Наше всё: Сталин и Пушкин
«Протуберанцы, поэмы и подвиги» - вот, собственно, и вся наша суть. Вечное воинство Правды единой.
Есть темы, на
которые ведутся нескончаемые дискуссии – и тема нашего национального
характера, нашей идентичности, нашей особости, конечно, стоит среди них
на первом месте. Выбираются разные системы отсчёта, аргументы
сталкиваются с софизмами, полемика кипит уже, наверное, больше полутора
веков – ещё со времён споров «западников» и «славянофилов»… А спорить,
по крайней мере – именно сегодня, не о чем: россияне как народ своих
предпочтений не меняют. Дух нашей страны и её народа остаётся
неизменным.
Социологические опросы показывают:
абсолютное большинство россиян считают наиболее выдающимися людьми (тут
надо сделать ремарку: к чему странная постановка вопроса «всех времён и
народов» — ожидалось, что россияне будут спорить, кто круче – Юлий
Цезарь или Леонардо да Винчи? Естественно, что опрашиваемые отвечали о
героях своей Родины, хотя в «хвосте» с несколькими процентами голосов
оказались Ньютон и Эйнштейн) – государственников и литераторов. Это
нужно выделить максимально акцентировано: не учёных, не киноактёров, не
композиторов или художников, не бизнесменов или путешественников, не…
не… не… — а именно Государственников (Сталин, Путин, Петр Первый, Ленин,
Екатерина Вторая) и Литераторов (Пушкин, Толстой, Лермонтов, Есенин).
Оказавшиеся в списке лидеров опроса Жуков и Гагарин – фактически, тоже
Государственники: первый отстоял державу, а второй «расширил» её в
космос.
Иными словами, главные ценности нашего народа – Слово и Дело.
Какое же именно Дело и какое Слово?
«Дело» не в его англо-американском значении «business»
— как коммерческое начинание с целью наживы, а общенациональный проект,
ведомый Сверхцелью. Сколько уже оттаптывались на нашем идеализме все,
кому не лень – от соседей-завистников до высокомерных «западных эльфов» —
а факт остаётся фактом: Россия сильна только Сверхцелью. Есть таковая и
лидер ей под стать – страна на подъёме, народ воодушевлён, включаются
все резервы национального характера и его сильные стороны. Нету – и всё
валится с ужасающей скоростью в бездну. Россияне назвали ведь не просто
«хороших царей» (Александр Второй, скажем, был вполне приличным, да и
Брежнев — неплохим) а тех, кто вёл страну «через тернии к звездам» — и
пусть даже не вёл, а тащил порой насильно, с жертвами, но эти жертвы в
сто раз дороже в национальной памяти, чем, скажем, земская реформа или
газификация сельской местности.
Общее Дело – важно,
чтобы непременно общенародное, такое, где царь работает вместе с
плотниками на верфи, а вождь таскает брёвна на субботнике.
Справедливое Дело –
такое, чтобы за ним стояла Правда. Правда восстановления границ,
воссоединения народа, правда защиты родной земли и чести страны.
И,
наконец, Невозможное Дело – такое, чтобы никто не верил в его
осуществление. И полёт Гагарина, и победа в Войне, и возврат Крыма – это
чудеса. Невозможные, невероятные чудеса. В которые мало того, что никто
не верил – их и не ждал-то никто! Никто, кроме нас!
Так было и так
будет: наша национальная суть построена вокруг этого. Именно и только.
Никакие внешние факторы типа «шестых айфонов» нас не меняют.
Теперь – какое же
Слово? Почему россияне, не сговариваясь, называли именно поэтов и
писателей, а не отлично всем известных Чайковского или Репина или других
художников и композиторов, которые, вне всяких сомнений, так же
прославили Россию на весь мир?
А такое Слово, чтобы
оно всеми ощущалось как связанное с самой сутью бытия. Такое слово,
чтобы за ним стоял огромный экзистенциальный опыт – опыт любви, войны,
страданий, одиночества, мук совести, поисков Бога. Выразить этот опыт
наиболее полно можно только словесно, никакой иной род искусства для
этого так хорошо не подходит. «Вначале было Слово и Слово было у Бога и
Слово было Бог».
Как всё-таки чутко
подошли к вопросу россияне: щемяще-пронзительные Есенин и Лермонтов
вошли в список национальных героев, а, скажем, суховатый Тютчев (тоже,
бесспорно, великий поэт) или излишне оптимистичный Маяковский – нет.
Самое интересное,
что люди Слова и люди Дела великолепно у нас гармонируют друг с другом.
Пушкин был последовательным государственником и патриотом, а Сталин –
большим ценителем русской литературы. Жаль, что Достоевский не попал в
рейтинг – он там с полным правом был бы на своём месте: и как
писатель-мыслитель, и как патриотический публицист.
Вот так и живём… Жили и будем жить. Завершить тут самое время строками сибирского философа Егора Летова:
Я родом из воинства
Вечного воинства Правды единой
Смертельной
Последней
Оскаленной
Изрыгающей протуберанцы, поэмы и подвиги
Сердитого воинства
Что доблестно топает сапожищами
Щедро разбрызгивая во все стороны
Жидкую грязь, родниковую кровь и остроты.
Я родом из Победы.
Вечного воинства Правды единой
Смертельной
Последней
Оскаленной
Изрыгающей протуберанцы, поэмы и подвиги
Сердитого воинства
Что доблестно топает сапожищами
Щедро разбрызгивая во все стороны
Жидкую грязь, родниковую кровь и остроты.
Я родом из Победы.
«Протуберанцы, поэмы и подвиги» — вот, собственно, и вся наша суть. Вечное воинство Правды единой.
Григорий Игнатов
Комментариев нет: