Оружие Победы - 2

История может быть наукой, а может быть публичной девкой политики.
Если всматриваться в «исторические» россказни современной России, то на противоречия натыкаешься буквально на каждом шагу. С победой буржуазной контрреволюции не только поставили под сомнение будущее нашей страны, но и здорово исказили и её прошлое.


До настоящего времени в «исторических исследованиях» кочует миф о том, что в 1939 г. комсомольцы-конструкторы М.И. Кошкина, получив задание на разработку среднего, колёсно-гусеничного танка, с противоснарядной бронёй и пушкой 45 мм, умудрились «тайно» и «подпольно» изготовить ещё один танк. Не то, что какой-то Калашников автомат выточил в паровозной мастерской, – ТАНК «подпольно» сделали.
Невольно напрашивается вопрос – а куда Берия смотрел — он что, в отпуске был? И, наверное, весь аппарат НКВД от Харькова до Москвы отдыхал вместе с ним?
«С одной стороны этот миф запустили для того, чтобы скрыть след «дела Тухачевского» в истории Т-34. С другой – косвенно показали косность и отсталость «любимцев» Сталина, «красных конников» Ворошилова и Будённого, которые якобы ратовали за создание «кавалерийских» танков типа БТ. А заодно пнули и Сталина, что «мешал» развитию РККА, слушая своих «любимцев», а не «великих стратегов» тухачевских»[1], — пишет один из авторов сайта «Великая оболганная война» О.Корзинкин.
И нигде в современной литературе вы не встретите упоминания, что в 1937 г. М.И. Кошкин, по сути, сорвал порученные его КБ работы по танку БТ -7 и работу инженеров бронетанковой академии над танком БТ – БТ-ИС. Кошкин доказывал бесперспективность работы по вечной модернизации БТ, являвшегося лицензионной копией американского танка «Кристи». Причем инженер, не выполнивший задания в «кровавом» 1937 г., преспокойно дожил до 1940 г. и умер от… простуды.  Это известный факт, который может проверить любой желающий. Более того, арестовали почему-то не «саботажника» Кошкина, а руководство завода. После арестов в ноябре 1937 г. М.И. Кошкин уже с новым руководством завода организовывает новое КБ. И практически с тем же составом конструкторов.

Кошкин в то время оказался на острие борьбы между сторонниками вечной модернизации лёгкого БТ (а по сути, топтания на месте и пустой траты народных средств) и сторонниками принципиально нового танка среднего класса. Борьба эта продолжалась вплоть до 23 сентября 1939-го – до того дня, на который были назначены государственные испытания, по итогам которых прототип будущей 34-ки и получил путёвку в жизнь.
Любая удачная конструкция создаётся из сотен гениальных мелочей. Осветить их все невозможно, да и необходимости такой нет. Как ни великолепны творения наших дедов, но это прошлое. Великое, но, к сожалению, прошлое. И нам сейчас важнее понять не что, а КАК они делали. Как рождались гениальные творения, как вершились великие дела. И почему сейчас сплошное прозябание и полнейшее неверие в себя.
Одно из условий успешного развития общества – его организация. Побеждает то общество, которое лучше организовано. В СССР не было эксплуататорских классов. Все средства производства принадлежали всему обществу. Развитие промышленности осуществлялось в соответствии с планом во имя наиболее полного удовлетворения материальных и духовных потребностей всего общества. Это основное отличие от капитализма, где развитие идёт благодаря конкуренции, а по сути, экономической войне всех против всех. Движение капитализма идёт по пути кризисов. Как политический строй влияет на поведение людей – описаноздесь.
Ну, а чтобы заретушировать действительность, исказить прошлое и заложить ложные ориентиры на будущее, есть буржуазная пропаганда. Один из важнейших приёмов буржуазной пропаганды – подтасовка фактов. Яркий пример – созданный Геббельсом миф о советских деревянных истребителях. Геббельсу вторят и современные «левые» исследователи. Основной тезис, на котором основываются все остальные буржуазные мифы – технологическая отсталость СССР. В частности, тот, что якобы из-за нехватки алюминия СССР вынужден был производить «деревянные» истребители.
Да, алюминий тогда действительно был довольно редким материалом, и прежде всего из-за высоких энергозатрат на его производство. Поэтому, где возможно, обходились без него. Как, например, на одном из лучших истребителей ЛА-5. На ЛА-5 и других машинах основным материалом вместо алюминия был композит, о чем я писал в статье «Оружие Победы. Советские самолёты, мифы и реальность».
Но там, где алюминий был целесообразен, его не жалели.
Где? Ну, например, в танках! Да, в лучшем танке ВОВ – Т-34 – двигатель был сделан из алюминия.
Технические решения, применённые в двигателе Т-34 почти ВОСЕМЬДЕСЯТ лет назад, и сейчас выглядят вполне современными. Двигатель почти полностью выполнен из алюминия, имел штампованный поршень, верхнее расположение клапанов, четыре клапана на цилиндр, насос высокого давления, непосредственный впрыск топлива и проч.
К слову, такие «уважаемые» ныне всеми олигархами фирмы, как «Порше», «Майбах», «Даймлер бенц», «Ман» даже близко не смогли воспроизвести нечего подобного. До конца войны фашисты ездили на карбюраторных, бензиновых двигателях, сделанных из… чугуна!
Много лет спустя Гудериан признал: «Как уже упоминалось, в ноябре 1941 года видные конструкторы, промышленники и офицеры управления вооружения приезжали в мою танковую армию для озна­комления с русским танком Т-34,превосходящим наши боевые машины. Непосредственно на месте они хотели уяснить себе и наметить, исходя из полученного опыта боевых действий, меры, которые помогли бы нам снова добиться технического превосходства над русскими. Предложения офицеров-фронтовиков выпускать точно такие же танки, как Т-34, для выправления в наикрат­чайший срок чрезвычайно неблагоприятного положения германских бронетанковых сил не встретили у конст­рукторов никакой поддержки. Конструкторов смущало, между прочим, не отвращение к подражанию, а невоз­можность выпуска с требуемой быстротой важнейших деталей Т-34, особенно алюминиевого дизельного мо­тора. Кроме того, наша легированная сталь, качество которой снижалось отсутствием необходимого сырья, также уступала легированной стали русских».[2]
Как говорится, комментарии излишни. Гудриан, рассказывающий не о 1945, а о 1941 годе не оставил камня на камне от выдумок нынешних российских буржуазных историков, которых-то и учеными после этого считать очень сложно.
Так что, господа олигархи, пристраивая свой зад в порше или майбах, купленный за счет ограбления миллионов российских рабочих, помните о том, кто учил ваших кумиров – немецких промышленников уму-разуму. Учились господа магнаты у простых тружеников, у советских людей.
Именно лёгкий алюминиевый двигатель в сочетании со многими другими качествами позволял «тридцатьчетвёрке» проходить по болотистым местам, которые для немцев считались непроходимыми. Удельное давление на грунт у грозной боевой машины было меньше, чем у пехотинца.
Именно это качество стало залогом успеха операции «Багратион», в результате которой Красная Армия через белорусские болота вышла к германским границам.
К началу операции на 22 июня 1944 г. 3-й Белорусский фронт располагал 919 танками отечественного производства, из них 811 – Т-34. Таким образом, основную ударную силу бронетанковых войск в операции «Багратион» составляли «тридцатьчетвёрки».
«За период с 23 июня по 20 июля 1944 года танки прошли с боями и обходными манёврами от 800 до 1300 километров. Их среднесуточный пробег составил 30–40 километров, а в отдельные дни – до 100 километров. При условии своевременного и полного профилактическо-технического обслуживания механизмы танка Т-34 работали безотказно. Даже в трудных условиях эксплуатации танков в ходе Белорусской операции (песчаная местность, сухая погода, большая запыленность, высокая температура воздуха, ограниченность времени на техническое обслуживание) основные агрегаты танка Т-34 показали надёжную работу в весьма напряженных пределах: мотор – 180–200 моточасов, трансмиссия – 1000–1200 километров, ходовая часть 800–900 километров»[3], — пишут В.Листровой и К.Слободин из книге «Конструктор Морозов».
Такие показатели немецким танкистам даже не снились!
Одной из причин остановки под Москвой немецкие генералы называют ограниченный ресурс узлов и агрегатов, немецких танков. Как правило, уже после 500 км пробега немецкую технику необходимо было отправлять на капитальный ремонт.
Всё текущее обслуживание советской техники проводилось в полевых условиях.
«Постоянную боевую готовность «тридцатьчетвёрок» надежно обеспечивала танкотехническая служба бронетанковых войск. В частях и подразделениях, укомплектованных «тридцатьчетвёрками», весь комплекс мероприятий танкотехнического обеспечения, включавший в себя эксплуатацию машин, их ремонт и эвакуацию к месту ремонта, а также снабжение запасными частями, агрегатами, ремонтными материалами и управление этим видом обеспечения, организовывался и применялся с учётом специфики Т-34.
От работников танкотехнической службы, от их смелости, находчивости зависела во многом продолжительность жизни машины. Ведь танк, даже получавший серьёзные повреждения, благодаря мастерству и мужеству фронтовых ремонтников снова и снова возвращался в строй. На 3-м Белорусском фронте немало было таких танков-ветеранов, прошедших боевой путь от Смоленска до берегов Балтики».[4]
Можно много говорить о качествах той или иной техники, но мне кажется, что гораздо важнее показать людей, её создавших.
При конструировании Т-34 создатели сразу думали и о боевой эффективности, и о простоте обслуживания, и о технологичности производства.
«– Задача, поставленная перед нами, – говорил на первом рабочем совещании Михаил Ильич, – чрезвычайно сложна и трудна. Предстоит сконструировать машину, которая должна быть такой же быстроходной и маневренной, как лучшие в мире танки, но иметь такую мощную броню, чтобы надёжно защитить экипаж от противотанковых средств противника. И это ещё не всё: наш будущий танк должен поражать своими огневыми средствами любые танки, артиллерийские установки, а также живую силу противника.
В устремлённых на него взглядах он уловил вопрос и, желая предупредить его, уверенно продолжал: – Знаю, знаю, крупнейшие авторитеты, о которых все вы сейчас думаете, считают такую задачу невыполнимой. Верно, скорость, броневая защита и огневая мощь не только взаимосвязаны, но и, как принято думать, противоречат, даже взаимоисключают друг друга; усилишь броню – утяжелишь машину, потеряешь в скорости и маневренности; хочешь иметь быстроходный танк – волей-неволей придёшь к экономии в весе за счёт брони; мощная пушка требует массивной башни, более тяжёлых снарядов, а всё это – вес, и ещё раз вес, а значит, и потеря в скорости… Как говорится, хвост вытащишь, нос увязнет. Но это – теория позавчерашнего дня. Сейчас техника ушла далеко вперёд, а вот представления о принципах конструирования танков остались старыми, неизменными…
…Работали много. Радовались каждой удачной находке. Отчаянно спорили и снова склонялись над эскизами и чертежами. Несколько вариантов корпуса… Различные конструкции башни, ходовой части, механизма управления… Рисунки, эскизы, расчёты, макеты. Собирались у Кошкина, обсуждали то, что уже удалось делать, рассматривали эскизы.
– А по-моему, корпус с гофрированными бортами наиболее удачен, – горячился Таршинов.
– В чём-то ты и прав здесь, Миша, – примирительно парирует Главный. – Только нельзя забывать: танк должен быть и в бою хорош и удобен для массового производства. Это – аксиома».[5]
При этом конструкторы создавали не просто боевую машину. Как сами создатели легендарного танка чувствовали себя частью большой Советской семьи, так и своё детище создавали как часть большого совершенного организма.
Конструкторы старались предусмотреть любые «мелочи». Так, маневренность и плавность хода позволяли Т-34 не только повысить точность стрельбы и буквально волчком крутиться на поле боя. Эти качества, вместе с габаритами машины, позволяли перевозить танки по железной дороге, причём погрузка и разгрузка могла осуществляться самостоятельно. Т-34 мог забраться и покинуть железнодорожную платформу, не разрушая железнодорожный подвижной состав.
Для сравнения приведём воспоминание о подарке, преподнесённом ко дню рождения фюрера.
«20 апреля 1942 г., в день рождения Гитлера, оба танка были показаны фюреру в его ставке Волчье логово (Wolfsschanze) в Восточной Пруссии. Причём при доставке VK 4501 (Н) возникли определённые трудности, поскольку гусеницы танка выступали за габарит железнодорожной платформы на 50 мм с каждой стороны. На время перевозки танка пришлось перекрывать движение на всех участках железнодорожной линии Кассель–Растенбург. Не обошлось без проблем и с танком Ф. Порше – при выгрузке с платформы своим ходом тяжёлая машина увязла в грунте. Хеншелевцы предусмотрительно использовали для этой цели 70-тонный железнодорожный кран, а поршевцы решили блеснуть. В конце концов им всё-таки пришлось прибегнуть к помощи крана».[6]
Вот это подарочек! Самозакапывающийся танк! И умудрились закопаться – в Европе, где всё вокруг давным-давно утоптано и заасфальтировано. Интересно, а немецкие конструкторы и вправду верили, что Вермахт договорится с отступающими большевиками, чтобы те перед уходом на перронах асфальт настелили и 70-тонные краны по полустанкам расставили?!
Видимо, немецкие генералы «просветили» технических гениев Третьего рейха в крайней отсталости русских. Как показал потом их личный практических опыт, на советских разъездах напрочь отсутствовали так необходимые немцам ж\д краны, да и с асфальтом у большевиков тоже наблюдалась напряжёнка.
Правда, немецкие конструкторы быстро нашли выход. Начали производить дополнительные транспортировочные гусеницы. Как говорится, любой каприз за ваши деньги. Хотите чудо-танк – пожалуйста, только заплатите. Хотите, чтобы его можно было отвезти на фронт – не проблема, только доплатите, и мы всё решим. Ах, вы ещё хотите, чтобы он и по полю боя ездил? Ну, вы вообще раскапризничались! Так уж и быть, сделаем, но только за отдельные деньги.
Кто-нибудь может себе представить что, такое «переобуть» 58-тонный танк?!
И хорошо, если в мастерской, а если в поле, да ещё когда на тебя варвары-большевики «технически устарелые» бомбы и снаряды роняют!
Правда, как ни старались немцы, ездить «тигры» так толком и не научились. Это стало одной из причин танкового сражения именно на Курской дуге. В других местах немецкое «чудо-оружие» даже летом просто вязло в грунте.
Так и хочется сказать – не повезло вам со страной оккупации – и техника у нее отсталая, и климат не культурный — то мороз, то грязь, и даже летом «чудо-танку» проехать толком негде.
Если кто-то полагает, что это явилось следствием досадного недоразумения, придётся огорчить. Идеалистическому мышлению, присущему всему капиталистическому обществу, свойственно создавать мифы и чудеса. Похожая ситуация была у немцев и с «чудо-самолётом».
Именно мировоззрение определяет направление движения как отдельного человека, так и общества в целом.
Возможно, кто-то скажет: а при чём тут мировоззрение? Мол, совершенно неважно, читает ли человек Библию или Манифест Коммунистической Партии. Какая разница, верит он в Иисуса, Магомеда, Будду или Маркса? На войне лучше воюет тот, кого лучше научили воевать. Что постоянно воюющий человек, или – как сейчас модно говорить – профессионал, всегда будет воевать лучше, чем вчерашний школьник или работяга.
Формально вроде бы так оно и есть, если не вглядываться в глубину процессов, подходить поверхностно, механистически. Но если смотреть с точки зрения марксистской диалектики, выявляется совсем другая картина. Люди, выросшие и сформировавшиеся в разных социально экономических формациях, и мыслят, и чувствуют, и действуют по-разному.
Люди не просто мыслят — они живут в разных условиях. Правильнее будет сказать – люди мыслят по-разному, потому что живут в разных условиях. Не в смысле, у кого корм слаще, а в смысле законов, действующих в обществе. Именно общественное бытие определяет общественное сознание, т.е. сознание подавляющего большинства членов общества.
Под объективными общественными законами «марксизм понимает законы науки, – всё равно, идёт ли речь о законах естествознания или о законах политической экономии, – как отражение объективных процессов, происходящих независимо от воли людей. Люди могут открыть эти законы, познать их, изучить их, учитывать их в своих действиях, использовать их в интересах общества, но они не могут изменить или отменить их. Тем более они не могут сформировать или создавать новые законы науки».[7]
И что же это за законы, может спросить «вдумчивый» читатель?
Для начала надо сказать, что у СССР и у фашистской Германии были разные социально-экономические системы, а, следовательно, и разные экономические законы. Точнее говоря, эти страны даже относились к разным социально-экономическим формациям.
Фашистская Германия представляла собой капитализм в его последней стадии – стадии империализма,  ко всему прочему реализованный в форме открытой террористической диктатуры наиболее реакционных, наиболее шовинистических, наиболее империалистических элементов финансового капитала. Фашизм и есть фашизм.
СССР – свергнув власть капитала, обобществив средства производства, перешёл к коммунистической формации в её первой фазе – социализму.
Так какие же законы действуют при империализме и при социализме?
Вот как формулировал эти законы главный полководец Победы генералиссимус товарищ Сталин.
«Главные черты и требования основного экономического закона современного капитализма можно было бы сформулировать примерно таким образом: обеспечение максимальной капиталистической прибыли путём эксплуатации, разорения и обнищания большинства населения данной страны, путём закабаления и систематического ограбления народов других стран, особенно отсталых стран, наконец, путём войн и милитаризации народного хозяйства, используемых для обеспечения наивысших прибылей.
…Было бы смешно думать, что воротилы современного монополистического капитализма, захватывая колонии, порабощая народы и затевая войны, стараются обеспечить себе всего лишь среднюю прибыль. Нет, не средняя прибыль, и не сверхприбыль… а именно максимальная прибыль является двигателем монополистического капитализма… организация новых войн, являющихся для воротил современного капитализма лучшим «бизнесом» для извлечения максимальных прибылей, наконец, попытки завоевания мирового экономического господства.
Значение основного экономического закона капитализма состоит между прочим в том, что он, определяя все важнейшие явления в области развития капиталистического способа производства, его подъёмы и кризисы, его победы и поражения, его достоинства и недостатки, – весь процесс его противоречивого развития, даёт возможность понять и объяснить их».[8]
А каков был основной экономический закон социализма?
«Существенные черты и требования основного экономического закона социализма можно было бы сформулировать примерно таким образом: обеспечение максимального удовлетворения постоянно растущих материальных и культурных потребностей всего общества путём непрерывного роста и совершенствования социалистического производства на базе высшей техники».[9]
Ну, допустим, скажет кто-то, и что из этого?
«Следовательно: вместо обеспечения максимальных прибылей – обеспечение максимального удовлетворения материальных и культурных потребностей общества; вместо развития производства с перерывами от подъёма к кризису и от кризиса к подъёму – непрерывный рост производства; вместо периодических перерывов в развитии техники, сопровождающихся разрушением производительных сил общества, – непрерывное совершенствование производства на базе высшей техники».[10]
Возможно, кто-то отмахнётся, сказав, все эти ваши высокие сентенции просто бестолковое умничание. Когда под Прохоровкой лоб в лоб друг на друга шли немецкие и советские танки, там было не до ваших экономических законов. Когда манштейны, гудерианы и готты планировали сражения, помочь победить их могло только знание военного искусства, стратегии и тактики. И, слава богу, что Жуков, Рокоссовскиё, Ватутин и другие советские генералы и маршалы не забивали себе голову всякой там диалектикой. Армия есть армия, независимо от того, какой именно общественный строй, капитализм или социализм, она обслуживает.
Да, действительно, если смотреть поверхностно, то так оно всё и выглядит. Если не помнить, что армия – это часть общества, что вооружение для армии, да и саму армию создаёт общество, и создаёт их по своим, присущим этому общественному строю законам. Законам, не зависящим от сознания отдельного человека. «Люди могут открыть эти законы, познать их, изучить их, учитывать их в своих действиях, использовать их в интересах общества, но они не могут изменить или отменить их» (И.В. Сталин).
Наверное, можно доверять высказыванию человека, строившего нашу страну, возглавлявшего советский народ в период подготовки к Великой Отечественной войне и руководившего страной во время великих битв. Человека, который привел трудовой народ советской страны к Победе.
Это уже не просто умничание, это гениальное осмысление, подтверждённое практикой социалистического строительства!
Ну и как это связано с танками, возможно, хмыкнет кто-то?
 А.К-цев
________________________________________________________________