Тест на нетерпимость

Опыт израильского журналиста Цвика Кляйна оказался печальным. Он просто прошелся в кипе по Парижу — то есть пытался пройти. Израильтянина не раз оскорбляли, плевали в его сторону, ну или просто кричали: «Да здравствует Палестина!» Особенно старались чернокожие и арабы, в том числе девушки. Все снято на видео, ролик можно найти в YouTube. Более того, журналиста сопровождал полицейский в штатском, он шел немного в стороне. После 10 часов прогулок он сдался: «Еще несколько минут, и нас тут разорвут на части. Сегодня в Париже есть районы, куда евреям ходить запрещено!»

Российские журналисты решили проверить, а куда евреям опасно заходить в Москве. Мой путь начался на Большой Бронной улице, около синагоги. Тут я за 200 рублей в киоске с литературой купил себе новенькую белую кипу.

По пути до Пушкинской площади (от синагоги 600 метров) меня никто не замечает — все спешат по своим делам. Еду на «Кропоткинскую», к храму Христа Спасителя, — посмотрим, как на «иудея» отреагируют православные.

— Смотри, смотри! Еврей идет, — шушукаются коммунальщики, сидящие на лавочке у собора. — Смешная у него шапка.

Все трое — русские. Как бы невзначай подхожу поближе — интересно, что будет дальше. Но рабочие смущаются и начинают обсуждать уборку снега. Прихожане же, которых у храма Христа Спасителя полным-полно, слова мне не сказали. Никто не просил уйти или снять кипу.

Еще минут сорок я бродил по Комсомольской площади. Куча приезжих: Кавказ, Средняя Азия, среднерусская глубинка… Реакции на меня — ноль. Перед Ярославским вокзалом на меня обращает внимание только сутенер: «Девочка нужна?» Ему-то уж точно все равно — в ушанке я, тюбетейке, да хоть в кастрюле!

Спускаюсь в метро.

— Что за странная шапка? Ржачная! — обсуждают меня за спиной старшеклассники. Негромко, но я все слышу.
— Это еврейская кипа, — просвещает друзей один из недорослей.

На этом урок религиоведения пацаны заканчивают и дальше обсуждают свою новую математичку.

Собственно, вот все. Остальным пассажирам в метро я оказался абсолютно неинтересен.

Была пятница. У мусульман массовая молитва. Возле станции метро «Проспект Мира» десятки людей с бородами, некоторые в тюбетейках. На шастающего мимо «израильтянина» никто не смотрит. Набираюсь смелости и подхожу ко входу в молельный зал Соборной мечети. Уж тут-то меня наверняка заметят! И меня действительно замечают.

— Вы еврей? — спрашивает смуглый мужчина с большой окладистой бородой на входе в мечеть.

Нас окружают еще четверо мусульман. Все с любопытством смотрят на кипу.

— А чем белая шапочка отличается от черной? — интересуется бородач. Никакой агрессии, обычный человеческий интерес.

— Да ничем, каждый выбирает цвет по душе, — наобум отвечаю я (кстати, не сильно ошибся: как я потом выяснил, белые кипы чаще надевают по праздникам, хотя можно и в будни ее носить — никто возражать не станет).

— Заходите в мечеть, — неожиданно предлагает мусульманин. — Там сейчас имам. Очень умный человек — вам интересно будет с ним поговорить.

Я мягко отказываюсь — это уже лишнее, наверное. В храм Христа Спасителя же я в кипе не ввалился.

— В любом случае мы будем рады увидеть вас в любое время, — вежливо продолжает бородач. — Имам готов общаться со всеми. Может быть, вы откроете для себя что-то новое.

Спасибо, новое для себя я уже открыл. Москва, оказывается, куда толерантнее Парижа. Парижа! Столицы европейского свободомыслия. Как же так получилось? Там ведь просвещенная Европа, права человека, все равны. Это у нас тут «страна рабов», антисемиты в крестах и с плетками, да вообще Средневековье! Или все же нет? Заигрались, видно, французы. Пока усиленно защищали права одних, права остальных обесценились настолько, что в 300 метрах от Эйфелевой башни еврею плюют под ноги со словами «Чтоб тебя собаки съели!». Отсюда, из «средневековой» Москвы, нам кажется это жуткой фантасмагорией.

bulochnikov

Комментариев нет: