Тонкий символизм советского кино


В Ярославле снимали выноску окна к сцене “Афоня просыпается в комнате Кати” (фильм “Афоня”). Снимать надо было в пять утра (утренний режим — солнце еще не взошло, но уже светает).

 

По задумке там, за окном, должны были возвращаться со свадьбы молодожены. Но в половине пятого выяснилось, что свадебное платье невесты забыли в Москве. Я уже хотел снимать просто пейзаж, но тут оператор Сергей Вронский показал мне на лошадь, которая тащила телегу с бочкой…

 

— Пусть эта телега проедет, — сказал он.

 

Сняли лошадь.

 

Первой на этот кадр обратила внимание жена художника Левана Шенгелия Рита.

 

— Как ты это потрясающе придумал, — сказала она мне после просмотра на “Мосфильме”. — Как это точно!

 

— Что точно? — осторожно спросил я.

 

— Лошадь! Он делает предложение — а потом лошадь. Вот и Катя, как эта несчастная лошадь, будет тащить груз омерзительного, пьяного хамства и нищеты всю жизнь! Ведь так?

 

Я скромно кивнул.

 

Через год “Афоню” показывали в Лос-Анджелесе в большом кинотеатре. Рядом со мной сидел классик американского и мирового кино, тбилисский армянин Рубен Мамулян. Когда на экране появилась лошадь с бочкой, раздались аплодисменты. После просмотра я его спросил:

 

— Рубен, а почему аплодировали, когда появилась лошадь?

 

Он усмехнулся:

 

— Не думай, что американцы такие тупые, как пишут ваши газеты. Что тут понимать? Он спрашивает: “Ты замуж за меня пойдешь?” И сразу — лошадь с повозкой. Замужем за ним она и будет, как эта лошадь. Я угадал?

 

И я опять не стал уточнять. Кому интересны лишние подробности?

 

Это отрывок из книжки Георгия Данелии «Безбилетный пассажир». Так сказать, СПГС во всей красе.

 

Что, вы не знаете, что такое СПГС? Апофения, или синдром СПГС — — заболевание, наиболее симптоматичным проявлением которого является непреодолимое стремление искать глубокий смысл в тех или иных художественных произведениях. В анамнезе часто превалирует желание индивида позиционировать своё увлечение как высокоинтеллектуальное. В более редких случаях подобное стремление является следствием реальной заинтересованности ну или же паранойи.

 

Очень хорошо тренируется этот навык на школьных уроках литературы.

 

У визуальной апофении есть другое название — парейдолия. Это когда вам кажется, что изображение что-то значит.

 

В общем, СПГС — это притягивание за уши смысла, которого нет.

 

PS. На иллюстрации в заголовке — нет, не «Парк Юрского периода», а картина «НИИ генетики», 1976 год, художник Голобоков Геннадий Григорьевич.

 

https://linorius.livejournal.com

 

Комментариев нет: