 октября 1939 года говорилось, что заявленные данные реальны. Было принято решение машину строить. Предполагали сдать 1-й экземпляр к 15 октября 1940 года, второй — к 1 декабря 1940 года. На практике получилось значительно медленнее.
В начале лета стало ясно, что количество конструкторских коллективов, строящих свои самолеты на заводе № 156, превысило все мыслимые пределы. Поэтому решили с этим вопросом разобраться революционными методами: какие-то работы приостановить, а какие-то закрыть. Естественно, самолет ЭОИ пытались закрыть всеми силами — но его удалось отстоять.
Особое внимание уделили бронированию кабины летчика. Впереди разместили прозрачную броню толщиной 27 мм. Бронированный пол сопрягался сзади с бронеспинкой пилота.
Начавшаяся война привела к закрытию очень многих работ в авиапромышленности. Коснулось это и истребителя Беляева. Хотя ЭОИ был практически закончен — готовность его актом от 9 июля 1941 года оценивалась на 90% — в соответствии с приказом НКАП № 753 от 27 июля 1941 года строительство самолета прекратили, а при так называемой «эвакуации Москвы» его и всю техническую документацию уничтожили.
Расчётные ТТХ : взлётный вес — 2750 кг, размах крыла — 11,4 м, площадь крыла — 19 кв.м, мощность двигателя — 1000 л.с, скорость максимальная — 720 км/ч, потолок — 11500 м, вооружение : 2 пушки 23-мм, 1 пулемёт 7,62-мм, 6-8 реактивных снарядов РС-82.
Еще одним вариантом истребителя ЭОИ мог стать ПБИ (пикирующий бомбардировщик-истребитель). На этой машине со взлетной массой 2850 кг планировали применить тормозные решетки для обеспечения выхода из пикирования. Вооружение включало пушку Таубина-Бабурина и один пулемет ШKAC, бомбы до 500 кг и реактивные снаряды РС-132. Особо подчеркивалось, что после выполнения бомбометания самолет мог использоваться как истребитель.
Естественно, вредители этого не допустили.
ЗЫ. Могу отметить, что компоновка самолета выглядит весьма разумной. Прекрасный вылизанный аэродинамический профиль и ряд преимуществ, связанных с размещением двигателя в центре масс самолета позади пилота и использованием толкающего винта, заставляли предполагать, что самолет мог бы оказаться настоящим прорывом в конструкции истребителей.
Виктор Николаевич Беляев (28 марта 1886 — 25 июля 1953) — советский авиаконструктор, глава ОКБ-4, профессор, один из основоположников науки о прочности металлических самолетов. Создал целый ряд поразительных самолетов, про которые вы наверняка ничего не слышали — например, двухфюзеляжный дальний бомбардировщик типа «летающее крыло» ДБЛК. Естественно, всё это было похерено — слишком смело, слишком непривычно.
Вооружение в основном варианте состояло из двух пушек калибром 20 или 23 мм, размещенных на левом борту фюзеляжа. Предполагалась также установка крупнокалиберных пулеметов Березина или ШКАСов. При рассмотрении эскизного проекта ЭИ представитель экспертной комиссии НКАП Степанец указывал: «Сопротивление подсчитано с возможной точностью и большим знанием дела. Это заставляет с полным доверием отнестись к полученным в эскизном проекте результатам. Более того, данные, полученные по расчетам, по всей вероятности будут превзойдены».
После того, как проект ЭИ не утвердили, Беляев переработал его в двухбалочный вариант с двигателем М-105ПТК в 1000 л.с. на высоте 8500 м и толкающим трехлопастным винтом ЗСМВ-2. Теперь самолет назывался ЭОИ (экспериментальный одномоторный истребитель).
По основным ЛТХ он должен был практически соответствовать предшественнику. Профиль крыла был также ламинизированный, но относительная его толщина увеличена до 12%. Сиденье летчика и система управления размещались на консольной металлической ферме, а вся носовая часть в виде колпака могла отделяться при монтаже и ремонте.
В заключении по самолету от 25 октября 1939 года говорилось, что заявленные данные реальны. Было принято решение машину строить. Предполагали сдать 1-й экземпляр к 15 октября 1940 года, второй — к 1 декабря 1940 года. На практике получилось значительно медленнее.
В начале лета стало ясно, что количество конструкторских коллективов, строящих свои самолеты на заводе № 156, превысило все мыслимые пределы. Поэтому решили с этим вопросом разобраться революционными методами: какие-то работы приостановить, а какие-то закрыть. Естественно, самолет ЭОИ пытались закрыть всеми силами — но его удалось отстоять.
Особое внимание уделили бронированию кабины летчика. Впереди разместили прозрачную броню толщиной 27 мм. Бронированный пол сопрягался сзади с бронеспинкой пилота.
Начавшаяся война привела к закрытию очень многих работ в авиапромышленности. Коснулось это и истребителя Беляева. Хотя ЭОИ был практически закончен — готовность его актом от 9 июля 1941 года оценивалась на 90% — в соответствии с приказом НКАП № 753 от 27 июля 1941 года строительство самолета прекратили, а при так называемой «эвакуации Москвы» его и всю техническую документацию уничтожили.
Расчётные ТТХ : взлётный вес — 2750 кг, размах крыла — 11,4 м, площадь крыла — 19 кв.м, мощность двигателя — 1000 л.с, скорость максимальная — 720 км/ч, потолок — 11500 м, вооружение : 2 пушки 23-мм, 1 пулемёт 7,62-мм, 6-8 реактивных снарядов РС-82.
Еще одним вариантом истребителя ЭОИ мог стать ПБИ (пикирующий бомбардировщик-истребитель). На этой машине со взлетной массой 2850 кг планировали применить тормозные решетки для обеспечения выхода из пикирования. Вооружение включало пушку Таубина-Бабурина и один пулемет ШKAC, бомбы до 500 кг и реактивные снаряды РС-132. Особо подчеркивалось, что после выполнения бомбометания самолет мог использоваться как истребитель.
Естественно, вредители этого не допустили.
ЗЫ. Могу отметить, что компоновка самолета выглядит весьма разумной. Прекрасный вылизанный аэродинамический профиль и ряд преимуществ, связанных с размещением двигателя в центре масс самолета позади пилота и использованием толкающего винта, заставляли предполагать, что самолет мог бы оказаться настоящим прорывом в конструкции истребителей.
Виктор Николаевич Беляев (28 марта 1886 — 25 июля 1953) — советский авиаконструктор, глава ОКБ-4, профессор, один из основоположников науки о прочности металлических самолетов. Создал целый ряд поразительных самолетов, про которые вы наверняка ничего не слышали — например, двухфюзеляжный дальний бомбардировщик типа «летающее крыло» ДБЛК. Естественно, всё это было похерено — слишком смело, слишком непривычно.
Источник
Комментариев нет: