Разговор с ополченцем

В минувшую субботу в пригородном поезде завязался разговор со случайным попутчиком. Собственно, он сам со мной заговорил, увидев у меня в руках прохановскую газету "Завтра".
– Смотрю, вы правую прессу читаете?..



Тогда я вытащил из сумки и показал ему ещё и "Новую газету" – оба издания мне, в общем, почти одинаково малосимпатичны, что праволиберальное, что просто правое. Не хотелось, чтобы меня принимали за поклонника одного из них... Из дальнейшей беседы выяснилось, что он – донбасский ополченец, приехавший в Россию в отпуск на пару недель. Потом собирается вернуться на Донбасс и продолжать воевать. Бывший офицер российской армии (хотя тут же добавил, улыбаясь, что "бывших офицеров не бывает").
Спросил у него:
– А какие настроения среди ополченцев? Верят в победу или нет?
– Однозначно уверены в победе. Но тяжело... Вот вам приходилось хоронить тех, с кем ели из одного котелка?
– Нет.
– А мне приходилось...
На него большое впечатление произвёл тот факт, что в Донбасс приехали два испанца-коммуниста, чтобы воевать за ополчение. Причём приехали не просто так, а со своим флагом (он повторил их жест – "Но пасаран!").
Однако к красной идеологии у него симпатий нет:
– Мой дед был коммунистом, прошёл всю войну до Берлина. А в 1991 году отнёс и вернул им партбилет.
– Почему?
– Потому что тамошние начальники только деньги себе на этом гребли. Вот как сейчас Зюганов. Или Жириновский. Или Проханов... Коммунисты, демократы, анархисты – это всё одно и то же. Народ мутят, а думают только о том, как бы деньги себе на этом срубить...

– Но люди, служащие идеям, меняются... Вот если, скажем, сравнить основателя христианства и тех, кто стал служить христианской церкви позднее...
– Про Иисуса мне не говорите, я – язычник. Иисуса придумали церковники, чтобы наваривать на этом деньги.
– А кто тогда вы – русский националист?
– Зачем националист? Нет, не националист. Просто русский. И вообще, я воюю не за кого-то, а против... Понимаете разницу?..
Он спросил, не приходилось ли мне бывать в музее российской армии (бывшем музее Советской Армии). Приходилось. "Вот оружие, автомат, клинок или пистолет, по-вашему, это только орудие убийства или нечто большее? По-моему, это произведение искусства. Война – это тоже искусство".
Воевал он, между прочим, под Торезом. Я сказал ему, что как раз в Торезе в исправительной колонии отсидел 12 лет за "сепаратизм" коммунист Андрей Яковенко (ссылку об этом см в конце поста), которого сейчас власти ДНР выпустили на свободу. Он боролся за создание Причерноморской Советской республики и был с товарищами за это арестован ещё в 2002 году. Вот такие люди, как Андрей Яковенко – настоящие красные, в отличие от Зюганова, или от тех КПСС-ных начальников, которым швырнул партбилет его дед-фронтовик. Он:
– При Николае Втором Россия была первым государством мира, по всему.
– Разве что только по территории... Смотрел как-то атлас мира, выпущенный в 1900 году, и там, кроме географических карт, были очень подробные таблицы, по промышленности и сельскому хозяйству, по всем странам мира, и по всем отраслям, начиная от протяжённости железных дорог и вплоть до количества производимого в каждой стране сыра. И из этих таблиц было очень наглядно видно, что Россия вовсе не была тогда первой в мире.
– По отдельным отраслям не была, а если взять их всё вместе – то была.
– Почему же тогда царская Россия, если она была первая в мире, проиграла мировую войну, а Советский Союз мировую войну выиграл?
– Россия в первую мировую войну сражалась против всего мира практически... Вот у нас недостаточно знают, что такое был Брусиловский прорыв – это было настоящее военное чудо... Вообще, после победы над Наполеоном в 1812 году Россия начала подниматься, историк Тарле писал, что своим вторжением Наполеон ей дал хорошего пинка.
До Донбасса мой собеседник шесть лет воевал в Чечне, считает ту войну, по крайней мере вторую чеченскую, оправданной. "Что было бы, если бы мы тогда проиграли? России бы сейчас просто не было. Отделились бы – Татарстан, дальше пошло..." Во время первой войны, при Ельцине, отношение к российским солдатам со стороны командования было очень скверным.
– Как к пушечному мясу?
– Да. А при дяде Вове стало по-другому, поэтому и я к нему отношусь не так, как к Ельцину, а совсем иначе. Хотя он и чекист... бывший.
– Сами же сказали, что бывших не бывает.
– Да... Но сейчас он правильно действует: Крым взял, а в Донбасс войска вводить не стал. Потому что если введёт, то Америка тоже введёт.
Вот такой был разговор, вкратце... Имя и фамилия моего собеседника мне известны, но не думаю, что стоит здесь их называть. Насколько его настроения и политические симпатии типичны для ополчения? Не берусь судить – для таких выводов один человек – явно недостаточная выборка. Просто записал это в качестве наблюдения.
 maysuryan
__________________________________________________________________