Доллар по 20? Легко!

Печальная судьба украинской гривны заставляет вспомнить известную фразу Салтыкова-Щедрина, посвященную инфляции середины позапрошлого века. «Сегодня за рубль в Европе дают полтину, а завтра будут давать по морде». И хотя Украина, как писал другой классик, — это не Россия, однако процессы девальвации в обеих странах похожи. С той лишь разницей, что Россия — это пятая экономика мира, пусть и переживающая трудности из-за западных санкций, а Украина — страна-банкрот, чей внешний долг через пару месяцев превысит по размерам весь национальный ВВП.

Так что если украинские патриоты надеются увидеть, как рухнет, под тяжестью санкций российская экономика, то это очень зря. Как гласит народная, теперь уже украинская мудрость, поки товстий схудне — худий сдохне.

Но вернемся к гривне. После сентябрьских исторических минимумов падения ее курса на межбанке, НБУ провел «вазелиновое чаепитие» с частными банкирами, следствиемчего стала целая череда драконовских мер, призванных создать видимость стабилизации. Начиная от обязательной продажи всей валютной выручки государству, заканчивая искусственным ограничением спроса на инвалюту («не больше 200 долларов в одни руки») и выдачей денежных инвалютных переводов исключительно в гривне.

В результате обменнный курс застыл на отметке 12.8-13.00, только купить доллар по такому благословенному курсу легально в банке нельзя. А можно — у валютных менял, спрос на услуги которых снова возник, как и в 90-е. Но уже по курсу 14-17.

И это совсем не предел. В двадцатых числах реальный курс может составить до 20 гривен за доллар. Причина — банальная нехватка американской валюты. На фоне резкого сокращения экспорта, который, собственно, и дает стране валюту, единственный способ пополнить валютные закрома родины — это реквизировать валюту у населения. Чем правительство и занимается.

Ситуация с курсом доллара уже привела к уходу значительного числа валютных операций в тень. Следом за ними в тень уходят и экспортные операции. Ведь экспортерам валюта нужна не меньше чем правительству. Ну и регионы, в которых сосредоточены основные предприятия-экспортеры, предчувствуя «тощие годы», будут всеми правдами и неправдами оставлять деньги себе, вместо того чтобы перечислять их в центр и кормить дотационные области. Что поделаешь — своя рубашка ближе к телу.

Нечто подобное уже было в последние годы существования СССР, когда на фоне товарного дефицита облисполкомы богатых областей принимали решения о запрете вывоза с территории своих областей различных дефицитных продуктов. От колбасы до (не смейтесь) туалетной бумаги. Тем самым резко «схлопывался» единый общесоюзный и даже внутриреспубликанский рынок, и товарно-денежные отношения деградировали до натурального обмена.

Есть ли у Порошенко чудодейственный план на случай обвала нацвалюты и повторения на Украине вышеописанных процессов? Боюсь, что нет. Да и откуда ему взяться, ведь у наставников из МВФ один рецепт на все случаи жизни. Называется он «по одежке протягивай ножки». Резкое сокращение социальных расходов бюджета (не на армию же и милицию сокращать) приведет к сбалансированию доходов и расходов и выдаче Фондом очередного стабилизационного кредита.

В такой ситуации курс может вернуться снова к 13-ти, только денег у населения не будет от слова совсем. Останется только гордость за страну, сумевшую назло врагам стабилизировать валюту.

Алексей Блюминов