Весёлые картинки на фюзеляже
Было время, воины
собирали скальпы да уши на память. К двадцатому веку эти милые обычаи
по большей части остались в прошлом. Но тут появилась авиация ― а,
как известно, там, где начинается авиация, заводятся новые традиции.
Пилоты свои победы отмечали рисованием значков. Ярче всего эта мода
расцвела в годы Второй мировой.
Наши сбитых врагов
отмечали красными звёздочками. Это все знают. Даже поговорка есть,
«нарисовать звёздочку на фюзеляже» ― в смысле, добавить к списку побед
ещё одну.
Англичане, американцы и прочие считали, что отмечать свой успех надо не
символами того, кто сбил, а символами того, кого сбили. Тоже не лишено
логики. Соответственно, рисовали на бортах кресты или свастики за
уничтоженных немцев. Этот пилот, например, каждый фраг (в компьютерных играх (чаще всего 3D-шутерах) очко, начисляемое за уничтожение противника — прим. автора) даже подписал точной моделью сбитого самолёта.
Посмотришь на кабину, и сразу понятно. Этот парень завалил шесть японцев
из морской авиации и одного ― из армейской. Доходчивая инфографика.
А вот полюбуйтесь, какой «иконостас» собрал лучший австралийский ас
Клайв Колдуэлл по прозвищу«Убийца» (он слева). И немцы, и японцы, и
итальянцы. Половинка итальянской кокарды не означает, что Клайв побил
врага и отпустил недобитым. Так обозначались «групповые победы» (это
когда видели, что враг сбит, а кто именно из своих его сбил, непонятно).
Западные союзники считали такие победы отдельно от личных, немцы часто
приписывали их самому лучшему из участников (ну, чтоб счёт быстрее рос),
а у наших встречался обычай «отдавать» такие фраги самому неопытному из
группы, чтобы поддержать новичка морально. И, кстати, материально ― за
сбитых ведь премия полагалась.
Немцы были скромнее всех и рисовали просто палочки. Они у них так и
назывались ― «абсшуссбалкен», то есть «палочки за сбитие». Причём
рисовали на хвосте, из-за чего фотографии для газет получались не такими
эффектными: либо лётчик на фоне списка трудовых достижений, либо лётчик
в горделивой позе в кабине истребителя, одно из двух.
А этот вот ас Люфтваффе решил разнообразить традицию. Просто палочки
показались ему скучными, и он к каждой пририсовал национальную
принадлежность врага. Впрочем, это ему не помогло ― его «мессер», как
можно заметить, сбит.
У японцев поднимать хайп вокруг количества сбитых было как-то не принято
— самураю, мол, к лицу скромность. Даже официальная пропаганда не
занималась прославлением асов. Поэтому отметки рисовали немногие и безо
всякой системы. Кто-то ― белые американские звёздочки, кто-то ―
хризантемы, символ Японии (патриотично!), кто-то ― просто силуэты
самолётиков. А этот вот ― вообще какие-то закорючки. То ли летучих
мышей, то ли журавликов, теперь уже не разобрать.
Отметки побед стали настолько меметичными, что в наши дни можно купить
такую вот наклейку на автомобиль. Главное, чтобы ГИБДД не восприняла
подобный юмор слишком всерьёз.
На самом деле подобные пометки делали не
только пилоты, но и танкисты, подводники и даже артиллеристы, не говоря
уже о снайперах с их зарубками на прикладах, но про них как-нибудь в
другой раз.Источник
Комментариев нет: