Большой китайский миф: анализ китайской военной угрозы

Среди многих людей существует довольно устойчивая страшилка, что Китай представляет угрозу для России в военной сфере. И обязательно подразумевается, что победа Китая предрешена, и у России нет шансов. Так ли это? Давайте же узнаем.
Отметим сразу – в этой статье мы будем рассматривать гипотетический ВОЕННЫЙ конфликт РФ и КНР, экономическим и политическим последствиям такой войны будет посвящено мало времени.

Какими войсками мы обладаем на Дальнем востоке? Там находится 4 армии, общей численность в 10 бригад (4,5 тыс. солдат каждая), также из общевойсковых соединений имеется 2 артиллерийских, 1 ракетно-артиллерийская и 2 ракетных бригады. Много это или мало?


До военной реформы в 2008, дальний восток охраняли примерно 9 дивизий сокращенного состава, не более 3 тыс. человек каждая. Как мы видим, к нынешнему дню, Восточный военный округ усилен количественно и качественно. Кроме того здесь сконцентрировано 12 баз хранения и ремонта военной техники (БХРВТ). Так что в случае опасности, можно максимально быстро (2 недели) развернуть еще несколько резервных бригад.
Китайская численность в 2.7 млн человек не так значительна, как кажется. Из них только1,5 млн служит в НОАК, из которых только 850 тыс– сухопутные войска. Остальные – ополчение, о котором поговорим позже.  На российско-китайской границе несут службу два китайских военных округа - Шеньянский и Пекинский. В каждом из них имеется по 3 армии. Шеньянский ВО(16-я, 39-я и 40-я армии) насчитывает механизированную дивизию, 3 танковых, 5 механизированных, 6 мотопехотных и 3 артиллерийских бригады. Пекинский ВО(38-я, 27-я и 65-я армии) насчитывает 1 танковую и 3 механизированных дивизии, 2 танковых, 3 механизированных, 3 мотопехотных и 3 артиллерийские дивизии. Суммарно получаем - 1 танковая, 4 механизированных дивизии, 5 танковых, 8 механизированных, 9 мотопехотных и 6 артиллерийских бригады. Китайская механизированная дивизия состоит из 11-13 тыс. человек и имеет 3 танковых и 3 мех.полка. Получается, одна китайская дивизия примерно равняется 3 русским бригадам. В итоге китайские силы имеют численное превосходство в 3-4 раза. Однако оно не означает качественного. В китайской армии есть важная черта – все силы делятся на так называемые «силы быстрого реагировании» и силы территориальной обороны. Первое – это и есть армия в привычном нам смысле. Они имею лучшее обучение, технику и оружие. Но таких сил в Китае очень мало. Они и используются для нападения. Основную численность армии КНР составляют силы обороны (итак называемая «Народная вооруженная милиция Китая») – они используются ТОЛЬКО для обороны вверенного участка территорий, и для атаки совершенной не приспособлены. Почему? Потому что такие подразделения получают подготовку и вооружение по остаточному принципу, техника устаревшая, но самое главное – в них всегда не полная механизация.

Иными словами – даже если захочется их использовать для атаки, это будет сделано затруднительно – ибо в отличие от армии РФ, где во всех подразделениях 100% обеспеченность транспортными средствами, «силы обороны» имеют 50%, 40%, и даже 10% обеспеченность транспортными средствами, и придти вовремя на поле боя они просто не смогут. Для справки, армии США и СССР проблему механизации и моторизации своих армий решили еще в 1950 – 1960-ых. Вот табличка механизации в НОАКе. Нас интересуют 16-я, 27-я и 38-я 39-я, 40-я и 65-я армии. Процент механизации - в крайней правой колонке

Как видите, даже в армиях теоретически направленных против РФ, степень оснащенности БТР и БМП не абсолютна.

В современном мире неполная механизация войск смотрится просто дико. Кроме того, ввиду более точной артиллерии и авиации, а также возросшей скоростью подразделений всех войск, армия которая была до войны еще более значима, чем в эпоху Второй мировой.  Иными словами на мобилизацию как на эффективный инструмент ведения войны полагаться нельзя (здесь речь идет о мобилизации 5-10 млн человек). В современных условиях что Россия, что Китай смогут мобилизовать не более 500 тыс. человек каждый. Почему? Потому что со времен Второй мировой сила бронетехники повысилась. Если в Великую отечественную танк можно было подбить гранатой, то сегодня это очень трудно. Борьбой с бронетехникой в современном мире занимаются гранатометчики и операторы ПТУРов. Современное пехотное отделения – это не десяток автоматчиков\стрелков, как было раньше. Это и гранатометчики, и оператор ПТУРа, и снайпер, и зенитчик. Кроме того создание снаряжения современного бойца занимает куда больше времени и ресурсов.
 
Вот пример того как менялось снаряжение британского солдата на протяжении времени.  На картинках в хронологическом порядке расположены образцы пехотного снаряжения 1645, 1854, 1916, 1944, 1982 и 2014 годов.











Хоть и показано снаряжение бойцов решающих разные задачи в бою, это хорошо показывает, как эволюционировало снаряжение солдата.  Что еще эти картинки могут нам сказать? А то, что произвести современного снаряжения на 1 млн. человек в разы дороже (и в разы дольше), чем в эпоху Второй мировой. А значит и роль мобилизации имеет уже не такое больше значение - ну невозможно сегодня производить снаряжения для нескольких миллионов солдат в месяц, квартал или год. Примерно также дела обстоят и с бронетехникой. В современном танке в разы больше деталей, и произвести танковый батальон в день (как во Вторую мировую)  технологиями 2014 года нереально. А это значит что ни о каких массовых производств танков речи не идет и нечем будет вооружить миллионы призывников.

Для чего была приведена вся эту информация? Чтобы показать, что истории про то, что КНР может отмобилизовать, 10, 20, 50 и 100 млн. человек, являются изумительными сказками. Во многих подразделениях основной армии КНР не полная механизация – если Китай 2 млн. человек не может обеспечит транспортом (БТР,БМП – и кстати, не все из них современные ), то  обеспечит, хотя бы еще 1 млн призывников он не в состоянии. Да и чем вооружать китайских призывников? Легкого стрелкового оружия может и хватит, однако им надо выдать бронежилеты, разгрузочные системы, гранатометы, ПТУРы, и т.д. Без всего этого ценность таких призывников – нулевая. Кроме того, призывники в отличии от регулярной армии, не настолько психологически устойчивы и легче поддаются панике. Например, во время войны в Южной Осетии, Грузия начала мобилизацию 100 тыс. человек, часть мобилизованных попала на фронт. И стало только хуже – эти подразделении мало того, что не могли оборонять свои участки местности, но и заражали своей паникой другие союзные соединения. В итоге это вылилось в паническое бегство и основной грузинской армии. 

Стоит понимать, что сила армии напрямую зависит от ее снабжения. И тут у НОАК появляются новые проблемы. На Дальнем востоке отсутствует инфраструктура, способная поддерживать миллионную китайскую армию, тем самым затрудняя применение численного превосходства. Отсутствие инфраструктуры соседствует с непроходимым древними лесным массивами. Бронетехнику через лес не протащишь. А если это удастся – без снабжение эти соединение быстро потеряет свою боеготовность. А это значит, что несмотря на огромные расстояние Дальнего Востока, направлений для атаки у НОАК будет не так много, и их все можно предугадать заранее – здесь не пустыни, так просто укрепленный пункт не объедешь (в стратегическом плане, разумеется). Однако Хабаровск и Владивосток располагаются рядом с границей, и удержать их будет крайне тяжело.

ВВС Китая же, состоит более чем на 70% из истребителей, и потому не смогут нанести урон нашим войскам, помешать их снабжению и успешно подавить наше ПВО.

К тому же надо понимать, что войска РФ Центрального и Западного военных округов не имеют сильных противников на своих границах, и могут быть переброшены на Восток. Китай же, имеет территориальные споры со всеми своими соседями, очень напряжены отношения с Индией и Вьетнамом. А и Индия, в случае войны Китая и РФ, наверняка воспользуется ситуацией, чтобы выбить пакистанцев и китайцев из Кашмира. А значит перекинуть части НОАК с этого направление уже невозможно.

В общем, у РФ есть все шансы противостоять Китаю, даже без использование тактического ядерного оружия (которое создано для уничтожения войск, а не городов).
Но даже если допустить, что КНР победит, а правительство РФ струсит использовать ТЯО (как любят говорить вообще все оппозиционеры), встанет вопрос РАДИ ЧЕГО ВСЕ ЭТО БЫЛО?

Ради минеральных ресурсов и дерева которых полно в Китае, да и Россия продает им по дешевке (ибо такие ресурсы и вправду недорого стоят)? Ради нефти? Но до серьезных месторождений тысячи километров!

А это Распределение перспективных ресурсов нефти по нефтегазоносным бассейнам РФ, млн. т.

Ради «жизненного пространства», которое надо еще и обустроить? Кстати, в Японии, Бельгии, Индии и Вьетнаме плотность населения выше чем в Китае, но у них вопрос «жизненного пространства» почему-то не стоит.

В конце концов, Китай потеряет немалую долю своей новой техники (это при невысокой механизации еще), война разорвет военное сотрудничество с РФ – откуда брать новую технику? Ведь без нее, КНР после войны с РФ будет беззащитен перед Индией и США.
Во общем, в теории об атаке России Китаем больше мечтаний и заблуждений, чем правды.

 Man Story

Комментариев нет: