Закарпатье не Галиция и опять не Украина

Году в 92-м я впервые попал в Закарпатье. Шёл первый год независимой жизни на Украине, всё было внове. Первый шок мы с напарником (отставным офицером-танкистом) испытали сразу за перевалом, когда начали расспрашивать дорогу на украинском (мы были вежливы и толерантны). Не добившись внятного ответа, я еще на автопилоте что-то спрашивал на польском, потом уже мозги отключились - на чешском. Оправдывает меня разве что 20-часовая дорога, ночь и заклинивший в нашей "семерке" руль, который после насилия кое-как поворачивал многострадальную машину градусов на 30.

В общем, закончил попытку общения я традиционным русским матом.
http://ruspravda.info/images/original/0_8ad63_d1bcd74_orig.jpg
- О, вы говорите по-русски!? Больше проблем у нас не было. Ставшие враз гостеприимными местные жители выделили нам сопровождение, разбудили мастера на все руки, наладили рулевое, накормили и отправили вглубь, в Мукачево. На деликатно сформулированный вопрос об отношениях с соседней, Львовской, областью, ответ (дословно) помню до сих пор: "Никаких. Взорвем тоннели и перевалы, и присоединимся к Венгрии.

Второй шок я испытал, когда выяснилось, что наши доллары здесь не ходят - все расчеты идут в форинтах. Шляясь вдоль какой-то безымянной речушки, наткнулся на памятник со свежими цветами и надписью. Жаль, не было с собой фотоаппарата, поездочка была не развлекательная, 45-й под курткой и 22-й на щиколотке. Но смысл надписи помню: "Памятник мадьярскому полковнику какому-то, в ...надцатом году разбившему на этом месте украинские войска в борьбе за свободу ...". Именно мадьярскому и именно украинские.

Потом местные водили меня через границу, проходящую у них по огородам, объясняли, что против Союза ничего не имеют, русские много чего построили (русские и СССР были синонимами, Россия не упоминалась) и вообще, жизнь после войны кардинально изменилась к лучшему. Если бы еще и местные религиозные праздники комми не мешали отмечать, жили бы прекрасно. В общем, Закарпатье оказалось прекрасным, но никак не украинским местом. Очень красивым, очень гостеприимным, чрезвычайно дешевым и с прекрасным трансграничным обменом.

Последний раз я там был лет 10 назад при Ющенко и убедился разве что в том, что жить стало хуже, а желание оказаться в Венгрии и де-факто в ЕС усилилось и распространилось на большинство населения. Взрослые мужики все там на заработках, по домам сидят старики и женщины с детьми. Работы нет, женский алкоголизм зашкаливает, прекрасные леса варварски вырубаются - где под крохотный горнолыжный отель с одной трассой, где просто на продажу или на местные нужды.

По всему Закарпатью разбросаны шикарные дома - каждый киевский чиновник имеет здесь несколько гектаров в своей собственности. Активисты-националисты кучкуются в райцентрах и высовывают нос исключительно на разовые акции, которые ярко освещаются в СМИ, создавая иллюзию лояльности местных жителей майданной власти. Масштабы контрабанды поражают - левые эшелоны идут косяками, тысячи несунов параллельно зарабатывают по мелочи - сигареты, ширпотреб, оружие, наркота.
https://icdn.lenta.ru/images/2015/07/13/17/20150713174804883/pic_4fa7a8ae52a668c67aa1ed72a1f4e467.jpg
На этом фоне нынешняя политика киевского режима выглядит как планомерное движение за отделение Закарпатья от Украины. После развала СССР растет второе поколение, которому эта государственность и на хрен не нужна. Они и раньше не ощущали себя украинцами, а привыкнув к заработку в Венгрии и зависимости от неё же, видят перспективы именно там. А уж эмигрировать скопом вместе с территорией - мечта. Сразу оказаться в ЕС. Как в кино - "монтаж - бэбби".

Киев лишь усиливает эти устремления, предлагая на фоне ухудшения уровня жизни лишь идеологию чуждого местным жителям украинского национализма и притеснения языковых предпочтений местного населения. Забывая о том, что даже во времена СССР во многих школах учили венгерский и русский, а отнюдь не украинский. И тот факт, что за 25 лет в статистике отражают успешную замену русского украинским, сути не меняет.

Буквально месяц назад, на конференции по трансграничному обмену в финской Лаппенранте ребята из Закарпатья ехидно интересовались у коллег (узнав о том, что многие представители из ЕС и России на самом деле выходцы с Украины): "Почему не на мове розмовляетэ?" После 10 минут общения на мове все вопросы отпали - по сравнению с литературным украинским языком закарпатский суржик не звучал. Дальнейшее общение продолжалось на русском. Это я вспомнил к тому, что за четверть века на людей удалось наложить лишь тонкую пленку украинского лака, которая слазит при малейшем усилии. А сегодня эти усилия предпринимает сам Киев.

Позавчера (5 сентября) парламент в Киеве  принял закон об образовании. Который де-факто  запрещает обучение на любом языке, кроме государственного. Со следующего года, с 5-го класса, отменяется преподавание на языках национальных меньшинств, а с 2020-го обучение на них будет ликвидировано и в младших классах. Если учесть, что "национальные меньшинства" являются на Украине большинством, а экономические стимулы подобной политики заменены исключительно силовыми, результат очевиден - отторжение. А учитывая ослабление киевской власти и поддерживаемую Западом политику предоставления всё большей самостоятельности регионам, разделение украинских территорий всё более вероятно.

В июне стало известно, что Минобразования киевского режима намерено включить в программу по литературе произведения крымского татарина Таира Халилова, лауреата Нобелевской премии Светланы Алексиевич, Юрия Андруховича, известного тем, что он назвал русский язык «языком блатняка и попсы», Василя Шкляра, члена партии «СС Галичина» и Оксаны Забужко, автора бестселлера «Полевые исследования украинского секса».

Подобное давление может (теоретически) приветс к успеху, когда режим кроме кнута используев пряники и предлагает реальную выгоду в ближайшем будущем от насилия над собой. В нынешних е реалиях этого и близко нет. Зато есть близкие и родные власти соседнего государства. отстаивающие интересы "родственно близких" венгров, поляков, румын, русских, ... .

Вот и на этот раз венгерское правительство оперативно отреагировало на новые законы, принятые Радой. Будапешт выразил  решительный протест в связи с  законом об образовании. Государственный секретарь правительства Венгрии по вопросам национальной политики Янош Арпад Потапи заявил: «Это беспрецедентное ограничение прав 150 тысяч этнических венгров, это полностью противоречит конституции».
Он добавил, что новый закон противоречит прежним обязательствам Украины не ограничивать права венгерского меньшинства. В этой связи Будапешт ожидает, что Киев пересмотрит вопрос применения закона и изменит его положения, чтобы не пострадали права этнических меньшинств.
 
В данном случае Венгрия, Закарпатье и венгерское меньшинство лишь один из примеров. Так же действуют и все остальные соседи, каждое из которых будет защищать своих. А общие цели и перспективы откусить кусок территории вдохновляют и объединяют. Тем более, что у каждый сосед облизывается на свой кусок.
 

Комментариев нет: