САПОГИ ВСМЯТКУ ПО-КИШИНЕВСКИ. ЮРИЙ СЕЛИВАНОВ

Скандальная резолюция Генассамблеи ООН о выводе российских войск из Приднестровья является юридически ничтожным документом, авторы которого, к тому же, страдают отсутствием чувства реальности

Случившаяся накануне антироссийская диверсия в Генеральной ассамблее ООН, связанная с принятием резолюции о «полном выводе российских войск из Приднестровья», толкуется в СМИ вкривь и вкось и подается чуть ли не как грандиозная геополитическая сенсация.
В этой связи возникает необходимость кое-что пояснить и заодно прояснить.
Во-первых, напомним общеизвестное – резолюции ГА ООН в принципе не являются обязывающим документом, потому что носят исключительно рекомендательный характер. Уже одного этого факта вполне достаточно, чтобы считать данную тему полностью исчерпанной.
Однако, принятие данной резолюции продемонстрировало наличие в формате ООН прозападной «машины голосования», которая в перспективе способна протолкнуть и другие постановления, направленные против Российской Федерации. Что само по себе не так уж и безобидно. Особенно с учетом четко обозначенного западного курса на лишение РФ права «вето» в Совете безопасности ООН. В свете этого создание искусственной ситуации противостояния между «волей мирового сообщества», представленной Генассамблеей и Россией, якобы злоупотребляющей своим эксклюзивным положением постоянного члена СБ ООН, как раз то, что может способствовать созданию благоприятной медийно-психологической атмосферы для решения данной антироссийской задачи.
Тем не менее, следует внести ясность и в саму ситуацию, связанную с пребыванием российских военнослужащих на территории Молдавии – в Приднестровье. В данном вопросе существует один нюанс, который либо просто неизвестен широкой публике, либо сознательно опускается некоторыми из тех, кто сегодня пытается комментировать эту горячую тему. Во всяком случае, дилетантские заголовки типа «Молдове надоели российские миротворцы», мягко говоря, не вполне соответствуют действительности.
Дело в том, что с юридической точки зрения, в Приднестровье размещены два воинских контингента ВС РФ, которые выполняют совершенно разные функции. Во-первых, это российский компонент трехсторонних миротворческих сил (РФ. РМ и ПМР), который действует под управлением Объединенной контрольной комиссии. Эта структура была создана еще в 1992 году в соответствии с подписанным, сразу после кровавых событий на берегах Днестра, Соглашением о принципах урегулирования приднестровского конфликта.
Следует специально подчеркнуть, что к пребыванию российского миротворческого контингента, действующего в рамках данного Соглашения, даже у явно антироссийски настроенного нынешнего правительства Молдовы, никаких формальных претензий нет. Это в очередной раз 16 июня с.г. подтвердил министр иностранных дел РМ Тудор Ульяновски:
Важно отметить, что молдавские власти настаивают на безусловном и полном выводе ОГРВ (Оперативной группы российских войск) в силу их незаконного пребывания на территории Республики Молдова, но не ротационного контингента, являющегося частью военного состава компонента Объединенной контрольной комиссии, дислоцированной в восточных районах страны, в соответствии с положениями Молдавско-российского соглашения о принципах мирного урегулирования от 21 июля 1992 года. Эта путаница намеренно создается много раз для введения общественного мнения в заблуждение.
Вторым компонентом военного присутствия РФ в Молдавии/ПМР является Оперативная группа российских войск со штабом в Тирасполе. Именно вокруг пребывания ОГРВ и разгорелся в очередной раз весь нынешний сыр-бор. Вот как данная тема преподносится в нынешней резолюции ГА ООН:
…Оперативная группа российских войск не является частью военного компонента Объединенной контрольной комиссии, созданной в рамках соглашения о прекращении огня 1992 года, который включает подлежащий ротации российский контингент, и в этой связи не наделена каким-либо миротворческим или иным правовым мандатом…
А коль скоро ОГРВ не является частью миротворческих сил, то, согласно этой логике, ей нечего делать в Молдавии, и она должна быть выведена. При этом, никого не волнует. Что в реальной действительности ОГРВ и МС РФ в ПМР это физически одно и то же. И что именно военнослужащие ОГРВ, за неимением никаких других, несут службу на миротворческих блокпостах. Тем не, менее все сторонники нынешней резолюции Генассамблеи ООН в числе которых, как на подбор, самые «клятые» русофобы Европы, типа властей Литвы и Украины, до молдавского МИД, дружно ссылаются на некие «обязательства России о выводе войск из Приднестровья» якобы данные в ходе стамбульского саммита ОБСЕ почти 20 лет назад – в 1999 году.
…- обращая особое внимание на взятое Российской Федерацией обязательство завершить вывод своих вооруженных сил и вооружений с территории Республики Молдова в конкретные сроки в соответствии с решением, принятым на саммите Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе, состоявшемся в 1999 году в Стамбуле, Турция…
Перед тем, как взяться за эту статью, я потратил примерно пять часов, чтобы перевернуть весь интернет в поисках оригинала данного российского «обязательства». В частности, проштудировал сотни страниц официальных бумаг помянутого стамбульского совещания ОБСЕ. И могу уверенно утверждать – в основных документах этого форума и даже в отдельных заявлениях российской делегации, вошедших в пакет документов ОБСЕ, никаких формальных обязательств РФ по данному поводу не содержится. Зато там опять фигурируют те же самые упоминания про некие «обязательства России», о которых написано в нынешней резолюции. То есть это опять так не первоисточник!
Любопытно, что если в других случаях на столь важные документы даются обязательные прямые ссылки, то в этом все наоборот! Такое ощущение, что авторы стамбульских деклараций упорно твердят о том, чего они сами никогда в глаза не видели. Дошло до смешного – в нынешней резолюции ГА ООН текст о «российских обязательствах» по выводу войск из Молдавии повторен слово в слово даже два раза! Непонятно зачем. Но при этом авторы документа ни разу не удосужились дать на него прямую ссылку. Неправда ли странно, если допустить, что наши западные визави играют «по-честному»?
Однако, такое наивное допущение лучше сразу отбросить. Во-первых, потому, что, зная Запад и его нравы, можно смело утверждать, что никакой честной игры с его стороны не может быть потому, что не может быть никогда.
Во-вторых, если даже российские власти и взяли на себя какое-то одностороннее обязательство почти 20 лет назад, то это само по себе уже ничего не значит. В силу действующих ныне в международных отношениях облегченных понятий, законодателем которых была отнюдь не Россия, соблюдаются лишь те обязательства, которые соответствуют собственным интересам той и ли иной страны. Почему это нельзя России, если именно так поступают, например, США? Или, может быть, американские войска находятся в той же Сирии на каких-то законных основаниях?
Однако Россия и в данном случае не стала уподобляться западным беспредельщикам. У меня есть основания это утверждать, поскольку первоисточник ее юридической позиции я все-таки нашел. Называется он так – «Соглашение между Российской Федерацией и Республикой Молдова о правовом статусе, порядке и сроках вывода воинских формирований РФ, временно находящихся на территории РМ». Указанный документ был подписан в Москве 21 октября 1994 года. В нем, в частности, говорится следующее:
Пребывание воинских формирований Российской Федерации на территории Республики Молдова является временным. Российская Сторона с учетом технических возможностей и времени, необходимого для обустройства войск в новом месте дислокации, осуществит вывод указанных воинских формирований в течение трех лет со дня вступления в силу настоящего Соглашения.» Казалось бы, вот он – момент истины, который полностью подтверждает обоснованность претензий к России со стороны молдавских властей, а также их болельщиков из состава Генассамблеи ООН. Ведь нынче на дворе уже 2018 год, а Россия, согласно этому Соглашению, должна была выполнить свое обязательство еще в далеком 1997 году!
Тем не менее, на месте этой антироссийской шайки-лейки я бы не стал спешить «кричать ура и в воздух чепчики бросать». Ибо то, что написано дальше в этом официальном документе, иначе как ледяным душем для них не назовешь.
Практические шаги по выводу воинских формирований Российской Федерации с территории Республики Молдова, в рамках указанного срока, будут синхронизированы с политическим урегулированием приднестровского конфликта и определением особого статуса Приднестровского региона Республики Молдова…
А вот это уже для любителей сочинять антироссийские резолюции самая настоящая катастрофа! Потому что никакого политического урегулирования приднестровского конфликта и определения особого международно- признанного статуса «приднестровского региона республики Молдова», как не было, так и до сих пор нет. И винить в этом молдавские власти могут только самих себя и своих западных покровителей. Потому что они еще 15 лет назад в самую последнюю минуту сорвали предложенный Россией и полностью подготовленный план воссоединения бывшей советской Молдавии в формате федеративного государства. Дошло до того, что Президент РФ Владимир Путин, уже выехавший в аэропорт для отлета в Кишинев на подписание этого документа, был вынужден с полдороги вернуться назад, потому что тогдашний молдавский лидер Воронин внезапно передумал. Причем сразу же после того, как с ним крупно поговорили сердитые дяди из Вашингтона.
Таким образом, прописанных в российско-молдовском соглашении политических условий для вывода из Приднестровья Оперативной группы российских войск так и не возникло. Вследствие чего пребывание ОГРВ в этом регионе бывшего СССР является абсолютно законным и соответствующим международному праву. Что бы по этому поводу не писали в сложносочиненных резолюциях ООН, авторы которых совершенно напрасно ставят знак равенства между своими «хотелками» и реальной действительностью.
И в порядке вбивания последнего гвоздя в крышку гроба этой антироссийской провокации скажу следующее. Ко всему прочему, сокращение российских войск на Днестре было обусловлено действием Договора об ограничении обычных вооружений в Европе (ДОВСЕ). В рамках выполнения этого договора, а также в порядке демонстрации доброй воли, Россия в начале 2000-х годов даже приступила к физическому уничтожению излишков своей боевой техники в Приднестровье. Однако вскоре, в связи с откровенно враждебными по отношению к РФ действиями НАТО и нежеланием с его стороны сокращать свои военные арсеналы, Президент Путин объявил об одностороннем моратории на выполнение Россией данного договора, который действует до сих пор. Таким образом, приказала долго жить последняя юридическая зацепка, позволявшая Западу спекулировать на «невыполненных обязательствах России». Что, собственно, и требовалось доказать.

Комментариев нет: