Чем вы гордитесь?

На этот вопрос меня натолкнул адекватный украинский политик Василий Волга, который год прожил в России. Он считает, что, в отличие от его соотечественников, мы стали гордиться настоящим, а не только прошлым, и с уверенностью смотрим в будущее. Что в общем и целом созвучно моим настроениям. Тем более что на прошлой неделе я проехался по Крымскому мосту.

Оказывается, это не только сооружение над водой (хотя и оно весьма масштабно), но и километров тридцать новенького освещенного автобана с краснодарской стороны и километров десять — продолжение моста рядом с Керчью. Вообще говоря, если бы не смена пейзажа за боковыми стеклами, то переход от сухопутной тверди к свайной основе был бы совсем незаметен. Ну, разве что подъем над фарватером с арками напоминает о том, что под дорогой — вода.

Прав был один из комментаторов: если бы украинцы прокатились по Крымскому мосту, им бы не пришло в голову писать про него всякую чушь.

Но я ведь не только о мосте. Как и Василий Волга.

Что-то произошло за последние несколько лет. Возможно, прошедший чемпионат заставил нас взглянуть на самих себя чужими глазами, и мы вдруг заметили эти позитивные изменения. О чем я уже писал.

Наши дороги стали ровнее, улицы чище, парки зеленее. И я вовсе не имею в виду Москву — жизнь за МКАДом тоже изменилась в лучшую сторону. У меня самые свежие впечатления о том, как выглядят Воронеж, Ростов-на-Дону, Краснодар, а также кубанские станицы. Сравнительно недавно я побывал в Сочи, северокавказских республиках, Казани.

Сейчас, оглядываясь назад и сравнивая с тем, что там было в начале двухтысячных, я понимаю, почему наши города понравились иностранцам. Под их влиянием, после их восторженных отзывов мы вдруг осознали, что живем не хуже европейцев. А местами и лучше.

Надо же.

Например, Василий Волга поведал журналисту, что в Москве удобный общественный транспорт — лучше, чем, например, в Берлине. А ведь и правда, подумалось мне. Когда-то я рассказывал друзьям, что в Женеве, если не хотите опоздать на встречу, нужно ехать автобусом, а не на такси — никто из автомобилистов даже не пытается сунуться на выделенную полосу для общественного транспорта. А если кто-то вдруг едет, тому вслед презрительно бросят: «Француз».

Теперь и в Москве также — езда по выделенке выглядит как нечто необычное, не вписывающееся в общий благопристойный пейзаж. И скорее всего номер принадлежит жителю какой-нибудь из бывших союзных республик. «Француз», — думаю я в таких редких случаях, провожая глазами легкомысленного иностранца.

Кто бы мог подумать, что это случится, да еще так скоро. Чудодейственные фотокамеры на столбах и большие штрафы (хотя и не такие большие, как в Европе) способны усмирить даже нашу страсть к быстрой езде и многим другим нарушениям ПДД.

Это если говорить о настоящем.

Но, разумеется, стало лучше не везде и не во всем. Я об этом догадываюсь. Но знаю и о том, что жизнь постепенно меняется, хотя и не так быстро, как хотелось бы. Жизнь коротка, поэтому нам надо здесь и сейчас.

Однако Василий Волга с завистью заметил «Движение России вперед… Сильное движение, они прямо ломят вперед… Оно создает их столицу, их города центральные такими, в которых хочется жить». Это взгляд человека, желающего изменить свою страну — Украину. И ясно осознающего, в какой стороне у нее есть реальные перспективы.

Иногда полезно посмотреть на себя со стороны, чтобы понять, какими мы уже стали и еще будем.

Мне кажется, я разгадал хитрый план Путина. Да, он назначает губернаторов — исполняющими обязанности. То есть, как бы дает им испытательный срок. Но только выборы должны утвердить их в этой должности. Делаешь что-то полезное для региона — люди это почувствуют и за тебя проголосуют. А нет так нет.

И еще. По-моему, президенту неприятна пословица о дураках и дорогах, и он задумал уничтожить эту ассоциацию с Россией. Не знаю, как насчет дураков, но с дорогами явно стало лучше. А то бурное строительство новых трасс, развязок, эстакад и мостов говорит о том, что у него, скорее всего, получится в ближайшие шесть лет кардинально поменять положение.

Я вдруг понял, что стал незаметно для самого себя гордиться своей страной, как бы пафосно это ни звучало. Не участием в геополитических процессах, не победной войной в Сирии, международными альянсами или суверенитетом (внешний контур — другая тема), а просто упорядоченной жизнью.

Странное, непривычное чувство, скажу я вам.

А чем гордитесь вы?
Долгопрудный, Московская область. Набережная на берегу Клязьминского водохранилища с причалом для прогулочного пароходика и яхт, Наверху парк с детскими аттракционами, рестораном и кафе, а также велосипедной дорожкой и спортивными площадками, которые освещаются до поздней ночи. Здесь проводят время жители ближайшего микрорайона.  

pavel-shipilin 

 

Комментариев нет: